Планшетная история Apple: от Graphics Tablet до iPad

Многие люди, которым неравнодушна история Apple, наверняка знают, что прежде чем на рынке появился iPad, компания проделала долгий путь, разрабатывая и совершенствуя мобильные компьютеры в планшетном форм-факторе. Сегодня, когда ожидается наступление на мировые рынки целого полчища планшетов, мы предлагаем вам оглянуться назад, чтобы понять, откуда все это произошло. И мы уверены, что значительная часть информации, которую вы узнаете, для многих окажется новой и неизвестной.

История планшетных компьютеров Apple началась еще в далеком 1979 году. Именно тогда началась разработка устройства под названием Apple Graphics Tablet (фото слева), которое и стало первым планшетом компании. Как говорилось в весеннем каталоге Apple за 1981 год, «Apple Graphics Tablet превращает Вашу систему Apple II в холст художника. Этот планшет предлагает возможность использования инструментов и методик создания и отображения графической информации». Этот аксессуар для компьютера Apple II, разработанный компанией Summagraphics, использовал магнитострикцию, а встроенные провода могли распознавать стилус на осях x, y и z. Программой для рисования на этом планшете стало приложение под названием «Utopia Graphics System», разработанное музыкантом Тодом Рундгреном (Tod Rundgren).

В 1983 году Apple привлекла компанию Frog Design для разработки дизайна своих новых устройств. Продукт под названием bashful стал началом движения Apple по направлению к «истинным» планшетным компьютерам. Frog Design стала автором нового дизайнерского языка Apple, получившего название Snow White и использовавшегося в течение почти всех 1980-х годов. Apple хотелось дистанцироваться от своих прошлых продуктов и перейти на новый уровень, и в качестве основного средства было выбрано радикальное обновление дизайна новых продуктов.

В то время Стив Джобс был одержим идеей создания первоклассных компьютеров, которые бы при этом радовали глаз. Зачастую дизайн становился во главу угла, а вопросам производительности отводились второстепенные роли. На самом деле, многие дизайнеры, приглашавшиеся в то время в Apple, не имели практически никакого опыта в проектировании компьютеров, но при этом были лучшими в своей основной сфере деятельности.

Во времена, когда персональный компьютер находился в зачаточном состоянии, такой принцип работы представлялся, по меньшей мере, излишне амбициозным. Значительная часть других компаний в первую очередь была озабочена вопросами, связанными с производительностью устройств. Первые вычислительные машины были громоздкими и совершенно некрасивыми. Более-менее привлекательные черты они начали приобретать позже, когда компоненты стали уменьшаться в размерах и упрощаться в конструкции. Тем не менее, Стив Джобс был непоколебим в своем видении, которое многие описывали как желание поставить тележку впереди лошади. Не можем не отметить, что данный подход сохранился у Apple и сегодня: сначала дизайн, потом производительность.

Дизайнерский язык Snow White оставил свой отпечаток на всех продуктах Apple, выпущенных с 1984 года до конца десятилетия. Его характерными чертами являлся белый или ярко-серый цвет корпуса и минимализм в выборе элементов. В качестве примеров устройств, выполненных в рамках этой дизайнерской философии, можно привести Apple IIc, Macintosh II, Macintosh Portable и другие.

bashful и многие другие модели, выполненные на дизайнерском языке Snow White, так и остались концептами. Тем не менее, очевидно, что они существенно продвинули компанию в разработке планшетных компьютеров, внеся существенный вклад в их сегодняшний успех. Среди моделей, на которые существенное влияние оказал bashful, следует выделить такие устройства как 24HourMac, BookMac и TelephoneMac (см. фото выше). Кстати, не из BookMac ли путем перестановки двух составляющих слова появилось название ноутбука MacBook? Видимо, только мистер Джобс сможет ответить на этот вопрос.

