Тбилиси – еще одна мировая столица «яблочного» контрафакта

На этой неделе журналистам удалось выяснить, что Китай не является единственной страной, где можно встретить дешевые подделки магазинов Apple. Как сообщает издание Eurasia, достаточно широко это явление развито и в Грузии. В то же время местные эксперты утверждают, что засилье контрафакта в этой бывшей советской республике.

В соответствии с официальным сайтом компании, на территории Грузии имеются всего три авторизованных дилера продуктов Apple и ни одного официального дистрибьютора iPhone. Но это не остановило местные компании, которые решили максимально имитировать вид и дух официальных магазинов Apple, скопировав даже униформу сотрудников.

Самым ярким примером этой тенденции является сеть магазинов iPhone+, которая к концу этого лета будет включать в себя шесть торговых точек. В прошлые выходные в элитном тбилисском районе Ваке можно было заметить множество людей в синих футболках с яблочками, которые маневрировали между грудами коробок с продуктами Apple и расставляли по полкам «Айфоны» и «Айподы».

Администратор iPhone+ Георгий Циклаури заявил, что первоначально его компания пыталась связаться с Apple и обеспечить себе права на получение статуса официального реселлера. Тем не менее, в Купертино их обращение оставили без какого-либо внимания. В итоге руководство iPhone+ решило действовать самостоятельно, и в 2009 году был открыт их первый магазин. В отличие от других неофициальных реселлеров Apple в Грузии, компания Циклаури утверждает, что продает только фирменную продукцию компании, закупаемую у лицензированных дилеров. При этом главное отличие состоит в том, что на товары, реализуемые в iPhone+, не распространяется гарантия Apple.

Ака Хухашвили, директор еще одного неофициального реселлера Apple под названием iPhones.ge, утверждает, что грузинских покупателей больше интересуют цены и обслуживание, чем юридические прелести торговых марок. «Для нас более важна популяризация бренда Apple», признался он в своем интервью.

Что касается официальных дилеров Apple, таких как сеть магазинов GO! Electronics, то «серые» ритейлеры представляют существенную угрозу для их выручки. Например, в настоящий момент в магазинах этой сети по-прежнему нельзя купить iPad, поскольку в этом регионе он еще официально не продается. В то же время неофициальные конкуренты активно пользуются своим преимуществом и оперативно снабжают население планшетами, зарабатывая внушительные барыши.

При этом цена не составляет большую проблему. Например, 160-гигабайтный iPod Classic в GO! Electronics продается по цене 550 лари (331,39 доллара), а в iPhone+ его цена всего на пять лари (3,01 доллара) выше. В то же время в онлайн-магазине Apple это устройство доступно по цене 249 долларов.

Стоит отметить, что легкомысленное отношение грузин к правам на интеллектуальную собственность не ограничивается только продуктами Apple. Контрафактная продукция – от DVD с «Симпсонами» до газировки Schweppes – на грузинском рынке продается чуть ли ни на одном прилавке с оригиналами. В то же время над зданиями всех правительственных учреждений гордо развевается флаг Европейского союза, даже невзирая на то, что Грузия в ЕС не входит. И в этой связи нельзя удержаться от ироничной ремарки о том, что на фоне вопиющих нарушений авторских прав внутри страны Грузия активно занимается попытками застолбить за собой права на такие традиционные продукты питания как хачапури и сыр сулугуни.

Несмотря на недавние попытки ужесточить грузинское законодательство в сфере интеллектуальной собственности, «отрасли, которые сильно зависят от защиты авторских прав (музыкальная, кинематографическая, программная), продолжают страдать от чрезвычайно высокого уровня пиратства, которое снижает их шансы на успех на грузинском рынке», отметил Тимоти Трейнер (Timothy Trainer), специалист по интеллектуальной собственности вашингтонского Центра стратегии в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Тбилиси – еще одна мировая столица «яблочного» контрафакта. Фото.

