История операционных систем Apple. Часть 6

4

История операционных систем Apple. Часть 1
История операционных систем Apple. Часть 2
История операционных систем Apple. Часть 3
История операционных систем Apple. Часть 4
История операционных систем Apple. Часть 5

По мере того, как Apple в начале девяностых продолжала сдавать свои позиции, желтая майка лидера уверенно двигалась в сторону Microsoft. Операционная система Windows 3.x, выпущенная в 1993 году, имела огромный успех. Следующее поколение системы, проходившее под кодовым названием «Chicago», первоначально было запланировано к выпуску в том же году. Тем не менее, разработка системы затянулась, и в итоге она вышла только спустя два года под названием Windows 95.

Между тем, 1993 год был ознаменован еще одним знаковым релизом – Windows NT. Это была система с более широким функционалом и повышенной производительностью, рассчитанная на более мощные профессиональные машины и серверы. NT включала в себя Win32 API и имела различные важные функции, в числе которых упреждающий планировщик, встроенные сетевые службы, подсистемы для OS/2 и POSIX, виртуальные машины для DOS и 16-битной Windows, поддержка SMP, а также новая файловая система, получившая название NTFS.

Apple было необходимо прореагировать на притязания Microsoft, особенно в условиях надвигающейся революции под названием Windows 95. Проекты Pink и Red оказались крайне неуспешными. Впоследствии было предпринято еще несколько попыток, направленных на то, чтобы решить «проблему с операционной системой».

Star Trek

Этот проект, реализовывавшийся совместно с компанией Novell, представлял собой дерзкую попытку портировать Mac OS на процессоры x86. В целом команда инженеров, состоявшая из представителей Apple и Novell, добилась успеха в создании достойного прототипа в невероятно короткий срок. Тем не менее, проект был свернут по нескольким причинам. Во-первых, Apple в то время уделяла львиную долю своего внимания разработке машин на базе PowerPC; во-вторых, некоторые члены руководства компании считали, что это внесет сбои в текущую бизнес-модель компании, а в-третьих, поставщики комплектующих прореагировали на этот проект крайне негативно.

Много лет спустя и на PowerPC, и на x86 будет работать операционная система Darwin, явившаяся ядром куда более успешной Mac OS X. И в то время как прототип Star Trek при загрузке показывал логотип «Счастливый Мак» (Happy Mac), приложение SystemStarter в Darwin/x86 приветствовало пользователя фразой «Добро пожаловать в Macintosh» (Welcome to Macintosh).

Raptor

Система Raptor в определенном смысле стала очередной инкарнацией проекта Red. Она могла работать на любой архитектуре и должна была обеспечить Apple микроядром следующего поколения. Так как проект Star Trek был отправлен в корзину, ожидалось, что основное внимание компании будет направлено на развитие Raptor. Тем не менее, этот проект тоже приказал долго жить в связи с недостаточным финансированием, конфликтами между сотрудниками и другими причинами.

TalOS

Taligent была компанией, совместно учрежденной Apple и IBM в начале 1992 года для продолжения работы над проектом Pink. Первоначально Pink должен был эволюционировать в операционную систему, основанную на объектах. Тем не менее, впоследствии из него получилась объектная среда под названием CommonPoint , которая работала на многих современных операционных системах, включая AIX, HP-UX, OS/2 и Windows 95/NT. Также ожидалось, что она будет способна работать на разработанном Apple ядре NuKernel. Taligent Object Services (TalOS) – так был назван комплект технологий, которые были основаны на Mach 3.0. TalOS должна была стать расширяемой и портативной операционной системой, отличающейся высокой производительностью.

TalOS была целиком ориентирована на объекты, причем это распространялось и на реализацию всех драйверов устройств, сетевых протоколов и т.д. Объектные компоновочные блоки Taligent был известны под названием «фреймворки». Это были фреймворки для пользовательского интерфейса, текста, документов, графики, мультимедиа, шрифтов, печати и служб низкого уровня (драйверы и сетевые протоколы). Все это вместе с предлагавшимися инструментами разработки подразумевало смещение обязанностей, связанных с программированием с плеч разработчиков программного обеспечения на плечи инженеров систем приложений.

