[Dev Story] Как создавалось приложение «Светофор»

Нам пишет разработчик приложения «Светофор»

Здравствуйте, друзья. Сегодня я хочу рассказать вам о нелегком пути разработки приложения под названием «Светофор», которое пару дней назад появилось а App Store. Начиналось все более, чем заурядно, однако потом проект разросся, да и сама концепция претерпела некоторые изменения, но давайте обо всем по порядку.

Светофор

Я не владею ни одним из общепризнанных языков программирования, да и навыками рисования совсем не наделен. Это сильно усложнило затею: работа программистов стоила дорого, дизайнеры на фрилансе ломили цены, а я горевал. В общем, идеи так и оставались идеями. Как известно, выход есть всегда.

Надеюсь, вам интересно будет узнать о том, как же я вышел из положения. С удовольствием поделюсь своим опытом и расскажу как избежать многих затруднений, которые наверняка возникнут и на вашем пути. Надеюсь, моя история для многих будет поучительной.

Первые шаги

Не так давно меня стали посещать мысли о создании интересных и полезных для широких масс пользователей приложений. Будучи скептиком, я, например, не верил в сказки про чудесное покорение мира сервисом Instagram. Как известно, у любого, даже самого незаурядного сервиса, всегда есть аналоги, а уж избитая идея, основанная на любви пользователей к фотографированию, точно не могла произвести фурор. Осознавал ли я, что в известное ныне приложение были вложены немалые усилия и деньги? Само собой, осознавал. Уже тогда я понимал, что за всем стоят дизайн, простота использования и грамотный маркетинг, однако «для разогрева» я решил сделать первый проект не совсем уж замудренным. Главным образом мне хотелось опробовать свои силы на каждом из этапов разработки и посмотреть, что же из всего этого получится в конечном итоге.

Идея не была взята из воздуха. В то время я проходил обучение в автошколе (согласен, припозднился). Именно это и натолкнуло меня на одну интересную мысль. Только представьте, тысячи, да что там, десятки тысяч начинающих водителей каждый год испытывают сложности со сдачей экзамена в ГАИ. На мой взгляд, в вождении автомобиля нет ничего сложного, но первый шаг в получении прав не всем дается легко. «Почему бы не сделать приложение по предварительной экзаменовке, ведь оно для многих может быть очень полезным?»,— подумал я и начал воплощать идею в жизнь, обосновав все тем, что рынок смартфонов в России растет не по дням, а по часам.

Определившись с концепцией, я решил начать с дизайна. Возможно, такой подход и не являлся совсем верным, но меня было не остановить. Словно одержимый, я просматривал десятки аналогичных приложений, пытаясь выявить их сильные и слабые стороны. После ознакомления я пришел к неутешительному выводу: большинство контента в просмотренных мной программах либо не соответствовало стандартным требованиям ГАИ (в особенности это касалось картинок), либо предлагалось для изучения за отдельную плату или и вовсе за вымогание положительных отзывов. Подобный подход меня не устраивал. Хотелось создать продукт с условиями тестирования, наиболее приближенными к настоящим, да еще и незатратный для конечного пользователя. Тогда мне в голову пришла неплохая, на мой взгляд, бизнес-модель: платная версия приложения должна содержать всю базу билетов, теории и дополнительной информации, которая будет пополняться с каждым обновлением, а в бесплатной будет присутствовать одно незначительное ограничение — обязательное соединение с интернетом. Никаких ограничений на контент не предусматривалось. Таким образом, дома вы сможете позаниматься без проблем, а вот сделать это в какой-нибудь глуши будет крайне проблематично. Я никогда не являлся сторонником freemium-модели, поэтому посчитал, что так поступить будет честнее всего, да и какие-никакие деньги на развитие проекта я получить смогу. Теперь оставалось лишь приступить к разработке.

Москва не сразу строилась

Как я уже упоминал, навыки в проектировании дизайна у меня напрочь отсутствовали. Чтобы остановить свой выбор хоть на чем-то, я принялся изучать известный среди дизайнеров сайт Dribbble. Там я качал бесплатные макеты, чтобы примерно разобраться, что к чему, прикидывал примерную верстку и так далее. Методом тыка я изучил основные трудности и принялся творить.

Спустя неделю кропотливой работы пробный вариант был готов, однако он меня не совсем устраивал: в глаза бросалось несоответствие цветов, стиль едва ли прослеживался, да и слаженность деталей практически отсутствовала. После показа макетов знакомым я до конца осознал, что дизайн провалился, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.

Конечный вариант был готов лишь через месяц.

