AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Кто может стоять за иском ФАС к «МТС» и «Вымпелкому»?

Как мы уже знаем из сообщений прессы, вчера Федеральная антимонопольная служба России направила исковое заявление против операторов связи «МТС» и «Вымпелком» (владелец торговой марки «Билайн») по обвинению в ценовом сговоре при реализации смартфона iPhone 4. В этом материале мы попробуем разобраться, в чем могут состоять истинные мотивы регулирующего органа, и кто на самом деле за всем этим может стоять.

Для начала вкратце напомним об истории вопроса для тех, кто может быть не в курсе. Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компаний «Мобильные ТелеСистемы» и «Вымпелком» по факту согласованных действий, заподозрив их в ценовом сговоре при продаже iPhone 4. Компании официально импортируют смартфоны iPhone 4 производства Apple на территорию РФ. Антимонопольная служба получила сведения, что американский производитель не менял отпускные цены на смартфоны с сентября 2010 года, не давал рекомендаций в отношении розничных цен на смартфоны в России и не контролировал ценовую политику «Вымпелкома» и «МТС». Тем не менее, цены на эти мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. В случае признания «Вымпелкома» и МТС нарушившими закон им грозит оборотный штраф до 15% выручки от продаж iPhone 4.

В настоящий момент «Вымпелком» в своем интернет-магазине предлагает Apple iPhone 4 черного цвета с памятью 16 ГБ по цене 31900 рублей. Версия с объемом памяти 32 ГБ стоит 36 900 рублей. «МТС» же на своем сайте продает аппараты с 16 ГБ по цене 31 900 рублей, а 32 ГБ – за 36 900 рублей. Третий участник «большой тройки» операторов, «Мегафон», вообще на этот праздник жизни не допущен, что также заинтересовало органы. В связи с этим обстоятельством ФАС заподозрила «МТС» и «Билайн» в картельном сговоре, направленном на искусственное поддержание цен на смартфон на высоком уровне, который стал возможным благодаря исключительному положению двух операторов на рынке «белых» смартфонов Apple в России.

В то же время антимонопольный орган как будто упускает из внимания тот факт, что решение о выборе партнеров для сбыта своей продукции на территории нашей страны принимала компания Apple, и почему на нашем рынке сложилась такая ситуация, спрашивать нужно исключительно у нее. Что же касается завышенных цен на смартфон, то многие аналитики сходятся во мнении, что те цены, которые предлагают сегодня «МТС» и «Вымпелком», просто являются минимальными возможными ценами для официального сбыта смартфонов, привязанными к оптовым ценам Apple (изначально идентичным для обоих операторов) и включающими в себя другие необходимые расходы. Если бы у операторов была возможность сделать эти цены ниже этой минимальной отметки, они бы наверняка так и поступили, поскольку с нынешними ценниками конкурировать с «серыми» импортерами им наверняка очень тяжело, даже невзирая на все очевидные преимущества «белых» продаж.

Кроме того, представляется странным, что интересоваться этой проблемой ФАС стала только сейчас, то есть спустя более года после прихода iPhone 4 в Россию и в преддверии начала продаж следующего поколения смартфона. В этой связи у некоторых наблюдателей возникли подозрения в том, что действия службы носят исключительно показушно-политический характер. Как мы знаем, приближаются парламентские и президентские выборы, и в такие периоды времени органы, связанные с исполнительной властью, обычно демонстрируют повышенную активность и пытаются доказать эффективность своей работы. А такой знатный «клиент» как Apple, да еще и после всех шумных событий, связанных с компанией, мог бы помочь привлечь внимание к активной работе наших доблестных органов. И даже если эта затея провалится, ФАС может хотя бы доложить, что в поле ее неусыпного внимания попадают даже такие не всегда различимые для глаза явления как продажи модных гаджетов в России.

Другая версия носит сугубо конспирологический характер и принадлежит нашему коллеге и другу Эльдару Муртазину. В своем твиттере он пишет:

Все-таки красиво Эпл партнеров сливает перед открытием магазина. Пиар строят правильно. «Плохие» операторы, «завышенные» цены и потом бах…

Изложим позицию ведущего аналитика Mobile Research Group более развернуто. По мнению Муртазина, вся эта кампания связана с желанием Apple избавиться от бремени контрактов с российскими дилерами в рамках подготовки к открытию собственного магазина в Москве. Иными словами, Apple сама «натравила» ФАС на «МТС» и «Билайн», чтобы расторгнуть с ними контракты и впоследствии изменить правила игры. А правила эти, как предполагается, могут быть разными: либо iPhone будет продаваться в Apple Store в разблокированном виде, и пользователи смогут самостоятельно выбрать любого оператора, либо будут заключены новые контракты с поставщиками услуг связи, в рамках которых Apple обеспечит себе более широкую свободу действий, которая будет необходима после того как компания «породнится» с Россией.

Такая версия, бесспорно, тоже имеет право на существование, однако в рамках этого предположения действия компании Apple выглядят слишком уж нечистоплотными и беспардонными. Если у производителя есть желание расторгнуть контракты с дилерами, то почему бы не сделать это полюбовно и по договоренности? Ведь наверняка соответствующее положение в договорах присутствует, поскольку Apple вряд ли стала сковывать себя какими-то кабальными контрактными условиями. А теперь получается, что, желая разорвать связи с операторами, американская компания не только наносит ущерб деловой репутации своих партнеров, но и обрекает их на потенциальные убытки, которые могут оказаться весьма немаленькими.

В любом случае, к чему бы ни привела эта история, главным победителем в конечном итоге должен будет остаться потребитель. Если дело будет спущено на тормозах или иск провалится, мы как минимум ничего не потеряем (в то время как репутации операторов будет нанесен ущерб), а если факт сговора между «МТС» и «Билайном» будет подтвержден, нас ждет солидный подарок в виде снижения цен на iPhone. Ну а самым главным подарком, конечно же, обещает стать открытие московского Apple Store, информация о котором получает все новые и новые подтверждения.

По материалам «Маркер.Ру»