Apple Watch: все дело в моде

18

Watch - самый неоднозначный продукт купертиновского гиганта за последние годы. Пожалуй, даже самые преданные фанаты компании признают - устройство отличное, но не настолько революционное, как необходимый ему iPhone. Что же привлекает толпы покупателей, если рынок давно заполнен, на первый взгляд, более интересными предложениями?

apple-watch-edition-gold

Споров вокруг новинок Apple всегда разгорается достаточно. Одни кричат о том, что гаджет никто не купит (так было с iPod, iPhone, iPad и даже MacBook Air), противоположный же лагерь называет продукт очередной вехой в истории и недоумевает, как можно было без него жить. По итогам обе стороны нередко заканчивают спор в Apple Store, с той лишь разницей, что бывшие критики отправляются в магазин несколько позже. Впрочем, практически всегда есть один аргумент, способный посеять сомнения среди потенциальных покупателей, и выглядит он очень просто — «а нужно ли мне устройство X?».

Самое интересное, что в случае с Apple Watch мы, похоже, имеем дело с исключением из правил. Дело в том, что оценка необходимости характерна там, где парадом командуют характеристики и широкая, стандартная для своего сегмента функциональность. В этом случае не выделяющийся ничем другим товар подвергается детальному изучению с технической точки зрения, после чего сравнивается с предложениями конкурентов. На основании этого, а также по мере и степени соответствия предъявляемым требованиям, принимается решение в пользу того или иного варианта. Однако когда речь заходит о так называемом премиум-сегменте, классические законы рынка уступают место своим куда менее прагматичным аналогам.
apple-watch-edition-wired
По сути дела, товары класса «люкс» вообще не являются необходимостью. Значительно более дешёвые вещи могут обладать сходными параметрами и даже предлагать похожие возможности, но так уж устроен человек, что скучный прагматизм далеко не всегда отвечает его желаниям. Грубо говоря, потребитель хочет чего-то такого, что недоступно и непривычно в традиционном массовом сегменте. Так появляются на свет дорогие предметы, задача которых иногда и вовсе не пересекается с удовлетворением нужд, а лежит в плоскости стремления обладать конкретной вещью. Соотношение цены и качества здесь не играет серьёзной роли, потому что покупатель просто хочет чем-то завладеть, и это желание не обязательно должно подкрепляться какой-либо железной логикой. Например, действительно ли автомобилисту необходим (в прямом смысле этого слова) автомобиль от BMW стоимостью порядка 100 тысяч долларов? Или тот же мощный MacBook Pro нетребовательному пользователю, чья деятельность за компьютером ограничивается поиском в Google? Тем не менее далеко не все владельцы спорткаров профессионально занимаются автоспортом, а счастливые покупатели относительно дорогих гаджетов нередко идут в магазин, прекрасно зная об «избыточности» приобретения. Влияет ли это ситуацию в общем? Да ничуть, и причина тому ясна как день — кроме «голого профита» существует такая штука, как положительные эмоции. Если потребитель по-настоящему чего-то захочет, никакой дополнительной аргументации ему, скорее всего, не потребуется.

На эту тему точно высказался Жан-Луи Гасье, занимавший некогда пост гендиректора Apple. В интервью изданию Monday Note управленец так объясняет неоднозначную реакцию рынка на Watch:

Часы от Apple попросту вводят критиков в ступор своим мощным имиджевым зарядом, — рассуждает Гасье. — По сути дела, Watch — это мода, а мода никогда не является необходимой. Прагматикам неплохо бы это уяснить.

apple-store-happy-customers
Забавно, что в случае с Apple ореол имиджевой продукции распространяется и на более массовые продукты. Например, странно бы было называть iPod предметом роскоши, но узнаваемый стиль и имидж компании привели к тому, что технические характеристики плеера быстро отошли на второй план, а сам гаджет перешёл в категорию must-have не только для меломанов, но и просто любителей красивых вещей. Нечто подобное произошло и с более дорогими iPhone и iPad — эти устройства также превратились в некое подобие стильных аксессуаров, без которого их владелец уже не представляет ежедневного быта. Наверняка многие затруднятся объяснить, почему они выбрали тот или иной гаджет подороже, но какое это имеет значение, покуда пользователь счастлив? Вышеупомянутый Гасье приводит в пример хитовые продукты «яблочной» корпорации:

Apple не раз доказывала скептикам, что популярность продукта не определяется одной лишь необходимостью. В списке разрушителей легенд прочно обосновались такие рекордсмены, как iPod или iPhone, которым доморощенные эксперты пророчили туманное будущее. Например, iPod не нужен был рынку, потому что на нём уже присутствовали другие предложения и так далее. К сожалению, в те времена и я рассуждал похожим образом, — вспоминает бывший CEO.

Пожалуй, имиджевая составляющая надолго останется одним из секретов успеха Apple. Покуда продукция компании будет оставаться желанной для покупателя, она будет упорно бить собственные же рекорды, расходясь миллионами экземпляров по всему миру. Осознавая это, в Купертино придерживаются своего традиционного курса, не только удивляя публику новыми решениями, но и приберегая достаточно «тузов в рукаве», дабы обеспечивать новинкам стабильное внимание на протяжении последующих лет. В случае с Watch поле для деятельности крайне велико, ведь устройству предстоит обзавестись собственной экосистемой приложений и просто перерасти «детские болезни» всего сегмента смарт-часов. Как бы ни старался производитель, это устройство едва ли быстро превратится во что-то необходимое в общем смысле, но с тем, что Watch обладает большим потенциалом, сложно поспорить. Во всяком случае, если Apple удастся хотя бы частично вывести смарт-часы из статуса нишевой игрушки, то попавшим впросак скептикам явно придётся задать себе вопрос — а не пора ли подумать иначе?

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий