[Dev Story] Как создавалась игра «Зарядка для мозгов 3: Большая викторина»

Нам пишет руководитель студии Unusual Things

Сколько себя помню, всегда любил интеллектуальные игры. В детстве заигрывался в популярную настольную игру «Эрудит», различные детские тематические викторины с вопросами на картонных карточках (к сожалению, их названий я уже не вспомню), с интересом смотрел по телевизору шоу вроде «Своя игра», «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». Но меня несколько расстраивал тот факт, что нельзя просто взять и сыграть в эти игры вместе со своими друзьями посредством мобильного телефона. Именно тогда в моей голове родился проект «Большая викторина», который в итоге вошёл в нашу серию развивающих игр «Зарядка для мозгов».

«Зарядка для мозгов 3: Большая викторина»

За рубежом этот игровой жанр обозначают словом «Quiz» или «Trivia». В России же мы называем его просто — викторина. Кстати, слово «викторина» придумал наш соотечественник, журналист и писатель Михаил Кольцов в 20-е годы XX века. Так он обозначил газетную рубрику, включающую в себя различные вопросы, шарады, ребусы и прочие головоломки для читателей. Дело в том, что эту рубрику всегда готовил сотрудник редакции, которого звали Виктор. Именно в честь Виктора эта рубрика и была названа «викториной».

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

В жанре викторины очень трудно придумать что-либо уникальное. Практически всё в той или иной мере уже было реализовано в многочисленных телешоу, компьютерных и настольных играх. Но мы решили взять самое лучшее, что существует в жанре на сегодняшний день, и обогатить своими собственными идеями. Моя история будет довольно длинной, так как по профессии я – журналист, поэтому приготовьтесь к тому, что впереди вас ждёт весьма объёмный текст.

Начало разработки

Безусловно, сердцем любой игры-викторины является база с вопросами. Где взять большую базу вопросов, чтобы игрокам не пришлось регулярно сталкиваться с повторами? Вариант был только один – создать её своими собственными руками. Разумеется, какие-то вопросы мы брали из открытых источников в Сети, благо, что в интернете легко можно найти 2-3 тысячи вопросов для викторин в свободном доступе. Но этим, как говорится, сыт не будешь.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Примерно полтора года в свободное от других проектов время я усердно сочинял вопросы для этой игры. Когда ко мне пришло осознание, что одному мне ну просто никак не справиться, пришлось подключить нескольких друзей и даже свою жену. Кто-то хорошо разбирался в истории, кто-то был специалистом в мире видеоигр и комиксов, а кто-то увлекался автомобилями и их историей. Каждый участник проекта внёс ощутимый вклад в создание гигантской базы вопросов, за что им огромное спасибо! Совместными усилиями мы написали более 10 000 вопросов, чего должно хватить даже самым притязательным игрокам на весьма продолжительное время. Очень важно, что игра разрабатывалась исключительно для русского рынка, поэтому вопросы касаются, прежде всего, русской культуры, истории нашей страны, а также полны исключительно национального юмора и колорита.
Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Одним из ключевых отличий нашей викторины от других представителей этого жанра в App Store стало наличие вопросов с изображениями. В играх вроде «Кто хочет стать миллионером?» игрокам всегда задают лишь текстовые вопросы, а мне всегда нравилось подкрепление текста различными иллюстрациями и фотографиями (ещё со времён тех самых детских викторин с картонными карточками).

Использование визуальной составляющей приятно разнообразит игру и ещё сильнее вовлекает игрока в процесс мозгового штурма. Наша игра включает в себя более 2000 вопросов с фотографиями, рисунками, схемами и иллюстрациями. А чтобы облегчить жизнь игрокам с плохим зрением (особенно, если они играют при помощи смартфона), мы решили внедрить в игру возможность увеличения изображений при помощи обычного прикосновения пальцем.

