Зачем iPad 2 высокое разрешение?

Среди слухов о втором поколении iPad часто можно увидеть сообщения о том, что планшет получит дисплей с разрешением 2048×1536 пикселей. Это не может не вызывать вопросы о том, зачем нужна планшетному компьютеру с 9,7-дюймовым экраном такая плотность пикселей, которой нет даже у 17-дюймового MacBook Pro. И ответ на этот вопрос наверняка связан с таким понятием как независимость разрешения.

Для того чтобы понять, почему Apple может увеличить разрешение дисплея iPad до таких показателей, которые не снились даже профессиональным ноутбукам, необходимо взглянуть на то, как разрешение экранов и плотность пикселей повлияла на историю настольных компьютеров, а также ответить на вопрос, почему устройства iOS стоят особняком в этой ситуации.

Использование повышенного разрешения для увеличения площади обзора

По мере того, как разрешения экранов увеличивались в ходе технологического прогресса, компьютеры исторически использовали дополнительное разрешение для отображения большего количества визуальной информации, внедрения новых элементов графического интерфейса и расширения границ просмотра контента.

Когда Apple в 1984 году выпустила первый Macintosh, он имел монохромный экран с разрешением 512×342 и диагональю 9 дюймов, то есть чуть меньше, чем у iPad. Разрешение Mac было значительно больше, чем 320×200 CGA, распространенное среди тогдашних моделей IBM PC. К тому же этот экран обладал еще одной отличительной чертой – квадратными пикселями.

Когда другие представители индустрии ПК использовали цветную графику для игр и текстовый режим для офисных приложений, Apple предлагала черно-белый экран высокого разрешения с квадратными пикселями, поскольку это позволяло пользователям Mac иметь в своем распоряжении четкий и точный дисплей, поддерживающий целостный графический интерфейс с окнами и выпадающими меню. Кроме того, текст в любом шрифте и размере был очень легко читаемым.

Apple продолжила использовать четкий графический интерфейс в течение последних трех десятилетий, постоянно пользуясь новыми технологиями разрешения экранов, чтобы расширить полезную площадь дисплеев Mac. Увеличились и размеры экранов: сначала в 90-х годах на смену 9-дюймовому экрану первого Mac пришли 15- и 17-дюймовые модели, которые впоследствии уступили место дисплеям с диагональю от 20 до 30 дюймов. Даже ноутбуки с 17-дюймовыми экранами сегодня не такое уж редкое явление.

Когда увеличение разрешения становится проблемой

Сегодня экраны достигли той точки, когда они уже не могут существенно расти в размерах, иначе они попросту становятся громоздкими. Ноутбуки на массовом рынке больше не хотят переходить за 15-дюймовую отметку, в то время как пользователи все чаще стали обращать внимание на более компактные модели. Недавний пример – оглушительный успех нового 11,6-дюймового MacBook Air, который обладает самым компактным экраном из всех ноутбуков компании.

Новый 11,6-дюймовый MacBook Air обладает разрешением, сопоставимым с 13-дюймовым Air предыдущего поколения (1366×768), в то время как 13,3-дюймовая модель обладает разрешением 1680×1050, которым до 2008 года могла похвастаться 17-дюймовая модель ноутбука.

По мере увеличения пиксельной плотности дисплеев самым очевидным различием для пользователей являлось то, что иконки, панели меню, элементы управления окнами и текст пользовательского интерфейса становились все мельче и мельче. Хотя это позволяло просматривать на маленьком экране более крупные документы, это создавало и определенные проблемы: во-первых, не все элементы пользователю удавалось разглядеть, а во-вторых, по ним все сложней становилось попадать курсором.

Переосмысление разрешения

В то время как разрешения компьютерных мониторов неустанно росли вне зависимости от диагонали, более компактные экраны мобильных устройств становились все более популярны благодаря своим портативным качествам. Когда в 2007 году был представлен iPhone, его ближайший тогдашний аналог LG Prada имел разрешение 400×200 пикселей.  Microsoft со своей платформой Windows Mobile попытался втиснуть компьютерную ОС в рамки мизерного разрешения, которое варьировалось от 320×240 у Motorola Q до 640×480 у устройств Pocket PC.

Palm Treo 700 предлагал экран с 320×320 пикселями и обладал более простым интерфейсом, чем, к примеру, Windows CE. При этом обе платформы по-прежнему предполагали использование стилуса, который в мобильном контексте заменял мышь при выполнении таких задач как выбор текста и нажатие кнопок интерфейса.

