AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Retina: проект на грани безумия

Кто бы не придумал разрешение “класса Retina”, это был сумасшедший. Кто именно? Мы, наверно, никогда не узнаем – да и какое это имеет значение? Можно было, как все, шаг за шагом увеличивать разрешение экранов, не перенапрягаясь и не тратиться на то, чего еще никогда не было…

Если бы кто-то попытался организовать подобный проект за чужие деньги, едва ли хоть один инвестор в мире решился бы на это. Потому что экспертная оценка проекта была бы, скорее всего, такой же как приговор вынесенный iPhone 4 независимыми экспертами: это бесполезная, безумно затратная и бессмысленная затея.

Когда результат бесполезной идеи попал в руки миллионов пользователей, это мнение по тихому убрали с сайтов – все мои ссылки на подобные статьи умерли чуть ли не в один день. Хотя, может зря я наезжаю на экспертов: просто Apple почему-то очень не любят её конкуренты, даже больше чем Microsoft во времена её фактической монополии.

Я давно хотел рассказать о том, чем этот проект отличался от большинства других, но как-то не получилось. Если я не расскажу об этом проекте сейчас, будет поздно: “Горный лев” был его завершающим этапом.

Эта бесполезная чепуха вызывала восторг у её потребителей, но и у разработчиков она не вызывала отторжения и негативных реакций. Интересы последних были учтены с самого начала, и это удивительно. Вроде бы, так должно быть всегда – но обычно все не так…

Это продолжение серии про “горного льва”. Предыдущие части:

Первая часть: Mountain Lion: предвкушение.

Признаки приближения чего-то “безумно великого”

Давно не было ничего “безумно великого”, но именно сейчас это было бы очень кстати, и у нас еще есть надежда стать свидетелями чего-то такого. Или не стать.

Признаки таких стихийных явлений были скорее неприятными. Обычно Apple, как и любая компания в мире, внимательно следит за новшествами конкурентов, и оперативно отвечает на них чем-то еще более впечатляющим. Как и все остальные – иначе беда.

Но вдруг, без видимых причин, компания как будто впадает в спячку, и перестает отвечать на внешние раздражители. Например, с середины 2011 года, несмотря на объявление Intel крестового похода против MacBook Air, она не заинтересовалась появившимися на рынке жидкокристаллическими дисплеями с IPS, 24-битным цветом и большим разрешением чем у Air.

А про экраны MacBook Pro, которыми компания еще совсем недавно гордилась, говорить не хочется: экран с высоким разрешением (за доплату в 100 долларов) уступал не только братьям по классу, но и некоторым ультрабукам. Правда, ультрабукам это не помогло, но вообще-то нужно было отреагировать, это очень важный момент.

Пример “безумно великого” был у всех перед глазами, но даже у iPad третьего поколения экран меньше. Пользователь не может изменить разрешение экрана iPad. Вообще.

На MacBook’е пользователь может изменить разрешение экрана в любой момент, внешние мониторы расширяющие поверхность “рабочего стола” имеют разное разрешение – окно запросто может оказаться на границе областей с Retina и без.

Незадолго до объявления Retina MacBook Pro по Кремниевой долине поползли какие-то слухи, но были они какие-то невнятные и несмелые.

В долине как в деревне: невозможно ничего скрыть, в любой компании есть чьи-то друзья и приятели, бывшие коллеги – общаться с которыми в нерабочее время не запретишь.

Технология Retina (в iOS)

С точки зрения потребителей, это просто запредельно высокое разрешение, делающее пиксели невидимыми – кстати, большинство офтальмологов признали это, и отказались присоединиться к коллегам утверждавшим что Apple вводит клиентов в заблуждение. Но ничего кроме исчезнувших из поля зрения пикселей обыватели не увидели.

В ноябре 2012 Apple, после нескольких безуспешных попыток начавшихся еще в 2010 году, зарегистрировала торговый знак “Retina” и запатентовала эту технологию.

iPhone был идеальной стартовой площадкой для проекта. Небольшой экран, разрешение которого всегда одинаковое, даже при четырехкратном увеличении числа пикселей для работы с ним не требуется графический процессор запредельной производительности.

Измерять размеры экранов и объектов отображаемых на них в пикселях, с точки зрения абстрактной геометрии, как-то неправильно. Примерно как в лаптях или в попугаях. Хотя практики использовали для этого именно пиксели – минимальные точки разрешения. Как компромисс между практиками и теоретикам, существовала еще одна единица измерения, точка (point), изначально и теоретически это 1/72 дюйма, но на самом деле равная одному пикселю (а это и 1/96 дюйма, и 1/64 – как получится).

