AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Розничный бизнес Apple: десять лет спустя, часть 1

В прошедшем 2011 году Apple праздновала сразу три десятилетних юбилея – именинниками стали продукты Mac OS X, плееры iPod и сервис iTunes, а также розничный бизнес компании. Новыми направлениями 2011 года стали рекламный бизнес iAd, облачный сервис iCloud и голосовой помощник Siri. Appleinsider предлагает подробнее разобраться в бизнесе розничных продаж компании и предположить, что его ждет в следующем десятилетии.

Apple до начала розничных продаж

Сейчас трудно себе представить, что когда-то у Apple не было розничных магазинов. Десять лет назад трудно было представить, что у компании они будут – изначально компьютеры Apple продавались в специализированных магазинах типа ComputerLand и через независимых посредников, ведущих розничный бизнес и заключивших партнерство с Apple.

После ухода из Apple и основания компании NeXT в 1985 году Стив Джобс надеялся создать серию фирменных розничных магазинов для прямых продаж высококачественных новаторских компьютерных товаров потребителю. Однако NeXT не хватило опыта работы в этой сфере и ресурсов, чтобы обеспечить себе заметное присутствие на розничном рынке. В итоге в 1993 году компания отказалась от производства оборудования в пользу развития софтверного бизнеса и создания программных продуктов для корпоративных клиентов, которые лучше смогут оценить их и сравнить с существующей Windows.

На протяжении 1990-тых годов продажи компьютеров стали более популярны в крупных универсальных магазинах и розничных супермаркетах. В таких местах на выбор пользователю предлагался большой ассортимент по выгодным ценам, но при этом клиенту часто приходилось делать выбор самостоятельно, без должной поддержки специалистов – консультантов. Обычный покупатель в таких случаях часто путается в ценах, спецификациях, характеристиках оборудования. Вскоре Apple удалось дифференцировать свои Mac от остальных PC настолько, что компания посчитала более выгодным быстро создать собственные фирменные магазины и зарабатывать больше, продавая свои компьютеры под собственным брендом.

В 1996 году Apple озвучила свои новые планы о привлечении пользователей при помощи сети «интернет-кафе», оснащенных устройствами, с помощью которых можно будет путешествовать в сети и играть в игры, одновременно попивая кофе и перекусывая.

Далее Apple заключила партнерство с компанией Landmark Entertainment, имеющей опыт в строительстве тематических городских аттракционов, среди которых – Star Trek Experience в Лас-Вегасе, и Jurassic Park для Universal Studios. Первое заведение площадью 15 тысяч квадратных футов должно было быть построено к концу 1997 года в Лос-Анджелесе, затем – в Лондоне, Токио, Париже, Нью-Йорке и Сиднее.

Через год Apple объявила, что отменяет предыдущие планы об открытии сети интернет-кафе, обвинив Landmark в бездействии. Apple зарегистрировала на себя домен AppleCafe.com, и на своем сайте отметила, что интернет-кафе откроются «в ближайшее время».

В то время компания страдала от «кризиса недоверия» к своей операционной системе и неуверенности в будущем развитии платформы в целом (в условиях полного рыночного господства Microsoft). Не менее серьезной проблемой для Apple стала неспособность вывести свою продукцию на рынок – даже если компания знала, что предложить покупателям, она не могла этого сделать напрямую и осуществлять продажи.

Apple открывает интернет-магазин

После того, как Стив Джобс вернулся в Apple, компания решила уделить внимание собственным онлайн-продажам, и в конце 1997 года открыла свой Apple Store вместе с выходом линейки новых Mac с процессорами G3. Онлайн-магазин был создан с использованием серверной технологии WebObjects, которую Apple получила вместе с приобретением NeXT менее года назад. Тогда покупатели PowerMac впервые получили возможность создавать онлайн необходимые конфигурации оборудования.

Ранее NeXT (компания Джобса) работала совместно с Dell по осуществлению розничных продаж, но после ее слияния с Apple компания Dell поспешила избавиться от WebObjects. Исполнительный директор Майкл Делл (Michael Dell) тогда на мероприятии Gartner Symposium объявил, что на месте Apple «скорее бы закрыл компанию и раздал деньги акционерам».

После запуска нового интернет-магазина Apple осенью 1997 Джобс вспомнил замечание Делла и сказал:

«Мы идем за тобой по пятам, приятель, с нашими новыми продуктами, новым магазином и новым предложением сборки ПК на заказ».

Предприятия Apple в розничном мире

Проблема дифференциации собственных компьютеров от конкурентных продуктов затронула и других производителей, включая Gateway. Следуя примеру компании Dell, впервые в отрасли применившей модель прямых продаж, Gateway запустила собственную розничную сеть Gateway Country в конце 1990-тых годов, однако больших успехов не достигла. Gateway удалось быстро сработать, открыв большое количество розничных точек, однако большинству из них, как оказалось, не хватало посещаемости и объемов продаж для поддержания нормального уровня рентабельности. Стало ясно, что у Gateway нет таких сильных продуктов, которые бы привлекли людей именно в фирменные магазины компании.

Apple хотела все сделать максимально правильно и эффективно; компании непросто было принять решение и осознать ошибочность модели сотрудничества с розничными продавцами Sears, Best Buy, Circuit City, Computer City и Office Max. Системы Apple Mac чаще просто стояли на полках и покрывались пылью, в то время, как ритейлеры продолжали продвигать недорогие непатентованные ПК или собственное оборудование, часто делая устройства Mac вообще незаметными потребителю (к примеру, в сети Sears в 1992 году модель Macintosh Performa можно было увидеть рядом со стиральными машинами и прочей бытовой техникой).

Кроме открытия собственного Apple Store, примерно в то же время Apple объявила о начале новой розничной программы совместно с CompUSA. В конце 1997 года в сети ритейлера (тогда в США их было 140) появились «магазины внутри магазинов» с продукцией Apple в каждом из них, с подготовленными продавцами-консультантами, работу которых оплачивала Apple. В своих выступлениях Apple, говоря о первых успехах интернет-продаж, постоянно упоминала о важности своего сотрудничества с CompUSA.

После открытия очередного «магазина в магазине» CompUSA в Сан-Франциско Apple сообщила, что продажи компьютеров Mac выросли с 15% от общего объема продаж магазина до 35%. Также Apple разместила собственный персонал для работы в различных точках сети розничных продаж, который занимался только продажами Mac, консультированием клиентов и проверкой выбранных ими товаров. Тогда говорили, что компания в каждый свой магазин в сети CompUSA ежемесячно инвестирует от $25000 до $75,000, но успех стратегии был налицо – ни с кем из предыдущих розничных партнеров компании не удавалось достичь подобных результатов.

Источник: appleinsider.com

Новости по теме
Что нового появилось во второй бета-версии macOS Tahoe
В каких цветах Apple выпустит новые модели iPhone 17 в 2025 году
В WhatsApp появится реклама в статусах, но в России она отображаться не будет
Новости партнеров
Какой хлеб действительно полезнее — белый или ржаной? Ответ вас удивит
Какой хлеб действительно полезнее — белый или ржаной? Ответ вас удивит
Google делает нас более глупыми и влияет на нашу креативность
Google делает нас более глупыми и влияет на нашу креативность
Почему курс Биткоина застрял на одном уровне, несмотря на огромный спрос компаний? Ответ экспертов
Почему курс Биткоина застрял на одном уровне, несмотря на огромный спрос компаний? Ответ экспертов