The New Yorker: Почему уход Стива Джобса — причина всеобщей скорби
В течение часа после известия о смерти Стива Джобса Twitter и Facebook наводнили некрологи и воспоминания о Джобсе. Люди собирались у магазинов Apple, загружали портреты, выражали свою солидарность с горем семьи кто как мог. В Интернете сложно было не наткнуться на целый ряд визуальных «хвалебных песен». В смерти Джобса, казалось, весь мир собрался вместе, чтобы выразить свою скорбь.
Почему многие из нас скорбят о человеке, которого никогда не знали? Один из моих из друзей написал в Facebook: «я никогда не понимал, как люди могут чувствовать такую интимную связь со Стивом Джобсом… или его компанией». Но всеобщий траур всегда был ключевой особенностью гражданского общества, общественной жизни. Так, психоаналитик Дариан Лидэр (Darian Leader) в книге «Траур, Меланхолия и Депрессия» пишет, что коллективный траур позволяет людям собираться вместе и выражать глубоко личное чувство утраты, ровно как когда-то солдаты в Илиаде скорбили по Патроклу и Ахиллу, независимо от того, насколько хорошо они его знали. Хотя такое горе может показаться слишком показным или сентиментальным, но оно выражает чувство потери и признания, поскольку у нас нет другого способа дать выход нашим эмоциям. Когда мы присоединяемся к всеобщему трауру, мы скорбим о себе и признаем нашу собственную смертность. И то же происходит с творчеством Джобса. Хотя было несколько постов (всего несколько среди миллионов других), в которых было искреннее непонимание, почему люди так скорбят о «капиталисте», на чьих заводах в Китае люди работают в позорно плохих условиях. Кстати, темную сторону Apple мы сможем увидеть на шоу Майка Дейзи (Mike Daisey) «Агония и Экстаз» 11 октября в Нью-Йорке. Вернемся к нашей изначальной мысли. Причина всеобщего траура, я думаю, заключается в том, что мы все живем в мире, который создал Джобс. Без него в этом мире меньше и нас. Действительно, смерть далеко не каждой знаменитости вызывает такой протест: держу пари, что нас так будоражат смерти только тех личностей, в которых мы видим частичку себя (сумасшествие, как может показаться, учитывая насколько яркой личностью был Джобс).
Джобс, как и принцесса Диана, олицетворял реальную возможность изменений в жизни: он был своего рода Хорейшо Элджер конца двадцатого века, для которого следование страсти поиска технического совершенства превратилось в колоссальное богатство и влияние. Несмотря на то, что он был у руля одной из самых влиятельных компаний в мире, Стив держался чужаком в компании. Он был лидером, изгнанным из собственной компании. Переосмыслив этот непростой период в своей жизни, он заявил в 2005 году выпускникам Стэнфорда со всей серьезностью: «Ты уже голый. Теперь не существует никаких преград, чтобы не следовать своему сердцу».
Со смертью неразрывно связана идеализация: исследования доказали, что мы возвышаем тех, кто умер, нивелируем их недостатки, говорим об их добродетелях. Угрюмый муж в одну ночь превращается в доброжелательного отца семейства. Любое достижение Стива Джобса, будь оно единственным, уже возвысило бы его личность, но если взять все то, что он создал для людей, то Стив становится человеком, способным в корне менять парадигму. При жизни Джобса такие шоу как «Субботним вечером в прямом эфире» («Saturday Night Live») и «Симпсоны» («The Simpsons») могли свободно высмеивать темную сторону такой хорошей компании Apple, образца идеального предпринимательства. В «Симпсонах» есть эпизод, где Лизе сказал равнодушный представитель «банды Стива»: «Я знаю, наши плакаты говорят «Думай иначе», но на самом деле наш лозунг: «Нет возвратов»». Неудивительно, почему сейчас так мало негатива среди элегических твитов, постов, комментариев. Мы скорбим по провидцу, историей которого мы восхищаемся: исследователь-подросток, духовный искатель, человек, который сказал: «Если вы будете помнить, что умрете – вы всегда сможете избежать ловушки, думая, что у вас есть, что терять».Meghan O`Rourke
Источник: newyorker.com