Визуальная составляющая

Традиционно графический интерфейс этой игры я нарисовал самостоятельно, а талантливая художница Маргарита занималась отрисовкой дополнительных графических элементов. Здесь нужно отметить, что внутриигровым гидом, а по совместительству ещё и маскотом нашей студии, является нарисованная девочка Катя, которая присутствует в каждой игре серии «Зарядка для мозгов» ещё с 2011 года. Предвидя популярный вопрос «почему у неё нет носа и рта?», сразу отвечу: они у неё есть, но для пущей комичности и выразительности было решено оставить лишь глазки. В итоге эта девочка так понравилась нашим пользователям в России и за рубежом, что мы решили сделать её нашим талисманом, и вы ещё не раз увидите её в том или ином воплощении в наших будущих играх.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Игра специально выполнена в ярких и очень тёплых цветах и нарочито придерживается стилистики «нарисованной от руки», когда контуры рисунков и кнопок далеки от идеала, шероховаты и неровны. Я понимаю, что нынче в моде flat-дизайн в стилистике iOS 7 с его идеально правильными формами и полупрозрачностью. Но так как я художник более традиционный, мне больше по душе маленькие несовершенства рисунка, которые делают его уникальным и живым. Лоск и минимализм iOS 7 вряд ли пошли бы нашей игре на пользу, поэтому я решил не отходить от традиций, заложенных ещё во время первых двух игр серии.
Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Мы несколько раз перерисовывали весь интерфейс, меняли общую цветовую палитру (в итоге ведущим цветом игры стал жёлтый), искали золотую середину в сложности игрового процесса, многократно упрощали и переделывали игровые меню, чтобы они стали более понятны и доступны людям. Пришлось избавиться от множества графических и дизайнерских «наворотов», которые отягощали игровой процесс и лишали нашу игру уюта. Из целого вороха идей мы оставили лишь самые важные, которые затем постарались максимально развить и улучшить.

Правила и режимы игры

Правила практически любой викторины предельно просты: игрокам задают вопрос и предлагают несколько вариантов ответа, один из которых является правильным. В этом плане наша игра следует устоявшимся канонам: есть вопрос и четыре варианта ответа. Есть таймер, который непреклонно отсчитывает время, отведённое игроку на ответ. И, безусловно, есть тысячи увлекательных вопросов на различные темы. Было решено максимально разнообразить однопользовательскую игру. Для этого мы придумали несколько режимов, в рамках которых игрок смог бы развлекать себя как можно дольше.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Режим «Быстрая игра» позволит вам скоротать время, к примеру, в автомобильной пробке, так как игровая сессия в этом случае продлится не более полутора-двух минут. Многие люди, которые играют в игры на смартфонах, предпочитают именно эту продолжительность игрового процесса, так как очень ценят своё время и не могут подолгу отвлекаться от своих основных занятий.

В режиме «Испытания дня» вас каждый день будут ждать четыре случайно сгенерированных набора из 10 тематических вопросов (к примеру, про музыку или кинематограф), а если вам удастся правильно ответить на каждый вопрос во всех четырёх испытаниях, вам начислят бонусные баллы.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Режим «Квест» предложит вам попытать свои силы в сложнейшем интеллектуальном путешествии по стилизованной карте сокровищ, где каждый перевалочный пункт является своего рода мини-викториной со своими уникальными правилами. Например, в некоторых случаях ответы будут появляться не сразу, а буква за буквой, что сильно усложняет задачу. Иногда нужно будет давать ответы на скорость или даже делать ставку на свои знания, как в настоящем казино. Чтобы пройти каждый уровень в режиме «Квест», необходимо получить в нём, по крайней мере, бронзовую медаль, а для того чтобы пройти карту на 100 %, вам понадобится заслужить золото во всех уровнях. После прохождения 90 % первой карты для вас откроется вторая и так далее.
Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

В будущем мы планируем добавить в нашу игру ещё несколько однопользовательских режимов. Обязательно появится столь близкий многим аналог игры «Кто хочет стать миллионером?», но с несколько видоизменёнными правилами, а также режим «Марафон», где вам будет предоставлено право совершить лишь три ошибки, после чего игра завершится. Любопытно, кто из игроков дальше всех сумеет пробежать в этой интеллектуальной эстафете.

Мы решили, что игроков следует мотивировать за хорошую игру, поэтому за прохождение испытаний и уровней в одиночной игре им будут присуждаться медали и очки опыта. Накопленный опыт отражается на персональном уровне игрока, так что, чем больше и качественнее он играет, тем выше его уровень. Специальная таблица рекордов в Game Center покажет, кто из игроков в данный момент находится на вершине интеллектуального Олимпа.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Вторым и самым важным ноу-хау нашей игры, после использования изображений в викторине, стало наличие мультиплеерного режима для игры с друзьями и случайными игроками. Ведь что может быть интереснее, чем помериться интеллектуальным мастерством со своими приятелями или с совершенно незнакомыми людьми. Игра поддерживает поединки с участием от двух до четырёх участников. За участие в онлайн-поединках игрокам будут вручаться специальные кубки, а также бонусные очки опыта в особо крупных размерах, так что это весьма неплохая возможность стать «Гением 99-го левела».

