NeXT AppStore

NeXT AppStore был создан в начале 90-х. Назывался он Electronic AppWrapper (EAW).

NeXT AppStore. Фото.

Причастные к созданию NeXT AppStore считают, что они его изобрели. Ничего подобного в начале 90-х действительно не было, идея принадлежала им – правда, запатентовать своё изобретение и юридически оформить права на него они не догадались. Скорее всего, они не могли даже представить себе, насколько ценную и мощную штуку они придумали.

Компания Paget Press, которую соседи по офисному центру в Треугольном здании на Западной авеню Сиэтла, напротив самого большого “общественного” рынка, считали издательством, на самом деле была розничным дилером NeXT Computer.

Компания принадлежала супружеской чете Томпсонов, Гэри и Пегги, и не приносила существенных доходов. Гэри занимал высокий пост на Боинге, и в деятельности Педжет Пресс не участвовал. Только деньгами.

Дилеры NeXT были больше похожи на религиозные сообщества, чем на бизнес. Затянув пояса, в надежде на неминуемый успех “черного” железа, они верили в NeXT и любили эту платформу, а от любви до вдохновения один шаг. Люди жертвовали собой во имя идеи, это глупо и непрактично – но не глупее ли тратить десятки лет на работу, от которой тошнит?

В 1991 году Педжет Пресс опубликовала каталог программного обеспечения для NeXT, из-за революции в издательском деле теперь это было возможно, и даже стоило не слишком дорого.

В первый каталог вошла информация о паре сотен программных продуктов, это оказалось куда более прибыльным занятием чем нечастые продажи “черного” железа. Кроме того, каталог выделялся на фоне себе подобных: в увлекающихся людях почти обязательно скрываются самые неожиданные таланты. Первый тираж каталога был распродан почти моментально.

Это был обычный “бумажный” каталог. Первый шаг к NeXT AppStore.

Ричард Кэри

Люди собираются в подобные компании вовсе не из-за любви к нищете и не из-за лени, хотя бывает всякое – и удачный опыт было решено повторить. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

Альманах (каталог – это как-то слишком обычно, не правда ли?) теперь выходил один раз в квартал. Педжет Пресс продавала NeXT’ы, но все больше была похожа на издательство.

В компанию зачастили посетители, желавшие заказать рекламные каталоги (принтеров, сеялок, IBM PC). Посетителей вообще стало очень много – пришло время подумать о расширении штата.

Неизвестно, чем бы закончилась история AppWrapper и Paget Press, если бы в один из морозных дней 1992 года в Треугольном здании напротив главного городского рынка не появился Ричард Кэри. Ричард искал работу, и откликнулся на предложение Paget Press.

В наши дни он преуспевающий писатель и философ, известный и популярный. Видимо, в узких кругах – мало ли в мире философов и писателей. Но в начале 90-х Ричард оказался в трудной ситуации. Сколько он себя помнил, он писал рассказы и мечтал стать писателем. С детства.

Вместо этого, закончив университет, он женился. И семь лет занимался маркетингом в какой-то большой и богатой компании. На писательство времени не оставалось совсем, но мечта не хотела умирать и терзала душу – нормальный и ответственный человек стойко переносил бы эти терзания сколько угодно лет, до выхода на пенсию (простите), или до “морковкиного заговенья”. Жена, дочь двух лет от роду, кредиты-ипотеки…

Но он решился. Жена, видимо не сразу, согласилась потерпеть год. Двухлетняя дочь тоже не возражала (но исключительно по причине малолетства, позже она неизменно вставала на сторону матери). Написав два романа, Ричард безуспешно пытался их опубликовать. Время шло, год растянулся на два, от сбережений почти ничего не оставалось.

Педжет Пресс была первой компанией на пути Ричарда. Издательству (он был уверен что это издательство) требовался менеджер по маркетингу. Ричард был первым, кто пришел по этому объявлению: сумма компенсации не вдохновляла соискателей. Судьба первого в мире AppStore висела на тоненькой ниточке в течении нескольких недель.

На интервью он ни в чем не признался, даже когда узнал что компания продает NeXT’ы. Ни в том, что о компьютерах не имеет представления (хотя компьютер у него был, Gateway без жесткого диска), ни в том, что про CD/ROM он слышит в первый раз в жизни и не знает что это такое. Он был согласен. Его приняли.

Компенсация была не слишком большой, жена была в ярости, а вместо маркетинга Ричард занимался общением с посетителями, отвечал на телефонные звонки, правил тексты для AppWrapper, и тысячей подобных дел.

Джесс Тейлер

В компании был еще один мечтатель, владевший редким искусством написания программ для NeXTSTEP, котррый консультировал покупателей по техническим вопросам, решал их проблемы и выяснял у авторов программ, купленных с помощью каталога, что отвечать на глупые вопросы пользователей (когда у него возникали те же самые вопросы).