Переосмысленный пользовательский интерфейс, который Apple предложила в своем iPhone, отличался иным подходом к использованию маленького разрешения экрана. Компания решила отказаться от концепции использования рабочего стола с окнами, которую сама же изобрела, и сосредоточила внимание на сенсорном интерфейсе, который был не таким точным, как с использованием стилуса, но более удобным и естественным.

Когда же появился iPhone 4 с Retina Display, который обладал разрешением 960×640, он не отображал больше элементов интерфейса. Тем не менее, существующий интерфейс стал таким четкий, что отдельные пиксели стали невидимыми для человеческого глаза.

Приоритет на разрешении интерфейса, а не экрана

В то же самое время, когда Apple представила iPad с 9,7-дюймовым экраном с разрешением 1024×768 пикселей, он предлагал не просто увеличенную версию интерфейса, существовавшего на iPhone. Вместо этого был разработан отчетливый пользовательский интерфейс, который использовал все преимущества увеличенной площади обзора и при этом отображал знакомые по iPhone столбцы в таких приложениях как, например, Почта и Настройки.

При этом Apple разрешила запускать на iPad существующие приложения iPhone в неизмененном виде, используя удвоение пикселей для заполнения всей площади экрана. Тем не менее, несмотря на удобства перехода, пользователи явно стремились делать выбор в пользу приложений, оптимизированных под увеличенный размер экрана iPad.

В то время глава Apple Стив Джобс предупредил, что считает непрактичным использование 7-дюймовых планшетов, ставку на которые делают конкуренты. Он пошутил, что в комплекте с такими планшетами нужно продавать наждачную бумагу для подтачивания пальцев пользователя, чтобы они попадали по нужным кнопкам.

Точно так же, как элементы интерфейса Mac стремятся к невидимости при увеличении плотности пикселей, сенсорные элементы управления iPad утрачивают свое удобство и физически уменьшаются при том же пиксельном разрешении.

7-дюймовый планшет Samsung Galaxy Tab имеет разрешение 1024×600 пикселей, то есть сопоставимое с аналогичным показателем iPad. Тем не менее, при попытке адаптации существующих приложений для Android под этот экран разработчики сталкивались с серьезными трудностями.

Пикселей больше, а интерфейс тот же

И вот теперь, когда конкуренты Apple собираются представить устройства с разрешением, сопоставимым с iPad (в их числе 10,1-дюймовый Motorola Xoom с 1280×800 и 7-дюймовый BlackBerry PlayBook с 1024×600), появились сообщения, что Apple решила удвоить разрешение экрана своего планшета, как она в прошлом году сделала с iPhone 4.

В результате новый iPad может получить разрешение 2048×1536 пикселей, которое даже больше, чем у самого большого ноутбука компании – 17-дюймового MacBook Pro. На самом деле, по своему разрешению планшет будет сопоставим с 27-дюймовым LED Cinema Display, который может похвастаться 2560×1440 пикселей. При этом компания называет этот монитор огромным и обладающим «поразительным» разрешением.

Но для чего может быть использовано такое большое разрешение на планшете? Некоторые наблюдатели задаются вопросом о том, какую реальную пользу это может принести. Например, Джон Биггс (John Biggs) из TechCrunch назвал увеличение количества пикселей «замком на песке», и с ним соглашается блоггер Джек Дено (Jack Deneut), который заявил, что сегодня просто не существует такого видеоформата, который смог бы заполнить все эти пиксели.

Дено нарисовал диаграмму (рис. выше), на которой видно, что DVD-видео сможет заполнить лишь угол экрана со своим начальным разрешением, в то время как 720p (распространенный формат для iTunes) заполнит лишь четверть дисплея. Даже видео в формате 1080p, которое занимает большое количество гигабайт пространства, способно заполнить не весь экран. «Многие люди не рассчитывают на удвоение пикселей при просмотре HD-видео», написал он.

iPad – не только видеоплеер

В действительности для воспроизведения видео не требуется большого разрешения: например, бытовые телевизионные приставки используют разрешения 720p и 1080p на устройствах с диагональю от 27 до 60 дюймов. При этом они самостоятельно регулируют разрешения HDTV в соответствии с разрешением транслируемого контента. Как правило, предлагаются два варианта: 1360×768 и 1920×1080.

Тем не менее, iPad не был изначально рассчитан на воспроизведение видео. В отличие от большинства других планшетов, он не обладает аспектным соотношением HDTV, составляющим 1280×720 пикселей. Вместо этого он использует разрешение 1024×768, которое больше подходит для выполнения стандартных вычислительных задач.