Монетизация

Монетизация, наверное, самый наболевший вопрос для разработчиков мобильных игр. Очень трудно выдержать правильный баланс и не спровоцировать при этом негатив со стороны пользователей. Модель распространения free-2-play приучила людей к тому, что игры должны быть совершенно бесплатными, а попытки разработчиков получить хоть какие-то деньги за свой труд нынче воспринимаются пользователями не иначе, как вымогательство и наглость. Мы очень аккуратно изучили данный вопрос и решили подарить свою игру людям совершенно бесплатно. Игрокам не придётся покупать что-либо или ждать определённое количество времени, чтобы играть в любые режимы нашей игры сколь угодно долго. Тем не менее мы должны были оставить хоть какую-то возможность для собственного заработка.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Реклама – без неё нынче никуда, хоть она и приносит разработчикам сущие копейки, но лучше уж хоть что-то, чем совсем ничего. Отключить рекламу традиционно можно за 33 рубля, из которых приблизительно 23 падают в нашу студийную копилку.

У игроков также есть возможность покупать дополнительные базы с тематическими вопросами. К примеру, набор вопросов о компании Apple с иллюстрациями и фотографиями или же вопросы про столь близкие мужскому сердцу автомобили и историю автомобилестроения. В будущем мы планируем регулярный выпуск новых тематических комплектов вопросов. Думаю, что кому-то из наших пользователей будет интересно проверить свои познания в данных областях, тем не менее покупки эти совершенно необязательны, и они вполне могут обойтись без них.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Ну и, наверное, самый интересный момент нашей модели монетизации: возможность пользоваться подсказками. Подсказка в нашей игре – это возможность избавиться от двух неправильных вариантов ответа, т.е. своеобразный аналог функции «50/50» из известного телешоу. Игроки могут воспользоваться этой функцией, когда их отделяет буквально пара правильных ответов от золотой медали, а рисковать не хочется. Разумеется, они также могут полностью положиться на свой собственный интеллект. Подсказки активируются во время игры нажатием на кнопку с изображением лампочки и действуют как в однопользовательском, так и в мультиплеерном режимах. Мы посчитали, что это хорошее подспорье для начинающих игроков. Изначально каждому, кто скачал нашу игру, вручаются 20 подсказок. Дополнительные подсказки игроки могут бесплатно получить в ходе игры, выполняя определённые задания. Но если у них появится желание – они всегда смогут приобрести подсказки за дополнительную плату.

Разумеется, мы не могли обойтись и без ставшей уже традиционной для наших игр кнопки «Сказать разработчикам спасибо». Мы добавили её ещё в самую первую часть серии игр «Зарядка для мозгов» в качестве шутки, и были немало удивлены тем, что многие люди действительно выражали нам благодарность рублём. А это ведь совершенно безвозмездный поступок, мы даже ничего им не могли сказать или подарить взамен. Кстати, русская публика охотнее нажимает на эту кнопку, нежели западная, что ещё раз демонстрирует, насколько широка русская душа.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что мы сделали монетизацию игры максимально ненавязчивой для пользователей. Если не брать в расчет рекламный баннер на игровом экране, вы даже не будете догадываться о том, что в этой игре можно потратить свои деньги.

Проблемы и баги

Разумеется, ни одна игра не обходится без багов и недочётов. Мы не скрываем того факта, что в «Зарядке для мозгов 3» ещё полно ошибок, которые мы могли не заметить, но наши внимательные пользователи обязательно их обнаружат. Ведь очень сложно написать более 10 000 вопросов и ни разу не ошибиться.

Например, вот один из известных нам недостатков игры: при использовании 3G-интернета или EDGE-соединения во время мультиплеерного матча велика вероятность, что игра будет периодически подвисать, надолго задумываться и выдавать совершенно непредсказуемые ошибки. Решить эту проблему нам так и не удалось, поэтому настоятельно рекомендуем вам пользоваться во время сетевой игры качественной Wi-Fi связью. Если уж совсем приспичит поиграть в мультиплеер где-то вдали от дома – воспользуйтесь LTE или хотя бы 3G.

Второй, и самой важной проблемой, с которой нам пришлось столкнуться, является практически мистический вылет приложения в самом начале его загрузки на отдельно взятых устройствах. Причём, этот баг никак не зависит от конкретной версии iOS и модели устройства. Мы тщательно перелопатили все логи, разобрали код игры буквально на отдельные строчки, проверили и перепроверили его на наличие ошибок, вырвали себе все волосы и даже несколько цветков из цветочных горшков, прежде чем установили причину возникновения критического бага. Оказалось, что некоторые устройства каким-то магическим образом не способны «переварить» гигантский файл базы данных с вопросами нашей викторины. Это не связано с версией iOS, не связано с оставшимся свободным местом в памяти девайса. Игра просто вылетала и всё. Пришлось с нуля переписывать часть кода, в результате чего база данных при первом запуске игры теперь будет особым образом распаковываться и устанавливаться в течение некоторого времени. При последующих запусках этой временной задержки не будет. Радует лишь то, что нам вообще удалось найти причину и решить эту проблему, пускай даже и не самым изящным образом.