Когда в Paget Press полноводным ручейком потекли деньги от AppWrapper, Джесс стал начальником отдела, и у него появилась небольшая, но очень талантливая команда, “для работы с CD/ROM”. Пегги была уверена что это невообразимо сложное дело.

Рабочее место Ричарда было в предбаннике компании, Джесс и его команда занимали комнату в глубине офиса – они почти не пересекались. Когда посетителю требовалась техническая консультация, Ричард звонил Джессу.

В небольших компаниях секретов не бывает. Джесс с командой “занимались CD/ROM”. Три или четыре программиста. Сколько нужно программистов для того, чтобы ввинтить лампочку или разместить на CD/ROM сотни две или три демо-версий?

Ввинчивая лампочку или размещая что-либо на CD, лучше обходиться без программистов.

NeXT AppStore. Джесс Тейлер. Фото.

Команда написала две программы, назову их EnCrypt и DeCrypt (история не сохранила их настоящие имена).

Первая шифровала установочный пакет программы, вторая расшифровывала этот пакет и устанавливала продукт на жесткий диск компьютера. DeCrypt запускался двойным кликом по зашифрованному архиву, и предлагал ввести ключевое слово или связаться с владельцем прав на программу, купить её, получить заветное слово и… пользоваться.

DeCrypt генерировала почтовое сообщение на адрес поставщика программы, клиенту оставалось только просмотреть её, добавить несколько слов от себя – и вуаля.

Все это было бы здорово, если бы процесс не требовал человеческого вмешательства, но поставщик должен был прочитать письмо от потенциального клиента, организовать процесс оплаты и получить подтверждение, сгенерировать кодовое слово для клиента, отправить его клиенту… И нигде не ошибиться при этом.

Ричард был в курсе подпольного проекта, как и все сотрудники Педжет Пресс, и в курсе его проблем. Его мучила эта досадная нестыковка. Программный продукт, который купит один или два клиента – не продукт. С такими продуктами ни проблем не будет, ни прибыли.

А вот если разработчику удалось поймать “птицу удачи”, и тысячи пользователей захотят её приобрести, почтовый клиент разработчика будет завален сообщениями, на которые нужно ответить, затем – получить подтверждение оплаты, затеи сгенерировать кодовое слово и отправить его покупателю.

Electronic AppWrapper (EAW)

NeXT AppStore. Electronic AppWrapper (EAW). Фото.

Ричард доработал схему, и, преодолев немалые трудности, то работая круглые сутки вместе с командой Джесса, то ведя непростые переговоры с представителями банков, замкнул цепь.

Цепочку испытывали как оружие массового поражения. А она им и была: её создатели знали, что покупатели будут поражены. Представители банков, не склонные к восторгам и очень осторожные люди, были поражены первыми. Поэтому они придирчиво проверяли все возможные и невозможные сценарии, пытаясь исключить малейшую возможность ошибки или мошенничества.

Их педантизм доводил разработчиков до нервных срывов, но справившись с бешенством, они снова и снова отрабатывали сценарии, в которых банкиры углядели что-то понятное только им – все понимали, насколько это важно.

Наконец, банкиры дали добро, и система заработала.

Теперь процесс приобретения выглядел так: двойной клик выводил на экран страницу с информацией о зашифрованной программе, и кнопки для установки демо-версии (срок и условия работы демо-версии определял поставщик программы), для её приобретения и для установки приобретенной программы (с вводом ключевого слова).

На процесс, запускаемый нажатием одной кнопки, ушло 99% времени разработчиков, тестировщиков и банкиров. Покупатель вводил номер банковской карты, программа генерировала платежное поручение и, в зашифрованном виде, вместе с информацией о плательщике, передавала её банку. Банк проверял запрос (валидность карты, остаток на ней и что-то еще), блокировал требуемую сумму, и отправлял зашифрованный запрос с подтверждением оплаты Electronic AppWrapper, который генерировал ключевое слово и сообщал это слово покупателю и выводил диалог с предложением установить программу (без ввода ключа, AppWrapper’у ключ был уже известен).

Волшебные CD/ROM доставлялись по подписке, за 48 долларов в год. С каждым автором оговаривался процент от стоимости копии, перечисляемый Paget Press – от 15 до 40.

Доходы Paget Press выросли на порядок. Компания выпустила пять “умных” CD/ROM, и перенесла систему в Интернет. Доходы снова выросли, но Пегги превратила EAW в магазин нетрадиционной джазовой музыки, и все закончилось.

EAW и Стив Джобс

На конференции NeXT’овских разработчиков в конце 1992 года, Джесс Тейлер показал Стиву Electronic AppWrapper, и предложил включать программу в дистрибутив системы, за небольшие отчисления с каждой копии.

Идея Стиву понравилась, но…

– Включать AppWrapper в дистрибутив было бы здорово, но денег на отчисления нет.

Пообещать бесплатное включение Electronic AppWrapper в дистрибутив у Джесса не было полномочий. Жаль.

История AppleКомпьютеры AppleСтив Джобс