The New Yorker: Почему уход Стива Джобса — причина всеобщей скорби

В течение часа после известия о смерти Стива Джобса Twitter и Facebook наводнили некрологи и воспоминания о Джобсе. Люди собирались у магазинов Apple, загружали портреты, выражали свою солидарность с горем семьи кто как мог. В Интернете сложно было не наткнуться на целый ряд визуальных «хвалебных песен». В смерти Джобса, казалось, весь мир собрался вместе, чтобы выразить свою скорбь.

Steve_Jobs

Steve Jobs

Почему многие из нас скорбят о человеке, которого никогда не знали? Один из моих из друзей написал в Facebook: «я никогда не понимал, как люди могут чувствовать такую ​​интимную связь со Стивом Джобсом… или его компанией». Но всеобщий траур всегда был ключевой особенностью гражданского общества, общественной жизни. Так, психоаналитик Дариан Лидэр (Darian Leader) в книге «Траур, Меланхолия и Депрессия» пишет, что коллективный траур позволяет людям собираться вместе и выражать глубоко личное чувство утраты, ровно как когда-то солдаты в Илиаде скорбили по Патроклу и Ахиллу, независимо от того, насколько хорошо они его знали. Хотя такое горе может показаться слишком показным или сентиментальным, но оно выражает чувство потери и признания, поскольку у нас нет другого способа дать выход нашим эмоциям.

Nasdaq
Когда мы присоединяемся к всеобщему трауру, мы скорбим о себе и признаем нашу собственную смертность. И то же происходит с творчеством Джобса. Хотя было несколько постов (всего несколько среди миллионов других), в которых было искреннее непонимание, почему люди так скорбят о «капиталисте», на чьих заводах в Китае люди работают в позорно плохих условиях. Кстати, темную сторону Apple мы сможем увидеть на шоу Майка Дейзи (Mike Daisey) «Агония и Экстаз» 11 октября в Нью-Йорке. Вернемся к нашей изначальной мысли. Причина всеобщего траура, я думаю, заключается в том, что мы все живем в мире, который создал Джобс. Без него в этом мире  меньше и нас. Действительно, смерть далеко не каждой знаменитости вызывает такой протест: держу пари, что нас так будоражат смерти только тех личностей, в которых мы видим частичку себя (сумасшествие, как может показаться, учитывая насколько яркой личностью был Джобс).

Джобс, как и принцесса Диана, олицетворял реальную возможность изменений в жизни: он был своего рода Хорейшо Элджер конца двадцатого века, для которого следование страсти поиска технического совершенства превратилось в колоссальное богатство и влияние. Несмотря на то, что он был у руля одной из самых влиятельных компаний в мире, Стив держался чужаком в компании. Он был лидером, изгнанным из собственной компании. Переосмыслив этот непростой период в своей жизни, он заявил в 2005 году выпускникам Стэнфорда со всей серьезностью: «Ты уже голый. Теперь не существует никаких преград, чтобы не следовать своему сердцу».

Stanford
Со смертью неразрывно связана идеализация: исследования доказали, что мы возвышаем тех, кто умер, нивелируем их недостатки, говорим об их добродетелях. Угрюмый муж в одну ночь превращается в доброжелательного отца семейства. Любое достижение Стива Джобса, будь оно единственным, уже возвысило бы его личность, но если взять все то, что он создал для людей, то Стив становится человеком, способным в корне менять парадигму. При жизни Джобса такие шоу как «Субботним вечером в прямом эфире» («Saturday Night Live») и «Симпсоны» («The Simpsons») могли свободно высмеивать темную сторону такой хорошей компании Apple, образца идеального предпринимательства. В «Симпсонах» есть эпизод, где Лизе сказал равнодушный  представитель «банды Стива»:  «Я знаю, наши плакаты говорят «Думай иначе», но на самом деле наш лозунг: «Нет возвратов»». Неудивительно, почему сейчас так мало негатива среди элегических твитов, постов, комментариев. Мы скорбим по провидцу, историей которого мы восхищаемся: исследователь-подросток, духовный искатель, человек, который сказал: «Если вы будете помнить, что умрете – вы всегда сможете избежать ловушки, думая, что у вас есть, что терять».

Meghan O`Rourke

Источник: newyorker.com