Зарядка для мозгов 3: Большая викторина

Если вы столкнётесь с ошибками, опечатками и багами в нашей игре, сообщите, пожалуйста, о них на наш почтовый ящик uthings@mail.ru – мы будем вам очень за это признательны. Только совместными усилиями мы сможем сделать эту игру безупречной.

Реклама и прибыль

Я понимаю, что большая часть читателей этого сайта ждут от рубрики Dev Story лишь одного: побыстрее расскажите нам как вы рекламировали свою игру и сколько вы на ней заработали? Эта статья, к слову, является частью нашей небольшой рекламной кампании, в рамках которой мы бы очень хотели рассказать людям о своей игре, а также о том, как продвигалась работа над ней.

Ещё одним нашим вспомогательным средством для раскрутки является система баннеров, встроенная в наши старые приложения. Мы загружаем баннеры на сервер, откуда они скачиваются на телефоны пользователей и отображаются внутри наших игр. Люди видят рекламу продолжения любимой серии «Зарядка для мозгов» и скачивают её. Учитывая, что в первые игры этой серии до сих пор играют десятки тысяч человек в России и ближнем зарубежье, это может привести к неплохому всплеску активности и многочисленным скачиваниям. Но сейчас ещё рано об этом судить. Мы не хватаем звёзд с неба и не стараемся прыгнуть выше головы.

Реклама в социальных сетях также запланирована, но в данном случае мы играем на новом для себя поле, поэтому пока не совсем понятно, получится ли привлечь новую аудиторию к нашим проектам посредством подобной рекламы.

Что же касается заработков, то пока мы не можем поделиться с вами этой информацией, так как игра находится в самом начале своего жизненного пути. Окупится ли она в ближайшем будущем или останется незамеченной посетителями App Store – покажет время. Современный пользователь смартфона – это человек, которому крайне сложно угодить. Графика не в его вкусе, музыка слишком громкая, качество игры вообще не отвечает его личным требованиям, и вообще – в игре слишком мало злых птичек и нет возможности выращивать редиску! Мы прекрасно понимаем, что будут как положительные, так и отрицательные мнения о нашей игре, посему изначально готовы ко всем возможным сценариям развития дальнейших событий. При этом сотрудники нашей студии сохраняют оптимистичный настрой и продолжают работать над новыми играми, которые увидят свет уже в этом году.

Итоги

В ходе практически двухлетней работы над этим затяжным проектом, я понял лишь одно: маленькие студии вроде нашей не должны чрезмерно усложнять игровой процесс. Если вы взваливаете на свои плечи подобный груз – будьте готовы, что будет нелегко. Но если уж взялся за это дело – будь добр и доведи его до конца. Мы закончили то, что начали, при этом получилось весьма достойно. Очень важно, чтобы тебе самому нравилось то, что ты создал своими руками. Также очень важно получать удовольствие от своей работы. Нет ничего страшнее, если ты работаешь там, где тебе скучно или где ты чувствуешь себя не в своей тарелке.

Эта игра стала самым серьёзным испытанием для нашей крошечной студии, состоящей буквально из шести человек. И я по-настоящему горд тем, что у нас получилось в итоге. Наш программист написал более 22 000 строк кода, игра использует около 4000 отдельных графических файлов, а за всё время разработки мы собрали и протестировали более 60 рабочих сборок игры, прежде чем она стала отвечать стандартам качества нашей студии. Также специально для этой игры был разработан полноценный редактор для наполнения базы данных новыми вопросами. Мы перелопатили немыслимое количество книг, энциклопедий, сайтов, чтобы создать по-настоящему интересные вопросы для наших пользователей. И хочется верить, что мы работали не зря, а среди вас, уважаемые читатели, найдутся те, кому эта игра понравится так же сильно, как она нравится нам. Да, и спасибо всем тем, кто дочитал этот массивный материал до самого конца. Надеюсь, что он оказался для кого-то полезным.

Название: Зарядка для мозгов 3: Большая викторина
Издатель/разработчик: Unusual Things
Цена: Бесплатно
Встроенные покупки: Есть
Совместимость: Универсальное
Ссылка: Скачать

Обзоры приложений для iOS и MacРазработка приложений для iOS