Стоит отметить, что хотя другие системы того времени (в числе которых NEXTSTEP) обладали объектными программными фреймворками, компания Taligent стремилась основывать на объектах всю модель программирования. В NEXTSTEP разработчики, которые создавали фреймворки, должны были приводить поведение объектов в соответствие с библиотеками, на которых они основаны, системным вызовам Unix или Display PostScript. В 1995 году компания Taligent перешла под полный контроль IBM. В результате проект Pink не дал Apple операционную систему следующего поколения, в которой компания так нуждалась.

Copland

В начале 1994 года компания Apple объявила, что планирует использовать десятилетний опыт разработок для создания своей новой операционной системы Mac OS 8, которая проходила под кодовым названием «Copland». На самом деле, Apple начала работу над этой системой несколько месяцев до этого, задумав превратить эту систему в свой ответ стремительно набиравшей обороты Windows. Реализуя этот проект, компания планировала достичь несколько своих целей:

  • Адаптировать RISC в качестве ключевой технологии, сделав систему полностью нативной для PowerPC
  • Интегрировать, усовершенствовать и укрепить такие имеющиеся технологии как OpenDOC QuickDraw GX (графическая архитектура для ввода текста, графики, цвета и печати), ColorSync, QuickDraw 3D, а также инструменты совместной работы: PowerTalk и PowerShare
  • Сохранить и улучшить простоту использования интерфейса Mac OS, сделав эту систему совместимой с многопользовательским режимом и обеспечив ее полной настраиваемостью
  • Расширить совместимость с такими платформами как DOS и Windows
  • Сделать системы Mac OS лучшими сетевыми клиентами
  • Встроить функции активной поддержки, способные работать во всех приложениях и сетях (иными словами, значительно облегчить автоматизацию широкого спектра задач)
  • Система Copland должна была иметь открытую лицензию и стимулировать развитие клонов, совместимых с Mac OS

Чтобы достичь этих целей, система Copland должна была иметь следующие функции:

  • Уровень аппаратных абстракций (HAL), также способный помогать сторонним производителям создавать совместимые системы
  • Микроядро NuKernel в основе системы
  • Симметричный мультипроцессинг с приоритетной многозадачностью
  • Усовершенствованная виртуальная память с защитой
  • Гибкий и мощный механизм расширения системы
  • Важнейшие подсистемы (ввод-вывод, сетевые службы и файловые системы), работающие на базе ядра
  • Сетевые службы низкого уровня, такие как X/Open Transport Interface (OTI), System V STREAMS и Data Link Provider Interface (DLPI)

В начале 1990-х работа над Copland ускорилась, и к середине последнего десятилетия прошлого века инженеры Apple ожидали чуда, которое преобразит компанию. Тем не менее, процесс разработки постоянно пробуксовывал. За первую половину девяностых успело выйти несколько версий комплекта разработки драйверов (DDK), однако планы по выпуску системы в 1996 году представлялись все более нереальными. В силу различных обстоятельств функцию полной защиты памяти в систему было решено вообще не включать. Тогдашний исполнительный директор Apple Гил Амелио (Gil Amelio) тогда назвал Copland «лишь коллекцией отдельных кусочков, над каждым из которых работала отдельная команда, и которые должны были каким-то чудесным образом собраться воедино».

В мае 1996 года Apple, наконец, принимает решение об отказе от реализации проекта Copland. Амелио сообщил, что самые удачные компоненты Copland будут включены в будущие релизы имеющейся операционной системы. Начать было решено с готовившейся к выпуску System 7.6, которая на момент релиза была официально переименована в Mac OS 7.6.

Gershwin

После провала проекта Copland необходимость для Apple в разработке новой операционной системы была остра как никогда. Внимание руководства переключилось на наработку под названием «Gershwin», которая каким-то необъяснимым образом должна была получить защиту памяти. Тем не менее, ничего кроме кодового обозначения об этом проекте неизвестно. Ходят даже слухи, что над проектом Gershwin в действительности вообще никто не работал.