Во время разработки моделей 24HourMac и BookMac Стив Джобс уже трудился над тем, чтобы сделать плоскую жидкокристаллическую панель частью повседневной реальности. Как бы ни прекрасно выглядели эти концепты, в условиях отсутствия технологий и средств производства они могли никогда не увидеть свет. А между тем, данные персональные компьютеры явно предполагали использование ЖК-экранов. Тем не менее, в потребительском сегменте эта технология просто отсутствовала или была представлена в маленьких калькуляторах и немногочисленных КПК-образных устройствах.

Джобс связался со своим коллегой Стивом Китченом (Steve Kitchen), который после исключения из колледжа основал в Силиконовой долине небольшую компанию под названием Woodside Design. Китчен изобрел плоский жидкокристаллический экран (фото слева), который был достаточно портативный и энергетически экономичный для использования в таких устройствах как BookMac и 24HourMac.

Спустя некоторое время, в 1985 году, Джобс продемонстрировал совету директоров Apple плоский ЖК-экран с размерами 4 x 4 дюйма. Он сказал, что если вложить 20 миллионов долларов, то ко второму полугодию 1986 года с конвейеров будет сходить до 20 000 таких экранов в месяц. Предложение Джобса акционеров не заинтересовало.

Напомним, что для Стива Джобса это был крайне беспокойный период. В то время его отношения с исполнительным директором Apple Джоном Скалли (John Sculley) дошли до точки кипения, и к концу 1985 года Джобс уже не работал в Apple. Более подробно о конфликте двух топ-менеджеров можно прочитать в первой части нашего материала «История Apple с начала и до наших дней».

Если бы Джобс к тому времени не успел впасть в немилость у акционеров Apple, то у него была бы возможность не только остаться в компании, но и получить необходимое финансирование для реализации своих инициатив. В этом случае такие устройства как BookMac и 24HourMac получили бы свое развитие, и возможно, нам бы не пришлось так долго ждать появления «революционного и магического» iPad.

Развитие технологии плоских жидкокристаллических дисплеев стало главным фактором, благодаря которому вообще стала возможна такая вещь как мобильный компьютер. Без плоских ЖК-экранов существование ноутбуков, смартфонов и планшетов не представлялось бы возможным. Тем не менее, во второй половине восьмидесятых и в первой половине девяностых никто не занимался развитием этой технологии, а ведь уже в то время была возможность изменить облик компьютера и сделать 1990-е годы десятилетием портативных ПК.

В реальности же жидкокристаллическая революция нахлынула на планету лишь во второй половине

девяностых и вслед за компьютерами проникла на рынок сотовых телефонов и телевизоров. Это в свою очередь подстегнуло производителей микропроцессоров, таких как ARM и Intel, к стремительной модернизации своего модельного ряда. И хотя у Apple в то время уже был ЖК-вариант портативного компьютера Apple IIc (фото справа), он продавался не очень хорошо и имел много противников. Дело в том, что эта технология в то время была еще достаточно сырой и нуждалась в доработке.

Известно, что за время своего отсутствия Джобс успел основать компанию Next Computer, которая разработала компьютеры NeXT. Тем не менее, несмотря на свое огромное желание оснастить их ЖК-экранами, Джобс был ограничен в деньгах и времени, и от этой идеи на том этапе пришлось отказаться. А если добавить к этому то обстоятельство, что другие производители не особо стремились оборудовать свои компьютеры плоскими экранами, то можно заключить, что эра плоских дисплеев в 80-х так и не наступила.

Портативный компьютер P2, созданный в 1989 году, оказался вполне достойным устройством. Разработанный специалистами Apple, компьютер P2 представлял собой планшетообразное устройство, которое можно было легко носить на плече как сумку. Это был концепт, на внешний облик которого явно повлияло устройство Dynabook от Алана Кея (Alan Kay), созданное в 1968 г.