В 2009 году американское сообщество разработчиков программного обеспечения Business Software Alliance и компания IDC Global Software провели исследование, в результате которого было установлено, что 95 процентов программного обеспечения, используемого в Грузии, является пиратской продукцией. Помимо всего прочего, как отметил Трейнер, владельцы торговых марок могут испытывать «чрезвычайно большие сложности» при попытках защитить свою собственность. Однако чтобы бороться против нарушения прав на свою торговую марку (например, использование логотипа Apple без разрешения), товарный знак должен быть зарегистрирован в стране, где наблюдается такая проблема. Многие транснациональные компании не регистрируют свой бренд во всех странах, заметил Трейнер.

«Как правило, владельцы торговых марок концентрируют свои усилия по охране интеллектуальной собственности и соответствующие затраты на странах, где их бренд зарегистрирован», сказал он.

Глава iPhone+ Циклаури твердо убежден в том, что, так как его магазин закупает продукцию у Apple, то эта компания не теряет ничего от того, что iPhone+ в оформлении своего помещения использует логотип производителя. Кроме того, он отметил, что магазин по-прежнему надеется стать авторизованным дилером Apple.

Дмитрий Гогелия, являющийся главой Georgian Mac Users Group (фан-клуба и неправительственной организации, занимающейся поддержкой продукции Apple в Грузии), отмечает, что деятельность «серых» магазинов приносит пользу Apple, поскольку помогает популяризовать ее товары среди грузинских потребителей. Гогелия также утверждает, что местные программисты получили официальное разрешение от Apple на создание клавиатуры на грузинском языке для iPhone, которая будет выпущена в сентябре этого года. Apple никак не прореагировала на сообщения журналистов, обратившихся к ней за подтверждением этой информации.

Продукция Apple стабильно продолжает набирать популярность в Грузии, и пропорционально этому успеху растет и влияние неавторизованных дилеров. Так, страничка магазина iPhone+ в Facebook является пятой по популярности в грузинском сегменте социальной сети и обладает 73 832 фанатами. В то же время официальному реселлеру Go! Electronics удалось набрать всего 54 000 «лайков». Эти данные сообщила компания Social Baker, занимающаяся анализом трафика в социальных сетях.

Однако генеральный директор GO! Electronics Джеймс Сальваторе (James Salvatore) утверждает, что такие магазины вводят потребителей в заблуждение:

«В «сером» импорте, конечно, нет ничего незаконного. Тем не менее, использование зарегистрированной торговой марки другой компании без ее согласия является преступлением. А использование этих торговых марок для обмана потребителя и создания ощущения официальности вашего торгового центра просто неэтично. Если ваш магазин не является авторизованной торговой точкой Apple, нельзя оформлять его так, будто он является таковой. Дайте потребителю право выбирать»

Между тем, компания Apple, судя по последним сообщениям, решила перейти в активное наступление и начала подавать иски против ритейлеров, нарушающих ее права на интеллектуальную собственность. Например, на этой неделе в окружной суд Восточного округа Нью-Йорка было направлено исковое заявление против 50 предприятий по обвинению в нарушении прав на использование торговой марки. Известно, что среди фигурантов списка находится магазин Apple Story Inc., открытый в Нью-Йорке и позиционирующийся как пародия на Apple Store.

Тбилиси – еще одна мировая столица «яблочного» контрафакта. Фото.

Кроме того, в конце прошлого месяца также появились сообщения о том, что Apple готовит судебные иски против владельцев поддельных магазинов Apple Store в китайском городе Куньмине, о которых мы уже писали. Эти магазины, в которых продаются фирменные товары Apple, внешне и внутренне очень сильно напоминают торговые точки калифорнийской компании. Магазины аналогичным образом подразделены на зоны, имеют свое подобие Genius Bar, а сотрудники (кстати, пребывающие в полной уверенности, что работают в Apple) облачены в синие футболки с белыми яблочками.

Источник: CultOfMac.com