В технологии Retina координаты обозначаются точками. Каждая точка состоит из четырех пикселей. В Core Graphics, 2-мерном графическом движке OS X, координаты обозначались вещественными числами. Это повышало точность вычислений.

При увеличении разрешения, четкость и качество картинок и видео возрастает, но тексты и элементы уменьшаются, и их восприятие усложняется.

1600х900 на дисплее с диагональю в 13,3 дюйма (как у Samsung Series 9 900X3B) – пример неправильного, с точки зрения эргономики, решения. Все можно отрегулировать, но это лишние действия, не относящиеся к тому для чего он был приобретен.

Retina-дисплей iPhone 4 (как iPhone 4S и iPad третьего поколения) оставлял размеры всего с чем взаимодействует пользователь такими же, всего лишь увеличивая их качество. Это одна из тех очевидных вещей, до которых непросто додуматься. Графический движок, как и прежде, имел дело с координатами – а как они называются и сколько их в точке ему все равно.

Вот только и в iOS, и в программах для iOS, графические составляющие экрана с помощью графического движка почти никогда не рисовали. Чтобы не перегружать центральный и графический процессор и не разряжать батарею. Использовались картинки, нарисованные художниками и дизайнерами. Эти картинки вписывались в заданные для них размеры с точностью до пикселя – а про точки они ничего не знали.

Нашли решение и для этого: увы, придется поработать. В основном дизайнеру. И не просто увеличить имеющиеся пиктограммы, а творчески их улучшить (добавить элементы, сделать интереснее). А чтобы уменьшить нагрузку на программистов, придумали обозначения для файлов с графическими элементами предназначенными для Retina. Если картинка для обычного разрешения хранится в файле starship.png, тогда Retina-вариант должен быть в файле starship@x2.png. Программист приказывает вывести в нужном месте “starship”, а iOS выбирает нужный вариант в зависимости от разрешения на устройстве.

Это не все тонкости и особые ситуации в iOS, но идея, видимо, понятна.

Технология Retina (OS X)

Все, что рассказано выше, про реализацию технологии в iOS, в полной мере относится и к OS X. Но из-за того что операционная система компьютера живет намного более богатой и разнообразной жизнью, в ней пришлось учесть намного больше житейских ситуаций.

Как и в iOS, за всеми аспектами которые может контролировать операционная система, в полном объеме и автоматически, отвечает она. В первом Retina MacBook Pro это делала нестандартная сборка Mac OS 10.7.4, с номером 11E2068. Эта система была чем-то вроде корабля Восток, на котором Гагарин совершил первый пилотируемый полет в космос.

Учли и вероятность внезапного изменения разрешения экрана, и отображение окна сразу на двух экранах, один из которых с Retina-разрешением, а другой – нет. С окнами система разбиралась сама.

А вот с их содержимым – стандартные элементы управления и тексты делали то, что надо, без вмешательства разработчика. Графические заготовки (нарисованные художниками и/или дизайнерами), иконки, фирменная графика для элементов управления, с учетом всех ситуаций – на программисте.

Трудозатраты при адаптации Mac’овской программы к Retina поровну делились между разработчиками и дизайнерами.

Я немного упрощаю, на самом деле все было несколько сложнее, иногда нетривиально, но одними из первых выпустить программу, штатно работающую на Retina MacBook Pro было престижно и выгодно.

В OS X Mountain Lion все механизмы, обкатанные в Mac OS 10.7.4, сборка 11E2068, с рядом дополнений (из 1700 новых API в 10.8 десятка два имели отношение к технологии Retina), были уже штатной частью операционной системы, а поддержка Retina стала одним из обязательных требований при размещении приложения в Mac App Store.

Продолжение следует

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Новости по теме
4 функции watchOS 26, которые не появятся на старых Apple Watch
Как поставить пароль на любое изображение на компьютерах Apple
Apple выпустила первую публичную бета-версию macOS Tahoe 26. Что в ней нового и как её установить на Mac
Новости партнеров
Жуткая правда о пересадке донорских органов: люди часто просыпаются во время вскрытия
Жуткая правда о пересадке донорских органов: люди часто просыпаются во время вскрытия
Трамп подпишет указ для защиты криптовалютных компаний от дебанкинга. Что это даст?
Трамп подпишет указ для защиты криптовалютных компаний от дебанкинга. Что это даст?
Смотрите, как Google изменила дизайн Android. Теперь все приложения выглядят иначе
Смотрите, как Google изменила дизайн Android. Теперь все приложения выглядят иначе