BeOS

В какой-то момент Apple рассматривала возможность сотрудничества с корпорацией Microsoft в создании операционной системы, основанной на Windows NT. Среди других возможных вариантов рассматривался продукт Solaris от Sun Microsystems и BeOS от компании Be. На самом деле, Apple имела большое желание купить Be и серьезно приблизилась к его материализации.

Компания Be была основана бывшим главой отдела Apple по разработке продуктов Жаном-Луи Гассе (Jean-Louis Gassée), который возглавлял сильную команду, разработавшую очень впечатляющую операционную систему. Последняя имела все то, чего так страстно желала Apple: защиту памяти, приоритетную многозадачность, симметричный мультипроцессинг и даже могла работать на PowerPC (а впоследствии и на x86). BeOS была спроектирована таким образом, чтобы эффективно обрабатывать мультимедиа. Она обладала файловую систему с метаданными, позволявшую осуществлять доступ к файлам посредством различных атрибутов. В то же время BeOS являлась еще незаконченным и непроверенным продуктом. Например, в тот момент она не поддерживала функции общего доступа к файлам и печати, а также для этой платформы было доступно очень мало приложений.

Гассе был осведомлен о том, как сильно Apple хочет заполучить Be, и поэтому выставил за свою компанию цену в более 500 миллионов долларов. Общий объем инвестиций в Be составлял всего 20 миллионов долларов, а Apple оценивала эту компанию в 50 миллионов. В процессе переговоров Apple согласилась увеличить цену до 125 миллионов долларов, тогда как Гассе согласился снизить свою цену до 300 миллионов. В конечном итоге Apple выступила с предложением о приобретении компании за 200 миллионов долларов, и уже начали ходить слухи, что Гассе готов принять это предложение. Тем не менее, жадность взяла верх, и глава Be предложил Apple «окончательную» цену в 275 миллионов долларов и был в полной уверенности, что Apple махнет рукой и согласится. Тем не менее, этого так и не произошло: сделка сорвалась.

Еще одной потенциальной мишенью Apple в то время была новая компания Стива Джобса NeXT, чья операционная система, в отличие от BeOS, хотя бы уже была готова и доступна на рынке. Несмотря на то, что NeXT в то время еще не могла похвастаться ошеломительными успехами, операционная система OPENSTEP встретила весьма теплый прием на рынке. Джобс активно предлагал Apple воспользоваться своей технологией и уверял, что она в своем развитии опередила конкурентов на несколько лет.

В результате Apple заключила сделку с NeXT. В феврале 1997 года компания приобрела NeTX по цене более 400 миллионов долларов. Хотя эта цена была значительно выше той, что Apple могла бы заплатить за Be, в конечном итоге это приобретение окажется для компании судьбоносным и радикально изменит в лучшую сторону ее судьбу. Напомним, что в 1985 году после конфликта с тогдашним исполнительным директором Apple Джоном Скалли (John Scully) Стив Джобс выставил ультиматум совету директоров: «Или я, или он». Несмотря на его полную уверенность, что совет решит оставить его, все-таки было решено оставить на руководящем посту рационального и рассудительного Скалли. И вот спустя 12 лет, приобретя его новое детище NeXT, компания Apple вернула в свои ряды своего «блудного» директора. Джобсу хватит одного года, чтобы полностью реструктурировать деятельность компании и заставить ее расти. Во многом это связано с новыми и весьма успешными продуктами, непрекращающаяся череда которых начнется с возвращением Джобса.

Но пока на дворе еще 1997 год, и единственное, что пока интересует Apple в NeXT, это разработанная последней операционная система. Как сказал тогда Гил Амелио: «Мы предпочли выбрать план А, а не план Be». В следующей статье нашего цикла мы расскажем о том, как создавались операционные системы компании NeXT.

4 комментария

  1. 0

    скорее бы 🙂

  2. 0

    Очень интересно!

  3. 0

    Очень интересно! С нетерпением жду продолжения!

  4. 0

    жду седьмой части )))

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий