История операционных систем Apple. Часть 10

История операционных систем Apple. Часть 1
История операционных систем Apple. Часть 2
История операционных систем Apple. Часть 3
История операционных систем Apple. Часть 4
История операционных систем Apple. Часть 5
История операционных систем Apple. Часть 6
История операционных систем Apple. Часть 7
История операционных систем Apple. Часть 8
История операционных систем Apple. Часть 9

В заключительной части нашего цикла мы вкратце расскажем о том, как развивалась операционная система Mac OS X за последние годы, и к чему ее развитие привело до этого момента. Как уже было сказано в предыдущей главе, история этого «зоопарка» началась в 2000 году с выходом Public Beta Kodiak («Бурый медведь»). Последней на сегодняшний день версией является 10.7 Lion («Лев»), выпущенная в июле 2011 года.

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.

Нельзя не отметить, что Mac OS X значительно отличается от предыдущих версий Mac OS. Основу системы составила POSIX-совместимая операционная система Darwin, которая является свободным программным обеспечением. Ее ядром является XNU (аббревиатура «Xnu is Not Unix» — «Xnu — не Юникс»), в котором используется ядро Mach и стандартные сервисы BSD. Все возможности Unix доступны через консоль. Поверх этой основы в Apple разработано много проприетарных компонентов, таких как API Cocoa и Carbon, Quartz. Mac OS X выпускалась для компьютеров Macintosh на базе процессоров PowerPC и Intel. Начиная с версии 10.6, Mac OS X поддерживает только процессоры Intel, а поддержка архитектуры PowerPC прекращена.

Mac OS X включает в себя множество возможностей, делающих ее более стабильной, чем предыдущая версия — Mac OS 9. В Mac OS X используется вытесняющая многозадачность и защита памяти, позволяющие запускать несколько процессов, которые не могут прервать или повредить друг друга. На архитектуру Mac OS X повлияла OpenSTEP, которая была задумана как портируемая операционная система. К примеру, NeXTSTEP была портирована с оригинальной платформы 68k компьютера NeXT, до того как NeXTSTEP была куплена Apple. Так и OpenSTEP была портирована на PowerPC в рамках проекта Rhapsody.

Наиболее заметным изменением стал графический интерфейс Aqua. Использование закругленных углов, полупрозрачных элементов и светлых полосок также повлияло и на внешний вид аппаратного обеспечения первых iMac. Некоторым пользователям это не понравилось, поскольку они считали это непрофессиональным. Другие же были довольны и считали это шагом вперед. После выхода первой версии Mac OS X другие разработчики тоже стали использовать дизайн Aqua. Для предотвращения использования своего дизайна на других платформах Apple воспользовалась услугами юристов.

 

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.

Mac OS X включает среду разработки программного обеспечения Xcode, которая позволяет разрабатывать программы на нескольких языках, включая Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Она поддерживает компиляцию в так называемые «универсальные программы» (Universal Binary), которые могут запускаться на нескольких платформах (x86, PowerPC), так же, как «fat binaries» использовались для запуска одного приложения на 68k и PowerPC платформах.

Подытожив вышеприведенное, выделим основы Mac OS X:

  • Подсистема с открытым кодом — Darwin (ядро Mach, набор утилит BSD).
  • Среда программирования Core Foundation (Carbon API, Cocoa API и Java API).
  • Графическая среда Aqua (QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL).
  • Технологии CoreImage, CoreAudio и CoreData.

Для обеспечения гладкого перехода с Mac OS 9 на Mac OS X был создан Carbon. Приложение, написанное с помощью Carbon, может запускаться на любой из этих ОС. С другой стороны, Mac OS X наследует многое из OpenSTEP, которая не является обратно-совместимой с другими версиями Mac OS. В данный момент Apple рекомендует API, именуемый Cocoa, и там наследие OpenSTEP весьма заметно — имена многих классов начинаются с «NS» (NSObject, NSArray), что является аббревиатурой от NeXTSTEP.

Еще одной отличительной особенностью Mac OS X стало начилие поддержки Java. Это означает, что приложения, написанные на Java и использующие Swing, выглядят так же, как и приложения, использующие Cocoa. Традиционно приложения под Cocoa разрабатываются на Objective C, альтернативе Java. Однако 25 июля 2007 года Apple заявила, что дальнейшие расширения в Cocoa не будут портированы на Java. В составе Mac OS X, начиная с версии 10.5 Leopard, поставляется интерпретатор Ruby с поддержкой Cocoa.

В отличие от предшественниц, Mac OS X является полноценной, сертифицированной UNIX’03 операционной системой. Это означает, что большинство программ, написанных для BSD, Linux и других UNIX-подобных систем, скомпилируются и будут работать на Mac OS X почти или же вовсе без дополнительных изменений в коде. Для удобной установки таких программ разработаны менеджеры пакетов, такие как Fink или MacPorts (ранее — DarwinPorts). Они подобны apt в Debian или портам во FreeBSD.

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.

Начиная с версии 10.3, Mac OS X по умолчанию также включает в себя X11.app — адаптированную версию X-сервера. Это позволяет запускать на Mac OS X приложения, разработанные для X11 — с использованием gtk, Qt для X11 (Qt4 поддерживает Mac OS X как в режиме X11, так и в обычном режиме Aqua) и прочих. Для вывода на экран X11.app использует Quartz. Однако X11.app имеет ряд проблем, таких как отсутствие Aqua-стиля в оформлении приложений и неполную поддержку Unicode. Более ранние версии ОС могут запускать X-сервер через XDarwin.

Ранние версии Mac OS X поддерживали все компьютеры Macintosh (ноутбуки, десктопы или серверы) на процессорах PowerPC G3, G4 и G5. Более поздние версии перестают поддерживать старое оборудование: например, версия 10.3 Panther не поддерживает старые G3, 10.4 Tiger не поддерживает системы без портов FireWire, бета-версия 10.5 Leopard, представленная на WWDC, не поддерживала G3 вообще. Однако существуют утилиты, такие как XPostFacto, и патчи к установочному диску, сделанные сторонними разработчиками, для установки новых версий Mac OS X на оборудовании, официально не поддерживаемым Apple, включая некоторые до-G3 системы. Исключая некоторые возможности, требуемые оборудованием (такие, как графическое ускорение, запись DVD), операционная система предлагает одинаковую функциональность на всем поддерживаемом оборудовании.

Версия Mac OS X для PowerPC остается совместимой со старыми Mac OS приложениями через эмуляцию так называемой Classic, которая позволяет пользователям запускать Mac OS 9 как процесс в Mac OS X, поэтому многие старые приложения запускаются так, как будто под старой операционной системой. Classic не поддерживает компьютеры на процессорах Intel.

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.

В апреле 2002 года начал распространяться слух о том, что у Apple есть версия Mac OS X с кодовым названием Marklar, которая запускается на процессорах Intel x86. Идея Marklar была в переходе Mac OS X на альтернативную платформу, которая позволит Apple преодолеть проблемы развития платформы PowerPC. Слухи оставались не подтвержденными до мая 2005 года, когда в файлообменных сетях появилась версия Mac OS X для процессоров Intel.

6 июня 2005 года Стив Джобс подтвердил слухи и сообщил на конференции WWDC, что в течение двух лет Apple перейдет с PowerPC на процессоры Intel. До этого Apple меняла платформу с Motorola 68K на IBM/Motorola PowerPC — Apple включила эмулятор Motorola 68K в новую ОС, которая позволяла запускать большинство 68K-приложений. Apple поддерживала эмулятор в течение 11 лет; однако, при переходе на Intel, он был удален. В новую OS был включен эмулятор PowerPC, который называется Rosetta. Также, новая версия XCode и соответствующие консольные утилиты позволяют разрабатывать universal binaries (fat binaries) — исполняемые файлы, которые могут содержать в себе поддержку нескольких платформ (ppc, ppc64, intel x86, x86-64).

Сейчас большинство приложений, которые доступны только для PowerPC, поддерживается при помощи эмулятора Rosetta. Однако Apple просит разработчиков создавать универсальные приложения для обеих платформ. Универсальные приложения запускаются быстрее на компьютерах с процессором Intel, чем приложения для PowerPC, запускаемые с помощью эмулятора Rosetta. Некоторое программное обеспечение для PowerPC, такое, как расширения ядра и плагины системных настроек (System Preferences), не поддерживаются на компьютерах с процессорами Intel.

В то время, когда MacIntel могут запускать приложения для PowerPC, x86 и универсальные, «Маки» на базе PowerPC могут запускать только универсальные и PowerPC приложения. Поддержка платформы PowerPC осталась в Mac OS X 10.5. Джобс также подтвердил слух, что новая версия Mac OS X запускалась на Intel процессорах большую часть своего существования, так как кросс-платформеность уже существовала в Mac OS X — OpenSTEP был портирован на множество платформ, включая x86, и Darwin включил поддержку для обоих (PowerPC и x86).

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.

Mac OS X была портирована на iPhone и iPod touch. Несмотря на серьезные изменения — например, закрытость платформы и отсутствие рабочего стола (его заменяет SpringBoard) — в порте сохранились такие особенности, как Darwin, ядро XNU. В некоторых сторонних программах сохранились эффекты из настольной версии — например, в программе Converter.

Стоимость Mac OS X включается в цену для новых компьютеров Macintosh. При покупке ОС отдельно от компьютера цена составляет 129 долларов. Последняя версия Mac OS X 10.7 Lion продается за 29 долларов в Mac App Store . Мелкие обновления могут быть загружены с помощью встроенного приложения Software Update («Обновление программного обеспечения») и распространяются бесплатно. Более значительные обновления (до следующей версии операционной системы) стоят 29 долларов.

Существует также лицензия «Family Pack», стоящая в США 199 долларов и разрешающая устанавливать ОС на пять или менее компьютеров — специально для пользователей, обладающих более чем одним Маком. Для школьников, студентов и учащихся цена на лицензию составляет 50—90% от стандартной розничной.

Разработчики могут бесплатно зарегистрироваться на сайте Apple Developer Connection (ADC) и скачивать оттуда документацию и утилиты для разработки, такие как Xcode. ADC также предлагает некоторые платные сервисы, включая лицензии для «тестирования и разработки» для релизов и бета версий Mac OS X. 7 января 2007 года серверная версия Mac OS X на 10 клиентов в США стоила 499 долларов, а на неограниченное количество клиентов — 999 долларов.

Mac OS X— вторая по популярности платформа в мире, ее рыночная доля в сентябре 2011 года составляла 6,03 %. Из этого числа 3,46 % приходилось на версию Mac OS 10.6, 1,17 % — на долю Mac OS 10.5, 1,03 % — на долю Mac OS 10.7 и еще 0,34 % — на долю Mac OS 10.4.

История операционных систем Apple. Часть 10. Фото.