Figaro стало кодовым наименованием проекта, реализуемого группой Newton внутри Apple, которая занималась разработками и исследованиями в области карманных персональных компьютеров (КПК). Концепт планшетного компьютера Knowledge Navigator (1987 г.) стал архетипом того, что Apple пыталась создать в начале реализации проекта Newton. Тем не менее, позже компания решила сделать выбор в пользу более компактного и простого дизайна, как у Original Newton MessagePad. Ниже приведем видеоролик, на котором на Knowledge Navigator можно посмотреть в действии:

В рамках конкурса Figaro, начавшегося в 1989 году, группе дизайнеров (как из штата Apple, так извне компании) было дано задание разработать дизайн карманных компьютеров. Главное условие конкурса состояло в том, что необходимо создать портативный компьютер планшетного типа с вводом данных при помощи ручки. Примечательно, что большинство из этих людей никогда до этого дизайном компьютеров не занималось. Ручка должна была использоваться для ввода информации рукописью с последующей ее трансформацией в текстовые символы.

В качестве экрана должен был использоваться сенсорный дисплей с активной матрицей. Кроме того, устройство должно было обладать встроенным жестким диском. Для беспроводной передачи данных в гаджет предполагалось встроить инфракрасный порт, что позволяло бы пользователям обмениваться данными, расположив устройства в непосредственной близости друг от друга. Последнее условие конкурса состояло в том, что стоить такой аппарат должен был 6000 долларов.

Во время первого конкурса Figaro (см. изображения ниже) в результате внутренней дискуссии в Apple победителем была названа работа компании Giugiaro (три верхних фото на указанной иллюстрации). Эта компания сотрудничала с Apple и ранее, и если взглянуть на эти фото, то становится ясно, чем ее продукция привлекла Стива Джобса: лаконичностью форм и минималистичностью конструкции.

В следующем конкурсе Figaro (два следующих изображения) эти устройства получили наибольшую благосклонность со стороны фокус-группы. Тем не менее, Apple отнеслась к дизайну этих продуктов скептически, сочтя, что они выглядят слишком «симпатично», что не совсем соответствует дизайнерской философии Apple.

После этого Скалли организовал новое дизайнерское состязание, и им стал второй тур конкурса Figaro. Желая победить итальянцев из Giugiaro, Роберт Бруннер (Robert Brunner) из отдела промышленного дизайна Apple решил составить конкуренцию победителю конкурса дизайна, прошедшего в феврале 1990 года (см. иллюстрацию выше). Команда Бруннера абсолютно бесплатно разрабатывала концепты для Newton Group. Они тратили на это свое время и свои деньги, и это помогало в течение долгих лет поддерживать конкуренцию между калифорнийцами и итальянцами.

В конце 1990 года были объявлены результаты второго конкурса Figaro. На первом фото снизу изображены плоды творчества калифорнийских дизайнеров. В левой нижней части изображен концепт среднегабаритного КПК, получивший название Newton, а в правой нижней части – концепт более крупного КПК Newton Plus.

Эти работы калифорнийцев демонстрировали определенный прогресс относительно предыдущих моделей. Они отличались новыми формами и цветами, оснащались стилусом и инфракрасным окошком и имели уникальный рифленый рельеф на задней стороне корпуса. Даже наиболее скептически настроенные топ-менеджеры Apple оказались больше в восторге от работы Бруннера, чем Giugiaro.

Тем не менее, фокус-группа вновь отдала свое предпочтение Giugiaro. Проблема состояла в том, что дизайнерские работы Бруннера не очень походили на компьютеры, разработанные в Силиконовой долине. В то же время концепты Giugiaro были простыми, уникальными, стильными и оригинальными. В итоге глава подразделения Newton Marketing Майкл Чао (Michael Tchao) вместе с другими членами команды начал разработку КПК Newton, в котором были бы учтены пожелания всех (фото сверху).

Но крупные формы не привлекали недавно нанятого Чао. У него, как и у других членов команды Newton, были опасения относительно того, что слишком высокая стоимость продукта приведет к возникновению сложностей в поиске его рыночной ниши. Поэтому было принято решение, что новый портативный компьютер должен быть компактным и дешевым. На практике это означало, что все результаты проекта Figaro было решено отправить на свалку и заняться разработкой новых концептов. Тем не менее, половина участников проекта Newton все же выражала симпатию устройству Newton Plus, так что окончательную победу Чао праздновать было рано.

