AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Apple делает из Safari полноценную платформу для игр

Технология, которая навсегда изменит наши представления об Интернет-приложениях, готовится к выходу в свет. Благодаря этой технологии Интернет-приложения смогут общаться с графическими процессорами (GPU) устройств напрямую, без посредников. То есть, использовать возможности GPU полностью. Технология так и называется – WebGPU. Браузеры поддерживающие WebGPU превратятся в полноценные игровые платформы, но это не главное и не единственное преимущество новой технологии. Видео-кодеки в таких браузерах тоже заработают с полной скоростью. В 94 бета-версии Google Chrome для Mac, вышедшей неделю назад, в WebGPU появилась поддержка Metal. Упрощенно Metal можно назвать “языком 3-мерной графики”.

Safari скоро превратится в полноценную игровую платформу

Apple послушала Google и вернула старый Safari в iOS 15

Строго говоря, WebGPU, Metal и его аналоги для других платформ, DirectX и Vulkan не технологии, а наборы программных интерфейсов (API). С их помощью разработчики могут управлять графическим процессором из разрабатываемого ими программного обеспечения. Графическая мощь большинства современных смартфонов, планшетов и компьютеров поражает воображение, но полностью использовать её удаётся далеко не всегда. Я попытаюсь, не влезая в технические дебри, объяснить что происходит, и когда этими чудесами смогут насладиться все. Если вы не знаете что такое Metal и Safari Technology Preview, в конце статьи я о них расскажу. Аналоги Metal для других платформ – DirectX и Vulkan – по сути то же самое.

Поддержка WebGPU в Safari

Apple намеревается расширить возможности браузеров на своих устройствах

94 бета-версия Google Chrome стала вторым браузером “не для всех” в экосистеме Apple поддерживающим чудо-API WebGPU. Пока в варианте для macOS. Первым браузером “не для всех” на Mac’ах поддерживающим эти API стал 26 релиз Safari Technology Preview в марте 2017 года. API разрабатываются с 2016, дебютировали они в январе 2017 года в веб- браузере с открытым исходным кодом Chromium. От Google. Назывались они NTX, и в них не поддерживался Metal. Для нормального пользователя это название не самое удачное. О том что в приобретенной им программе поддерживается мощное и передовое нечто нужно знать всем.

Что делать, если тормозит Safari

Такие программы лучше продаются, в их развитие вкладывают больше денег и жить из-за этого становится еще интереснее. В феврале 2017 года Apple предложила W3C, неприбыльной организации контролирующей развитие веб-технологий, свой вариант NTX, основанный на Metal, назвав его WebGPU. А через месяц вышел Safari Technology Preview 26 (это браузер, поэтому “он”) с поддержкой WebGPU. С марта 2017 эти API официально называются WebGPU. Просто, понятно и не слишком заумно. Эти API интересны разработчикам, быстро развивались и взрослели, и вот, через пять лет после их рождения, готовы прийти в жизнь обычных людей.

Браузеры с поддержкой WebGPU

Поддержка WebGPU появится и в Safari, и в Google Chrome

В первых релизных версиях операционных систем Apple (в сентябре и, видимо, в октябре этого года) в Safari 15 WebGPU не будет. В Safari эти API появятся в начале 2022 года. Но для того чтобы чудеса стали доступными обычным пользователям этого недостаточно. Как всегда, чтобы это случилось придется поработать разработчикам. Сами по себе API не работают. Они что-то вроде полезных ископаемых, например железной руды. Чтобы руда превратилась во что-то полезное, профессионалы должны над ней поработать. Поэтому чудеса появятся чуть позже, но слишком много времени это не займет. Разработчики, в основном, знают что такое WebGPU, а многие из них его освоили и используют при первой возможности, у кого-то даже есть готовые приложения использующие WebGPU.

Что такое Safari Plus, или как расширить возможности браузера на iOS

И чем большему числу пользователей будут доступны браузеры с поддержкой WebGPU, тем с большей охотой разработчики будут использовать эти API. Я не до конца уверен в успехе Safari 15, даже несмотря на усилия Apple совместить инновации со здравым смыслом. Но даже если с Safari все будет в порядке, поддержка WebGPU еще и в Google Chrome лишней не будет. Google предупредительнее чем Apple, компания пообещала что WebGPU появится в Google Chrome 99. В версии “для всех”. В начале 2022 года. Пока, видимо, лишь в Chrome 99 для macOS, но появление WebGPU в Chrome для iOS и для iPadOS – вопрос времени.

Что такое Safari Technology Preview

У Apple есть отдельная версия Safari с экспериментальными функциями. Это и есть Safari Technology Preview

Safari Technology Preview – это браузер для разработчиков, или “не для всех”. Полноценный браузер, которым можно пользоваться как обычным Safari, но который еще и полигон для испытания и обкатки новых идей. Первая его версия вышла в марте 2016 года, когда, как считают те кто любит ненавидеть Тима Кука, “Apple совсем перестала заниматься Safari”. 1 сентября этого года вышла 131 версия Safari Technology Preview, с исправлением ошибок и улучшением производительности. Metal это низкоуровневый API-интерфейс 3-мерной графики и графических вычислений.

Safari в iOS 15 получит поддержку полноценных расширений как в macOS

Разработан Apple, вышел в свет в июне 2014 года, в iOS 8. Заменил собой OpenGL (API 3-мерной графики) и OpenCL (API позволяющего использовать исключительные вычислительные способности графических процессоров для вычислений не связанных с графикой). Забавно, но факт: OpenCL был разработан Apple, и впервые появился в августе 2009 года, в Mac OS X Snow Leopard. Как и WebGPU, Metal обходится без посредников, работая непосредственно с графическими процессорами. Используется в iOS, iPadOS, macOS и tvOS.