Светофор

Добавив к этому подробнейшее техническое задание, в котором была полностью определена концепция будущего продукта, я стал искать людей, способных претворить идею в жизнь. Для этого я окопался на сайте free-lance.ru, который наверняка знаком многим, и начал выискивать подходящие кандидатуры. Желающие нашлись, однако предложенные ими ценники в 1500-2500 долларов меня никак не устраивали. Не спешите закидывать меня камнями, я попробую объясниться: это для вас, москвичей, такая стоимость заказа кажется низкой. Мне же не повезло родиться в столице нашей необъятной Родины — я из глубинки, а в маленьких городах каждый рубль на счету. Спустившись с небес на землю, я все равно решил не отрекаться от этой идеи, ведь бросать дело, не доведя его до конца, для меня было смерти подобно.

Пораскинув мозгами, я решил обратиться в новый проект Хабра под названием Freelansim, который тогда лишь набирал обороты. Отправив туда ТЗ, я стал ждать чуда. Можно сказать, что оно произошло: на предложение откликнулись порядка 20 кандидатов, а средний ценник был куда ниже и составлял от 500 до 1500 долларов.

«Уже проще»,— решил я и стал фильтровать исполнителей по доступной мне цене, попутно задавая наводящие вопросы о разработанных приложениях и навыках, которыми они обладали на тот момент.

Особо приглянулась мне одна команда, менеджер которой был внимательным и отвечал на все поставленные вопросы, а также предоставил доступ к их портфолио и сайту. Кроме того, он обещал предоставить бесплатную двухгодичную поддержку, что и повлияло на решение. И все-таки кое-что меня смущало.

Вы будете смеяться, но уже на следующий день я нашел более дружелюбного исполнителя Виталия с Украины, запрашивавшего куда меньшую сумму — всего 500 долларов. С ним было комфортнее общаться, поэтому выбор остановился именно на этой кандидатуре. Не буду кривить душой, ценник тоже повлиял на общее решение, однако, разработчики, возьмите на заметку одну простую истину: если вы хотите сохранить длительные отношения с клиентом — общайтесь с ним как с другом. Это дорогого стоит!

Оплату, кстати, решено было разбить на два этапа: 50 % за половину проекта, следующие 50 — после его завершения. Видимо, парень «на том конце провода» загорелся идеей. Уже через 3 дня у меня на телефоне была пробная версия приложения, которая вселяла надежду, ведь картинки наконец-то ожили и забегали в моем стареньком iPhone 3GS. Радости не было границ!

Продолжение разработки

Дело спорилось, поэтому скоро прототип был практически завершен. Оставалось лишь озаботиться о подключении базы данных, которую мы решили хранить на сервере для быстрого редактирования ошибок. К тому же, обновлять базу в интернете впоследствии все равно было бы удобнее.

Настала пора разрабатывать backend приложения, для чего мне потребовался еще один программист. К счастью, у меня был (да и сейчас есть!) друг, отлично владевший PHP. Недолго думая, я отправился к нему за советом, и он предложил мне свою помощь. Конечно же, я с радостью согласился. Так и началась работа над вторым этапом.

Светофор

Прошло два месяца. Работа кипела, а я шерстил Хабр и прочие тематические ресурсы, пытаясь найти ответы на множество интересовавших меня вопросов о продвижении приложений. Проанализировав тонны материала, я пришел к выводу, что в России имеет смысл вкладывать деньги лишь в заказные обзоры. Все остальное — просто пустая трата времени и средств, которые никогда не бывают лишними. Кстати, многие склонны считать, что 90 % времени работы над проектом необходимо тратить на разработку приложения и лишь 10 % — на его продвижение. Такая стратегия является в корне неверной и, скорее всего, приведет к полному провалу. Если не хотите остаться у разбитого корыта, рекомендую распределить силы поровну. То есть 50 на 50. Может, что-то я и упустил, поэтому с удовольствием подискутировал на эту тему со всеми желающими, ведь делиться опытом всегда полезно.

Приведу пример роста приложения до и после публикации обзора на сайте planetiphone.ru.

Светофор

Светофор

Завершающая стадия и огромные сложности

Как только основной этап разработки был завершен, мы с коллегой незамедлительно приступили к тестированию продукта. Каким же было наше разочарование, когда выяснилось, что мелкие баги начинают всплывать один за другим: то не тот backend, то ложный CSS, то вообще какие-то нелепые графические недоделки. Я очень щепетильно отношусь к деталям, поэтому выпускать приложение в таком виде не хотел ни под каким соусом. Погоревав, я принялись за отладку.

Самым сложным оказалось «вылавливание» багов, прямо или косвенно связанных с теоретическими тестами для начинающих водителей. На этом этапе мы попросту впали в ступор, а потом у моего друга появилась сильная загруженность на работе и проект повис в воздухе. iOS-программист, которого я нашел на freelansim, тоже резко переключился на другие проекты. В успех предприятия верилось все меньше, однако я решил не унывать, засучил рукава и принялся за поиски нового разработчика, который мог бы завершить работу над приложением. К несчастью, никто не хотел браться за исправление существующих недоработок, поэтому не оставалось ничего другого, как нанять программиста, который заново написал админку для теоретических билетов, при этом опираясь на уже существующий макет.

К моему удивлению, такой разработчик нашелся довольно быстро. Созвонившись с ним, я обсудил все детали, а он, в свою очередь, приступил к работе и даже довольно быстро отрапортовал о завершении первого этапа. К сожалению, после этого ему вдруг резко пришлось куда-то уехать, потом он долго не выходил на связь, поскольку простыл в дороге, и постоянно кормил меня «завтраками». По понятным причинам, такой подход меня едва ли устраивал, поэтому я, мысленно перебрав в голове все бранные слова русского языка, снова взялся за поиски.

На сей раз на моё задание на freelansim, почти уже мольбу о помощи откликнулся Игорь из Белоруссии, который быстро довел все до ума. Оставалось лишь добавить контент и отправить приложение на рассмотрение суровым цензорам App Store, что тоже заняло немало времени.

Сложности с App Store

После отправки приложения на рассмотрение прошла неделя, однако въедливые цензоры не спешили с ответом. Немногим позже я все-таки получил от них апрув. Приложение отклонили из-за нарушения правил хранения данных. После этого вышеупомянутый Виталий быстро исправил все недочеты, поэтому теперь моему «Светофору» дали зеленый свет.

Вместо заключения

Работа над проектом действительно была проделана немалая, поэтому я хочу поделиться своим опытом и предостеречь вас от очевидных ошибок.

На мой, да и не только на мой, взгляд очень важной составляющей является отслеживание статистики, ведь именно статистика является очень ценным кладезем, позволяющим получить много качественной информации о поведении пользователей внутри приложения. Если своевременно не озаботиться об этом, то информацию о ваших пользователях (напоминаю, очень важную информацию!) вы потеряете навсегда.

Светофор

Светофор

Именно поэтому я добавил SDK Flurry для отслеживания статистики внутри приложения. Почитать об этом подробнее можно здесь.

Еще одной важной составляющей является оптимизация, с помощью которой можно добиться увеличения количества установок, ведь приложение могут искать не только по названию, но и по ключевым словам. Подробная инструкция по их подбору находится здесь.

Правильная оптимизация позволила «Светофору» попасть в TOP-100 категории Education, а затем приложение лишь продолжило свой подъем.

Светофор

Ну и куда уж без качественных скриншотов, над которыми я тоже долго корпел. Больше интересных примеров скриншотов можно увидеть здесь.
Светофор

Ну, а про привлекательную иконку, думаю, даже и упоминать не стоило, но все же. Почитать о создании иконки и скачать ее шаблон можно здесь.

На мой взгляд, очень важно незамедлительно реагировать на комментарии пользователей, поскольку это позволяет оперативно решать проблему и избегать наплыва негативных отзывов. Для этого необходимо добавить функцию обратной связи пользователя с разработчиком прямо внутри приложения.

Светофор

В первые дни мы получали очень важные для нас письма с описанием ошибок и старались незамедлительно на них реагировать, сразу же приступая к исправлениям багов. Пожалуй, последним пунктом является выпуск обзоров на паре-тройке известных ресурсов. Ну и, конечно, пользователи должны оценить продукт по достоинству. А для этого он просто должен быть качественным. Итак, подведем итоги. Разработка приложения обошлась мне в 700 долларов, разработка backend — в 200 долларов. За все остальное я не заплатил ни цента.

Немного статистики:

За неделю после выхода приложения мы имеем более 1000 пользователей бесплатной версии, и около 100 пользователей, решивших заплатить за наш продукт.

Светофор

Заработок на рекламе за неделю составил 4,78 доллара.
Светофор

Лично меня устраивает первый результат, поскольку мы не сразу скатились вниз в App Store. Я планирую развивать проект и в дальнейшем, чтобы сделать его максимально полезным для пользователя. Если у вас возникли вопросы, вы всегда сможете связаться со мной по адресу hello@pddapp.ru или оставить ваши пожелания в комментариях. Я с радостью отвечу на все интересующие вас вопросы.

Надеюсь вам понравилась моя статья, и я буду рад написать вторую часть и поговорить в ней о маркетинге приложения.

Название: Светофор
Издатель/разработчик: Алексей Веселков
Цена: 33 руб.
Встроенные покупки: Нет
Совместимость: iPhone/iPad
Ссылка: Установить

Обзоры приложений для iOS и MacРазработка приложений для iOS