В конце 1990 – начале 1991 года компания Giugiaro предложила еще один концепт, получивший название Montblanc (фото сверху). Это была окончательная версия дизайна  Newton Plus, отличавшаяся роскошным черным корпусом и эллиптическим ИК-портом. Между тем, к тому времени команда Newton уже успела изменить свое мнение относительно инфракрасных портов. Хотя они были встроены во все концепты Figaro, включая Montblanc, разработчики чувствовали, что не стоит на этом зацикливаться. Весной 1991 году команда поняла, что, обладая ценой от 4000 до 5000 долларов, Montblanc все равно был слишком большим и слишком дорогим, даже будучи нацеленным на премиум-сегмент рынка. Осознав это, Чао убедил Скалли отказаться от Newton Plus и сделать выбор в пользу более компактной дизайнерской концепции PocketNewt.

Скалли согласился, и впоследствии команда сосредоточилась на создании карманной версии Newton, получившей название Junior. В мае 1992 года разработка Newton Plus была официально прекращена. Это стало поводом для раскола среди дизайнеров, работавших в рамках проекта Figaro, который закончился увольнением нескольких сотрудников. В их число входила Сью Букер (Sue Booker), которая не только являлась одним из ключевых членов команды и стояла у истоков Figaro, но и провела несколько лет за проектированием интерфейсов для этих устройств.

После всех этих перипетий портативная версия всех этих планшетных компьютеров все же была создана (см. фото ниже), и дизайн ее оказался более привлекательным для разработчиков, чем Montblanc. Предпроизводственная версия носила кодовое имя «Batman». Дело в том, что если присмотреться, то можно увидеть, что внешне этот гаджет очень напоминает Batmobile из одноименного фильма Тима Бертона от 1989 года.

В целом же можно заключить, что концепты, созданные в рамках проекта Figaro, оказались не у дел. Знающие люди скажут, что это очень в духе Джобса: провести три года за исследованиями и разработками, чтобы в итоге обнаружить, что дизайн должен быть радикально другим и соответствовать новым спецификациям продуктов. Похоже, даже в период отсутствия Гуру осиротевшие стены сохранили в себе его дух.

Наступила эпоха, в которой бал правили компактность и легкость. Тем не менее, Batman также оказался слишком громоздким и во время презентации не смог поместиться в кармане Джона Скалли. Поэтому команде дизайнеров было поручено сделать его еще меньше. Члены команды, пребывавшие в отчаянии и раздражении признавались, что на тот момент у них в головах было только одно решение для этой проблемы: тайком пробраться в кабинет Скалли и пришить к его костюму новые карманы, в которых бы умещался Newton. Однако шутки шутками, но к работе все равно возвращаться было нужно, тем более, что сроки в Apple всегда поджимают. В итоге дизайнеры смогли создать новый концепт, который был оснащен более плоской крышкой и закругленными углами. И – о чудо! – он смог-таки поместиться в кармане босса.

Однако достижения в области эргономичности не могли не сказаться на функциональности устройства. Например, значительно снизилось удобство в использовании плоской ручки. В результате дизайнеры вновь засели за изматывающую работу, поскольку промедление уже было смерти подобно: поступление Newton в продажу должно было состояться через 5 месяцев.

В ходе разработки возникали все новые и новые проблемы. Например, в какой-то момент дизайнерам сказали, что в верхней части корпуса Newton должен присутствовать слот PCMCIA, благодаря которому пользователи могли вставлять в устройство PC-карты. Проблема состояла в том, что некоторые PC-карты, доступные в то время, в силу своих габаритов выступали из слота, препятствуя передвижению крышки Newton. Получалось, что использование этого слота с таким типом дизайна представлялось крайне затруднительным.

В итоге была разработана пристегивающаяся крышка (фото сверху) с двумя резиновыми выступами наверху, которую можно снимать и надевать на заднюю часть корпуса устройства. Однако во время собраний фокус-группы многие пользователи не смогли разобраться, что нужно делать с застежками на крышке, а некоторым резиновые выступы напомнили грудные соски. В результате крышка была удалена, и в окончательной версии устройства защитная крышка для экрана отсутствовала.

Помимо проблем с дизайном, Newton также имел другие недочеты, которые необходимо было устранить до поступления устройства в продажу. Наиболее значительными из них являлись недостатки в работе программного обеспечения. В итоге дату релиза все же было решено перенести, и Newton поступил в магазины лишь летом 1993 года.

Однако интерес к планшетным компьютерам у Apple не угасал. Причем особое внимание к ним стала уделять не только Newton Group, но и Mac Group. Эта команда предпринимала попытки создать модулярные компьютеры, которыми можно пользоваться как полноценными системами Mac.

Поскольку подразделение Macintosh, как и многие другие отделы Apple, видело в Newton устройство, которое может однажды стереть с лица земли настольные компьютеры, было принято решение разработать «ньютонообразный» Mac. В мечтах дизайнеров возникало портативное, но при этом достаточно мощное устройство. Основным его отличием от Newton было то, что оно должно было работать на программном обеспечении Mac (под управлением полноценной операционной системы Mac) и оборудоваться клавиатурой и мышью. Если попытаться выразить мысль лаконично, это устройство должно было стать мостом, соединяющим первоначальный Macintosh и пока не оправдавший надежды Newton.

На первом этапе появилось четыре концепта, получившие названия WorkCase, Macintosh Folio, PenMac и PenLite. На иллюстрации ниже изображен WorkCase, о котором сегодня почти ничего не известно. Этот аппарат являлся частью модулярного настольного компьютера, который служил экраном для компьютерной системы Juggernaut, включавшей в себя модулярый дисплей (WorkCase), клавиатуру, стойку, переносной набор и камеру. Поскольку WorkCase был съемным, он мог служить как отдельное устройство – планшетный компьютер с сенсорным экраном и стилусом.

На фото ниже изображен Macintosh Folio, который появился летом 1992 года. Этот аппарат был спроектирован Джонатаном Айвом (Jonathan Ive), который и по сей день работает в Apple как промышленный дизайнер. Не будет лишним напомнить, что именно он был ведущим дизайнером, когда были разработаны такие легендарные продукты как MacBook Air, iPhone, iPad и многие другие. Macintosh Folio обладал сенсорным экраном и встроенным аккумулятором. Если установить его на интегрированную стойку, его можно было использовать как настольный компьютер, к которому можно прикрепить съемную клавиатуру Folio.



PenMac (Folio) (фото ниже) стал еще одним концептом планшетного компьютера Apple, произведенном на свет в начале девяностых. Он был оснащен встроенным приводом CD-ROM, сменной батареей, большим ИК-портом и интегрированным стилусом. Больше про это устройство ничего неизвестно, кроме того, что оно обладало, пожалуй, самым богатым функционалом из всех концептов планшетников, разработанных в Apple в то время.

PenLite отметился тем, что он максимально близко из всех концептов планшетов Apple подобрался к стадии серийного производства. Этот проект был закрыт буквально в последнюю минуту, когда уже принималось решение о его запуске в производство. Аппарат работал на классической версии Mac OS, которая была оптимизирована под ввод данных с помощью стилуса. Однако, в связи с тем, что распознавание рукописного текста в то время было еще далеко от совершенства, Apple решила не торопиться. В итоге PenLite, как и многие другие продукты такого типа, так и не покинул стен испытательных лабораторий Apple.

Рассказывая о планшетах, нельзя не упомянуть еще об одном устройстве – W.A.L.T. (Wizzy Active Lifestyle Telephone, фото слева). Точных данных о периоде его разработки нет, однако, если верить изданию Apple Museum, то оно создавалось ориентировочно с 1990 по 1993 год как коммуникационный планшет с ручкой. Конечно же, дальше стадии прототипа дело и на этот раз не зашло: реализация проекта была прекращена в 1993 году.

Аппарат WALT, разработанный совместно с компанией BellSouth, представлял собой портативный телефон с сенсорным экраном. Помимо функций телефона, WALT обладал электронной адресной книгой, панелью для сообщений, а также мог отправлять факсы. Если подключить устройство к факсимильной службе ANYWHERE компании BellSouth, оно даже могло принимать факсы и отвечать на них. WALT был оснащен стилусом для более удобного набора номера и написания сообщений, а на передней панели устройства имелись кнопки, отвечавшие за самые важные функции.

Еще одно устройство, о котором также имеет смысл рассказать, это VideoPad (фото справа). Этот гаджет представлял собой что-то среднее между КПК, смартфоном и ноутбуком. VideoPad, представленный в виде концепта на конференции MacWorld 2 августа 1993 года в Бостоне, так и не дотянул до производственной стадии. Кстати, в то же время общественности был продемонстрирован и Newton MessagePad.

Планшет Bic стал еще одним крупноформатным концептом Newton, о котором почти ничего не было известно. А между тем, его называют одним из самых привлекательных прототипов планшетов компании Apple. К серийному производству Bic был готов в августе 1993 года. Он был оснащен двумя слотами PCMIA, съемной дверцей для ввода-вывода, ИК-портом, микрофоном, динамиком, съемной батареей и процессором ARM 610 с частотой 20 МГц. Официальным названием, которое было отпечатано на передней стороне корпуса, было «MessageSlate». Больше об этом концепте не известно ничего, кроме того, что он был выпущен в количестве 36 штук (если верить серийным номерам устройств, которые продавались на eBay). Как и многим другим аналогичным устройствам, данному гаджету суждено было остаться на полке.

Хотя между созданием Bic и началом исследования в лабораториях Apple технологий для мультитач-интерфейса прошло почти десять лет, ходили слухи, что в конце 20 века в компании обсуждалась

возможность создания собственных КПК. Тем не менее, никаких конкретных свидетельств в подтверждение этой информации обнаружено не было. Между тем, следующий серьезный шаг в этом направлении был сделан лишь 17 марта 2004 года, когда в Патентное бюро США было направлено заявление о регистрации патента номер D504 899, в котором описывался планшетный компьютер. Справа приведена иллюстрация из этого заявления, на которой видно, что устройство оснащено сенсорным дисплеем и управляется жестами пользователя. Патент был зарегистрирован на имя Apple 10 мая 2005 года.

В своем интервью 2010 года Джобс подтвердил, что именно в то время (то есть еще до появления iPhone) Apple начала разрабатывать планшетный компьютер на базе мультитач-интерфейса. Однако когда было принято решение о создании смартфона, проект планшетника был положен на полку, и все имевшиеся в распоряжении компании ресурсы и технологии были брошены на разработку iPhone.

В июле 2008 года Бюро по патентам и товарным знакам США опубликовало три патентных заявления Apple, посвященных «прокручиванию, жестам и синхронизации». По рисункам в этих документах можно было определить, что в них рассматривалось устройство, представлявшее из себя гибрид ноутбука и планшета.

Лишь в 2007 году, когда в продаже появился первый iPhone, компания Apple смогла уделить больше внимания своему новому детищу – планшетному компьютеру с сенсорным интерфейсом. В 2010 году Apple, наконец, представила свой новый продукт, получивший название iPad. И это спустя более 30 лет после появления Apple Graphics Tablet! Критики в один голос заговорили об очередной сенсации и революции, а аналитики из Bernstein Research сказали, что это был самый успешный в истории запуск на рынок продукта из сферы бытовой электроники.

В сегменте рынка, за который в течение последних 20 лет шла ожесточенная борьба и где никто так и не смог предложить ничего внятного, Apple умудрилась стать той компанией, которой удалось сдвинуть дело с мертвой точке и занять место уверенного лидера. Ситуация напоминает рынок MP3-плееров в момент появления на нем iPod. Как и в случае с этим портативным проигрывателем, ожидается, что iPad еще долгое время будет контролировать львиную долю своего сегмента.

Анализируя главную причину успеха iPad, многие эксперты сходятся в мысли о том, что основной его козырь – это специально разработанная и заточенная под мультитач операционная система, а не просто модифицированная ОС, унаследованная от настольных машин.

Источник: LiquidPubs.com
Специально для AppleInsider.ru

 
Чтобы оставить комментарий