Кроме того, каждый обладатель большого монитора может растягивать видео на весь экран, включив полноэкранный режим. Например, 30-дюймовый Cinema Display обладает разрешением 2560×1600, но при этом без проблем воспроизводит в полноэкранном режиме видео в формате 1080p. Ему не нужно использовать изначальное разрешение, чтобы видео выглядело хорошо. Однако пользователи, сидя на определенном расстоянии от экрана, могут без труда различить 720-пиксельное видео от 1080-пиксельное. Так что воспроизведение видео вряд ли является той сферой, которая требует удвоения разрешения дисплея такого относительно компактного устройства как iPad.

Когда дисплеи отращивают «ретину»

Если у iPad 2 нет необходимости существенно увеличивать свою пиксельную плотность только для воспроизведения HD-видео, и у него не ожидается расширения видимой зоны интерфейса, как это наблюдалось с развитием компьютеров, то зачем ему нужно фантастически высокое разрешение?

За ответом обратимся к iPhone 4, который одним махом оставил позади все остальные смартфоны в плане качества дисплея, который при этом, в отличие от Galaxy Tab, оказался полностью совмести со всем существующим программным обеспечением для iOS. Retina Display у iPhone является не просто приятным дополнением к перечню спецификаций: он делает изображение таким же реалистичным, как на очень качественно отпечатанной странице журнала.

И если iPad 2 получит аналогичный Retina Display, то он позволит ему резко опередить своих конкурентов, которые только готовятся к запуску на рынок планшетов с диагональю больше семи дюймов. Именно так же в свое время iPhone 4 в одночасье оставил на свалке истории новейшие смартфоны Android, которые надеялись составить ему конкуренцию.

Вместо того, чтобы размышлять о том, что пользователи могут делать с «Айпадом» высокого разрешения, более полезно было бы отметить, чего бы не стала делать Apple, если бы она хотела, чтобы ее догнали конкуренты, начинающие наступать ей на пятки. И в этом контексте становится очевидно: чтобы сохранить свое безоговорочное лидерство, Apple необходимо бросить еще одну бомбу, чтобы сравнять с землей и без того негусто населенный рынок планшетов.

Опережая время

Вместо того, чтобы сохранять паритет с конкурентами, Apple всегда старалась предвосхищать появление практичных и ценных функций, прежде чем потребители (и конкуренты) узнают об их существовании. Например, графические процессоры SGX543 (которые, по слухам, и получит iPad 2), существуют уже с 2009 года. Тем не менее, они не использовались, поскольку компоненты, необходимые, чтобы снабдить iPad экраном Retina Display, были недоступными по цене.

Экономика больших объемов, к которой прибегла Apple при запуске на рынок iPad и которая приносит свои ощутимые результаты, может позволить компании сделать ставку на новую технологию и запустить ее в серийное производство, прежде чем она станет рентабельной на других рынках. Представив 9,7-дюймовый планшет за 499 долларов, Apple уже удалось серьезно опередить конкурентов в плане цены и современных технологий. Но заработать на этом ей помогли лишь многомиллионные продажи iPad, которыми запомнился прошлый год.

Независимость разрешения

Apple сталкивается с серьезными проблемами при попытках дальнейшего увеличения разрешения экранов ноутбуков и настольных компьютеров Mac. Например, если бы она удвоила разрешение линейки MacBook, элементы управления окнами и панели меню стали бы почти невидимыми. Компания в последнее время развивала независимость разрешения устройств Mac OS X, но для этого необходима адаптация приложений от сторонних производителей, которые могли бы подстраиваться под выбранное пользователем разрешение.

Иконки Mac OS X и Dock всегда плавно масштабировались, и с появления Mac OS X Tiger система получила скрытую функцию масштабирования элементов управления окнами и панелей меню для адаптации под непрерывно увеличивающиеся разрешения экранов. Тем не менее, сторонние приложения для Mac писались с использованием Carbon, Java, Flash и других API, которые не могли предложить поддержку такого функционала.

Разработав пользовательский интерфейс, который отлично работает на 9,7-дюймовом дисплее, Apple теперь вполне может существенно увеличить разрешение iPad независимо от его размеров, чтобы обеспечить максимально реалистичное отображение фотографий, книг, документов и видео и динамичного контента.

Поэтому если рассуждать о том, зачем iPad понадобился экран с огромным разрешением, то в первую очередь нужно вспоминать не видеоконтенте в формате HD, а о приложениях и другом контенте, где требуется высокая четкость изображения. А увеличенная плотность пикселей позволит различать самые миниатюрные детали на экране, при этом не видя отдельный пикселей, как это сегодня наблюдается на iPhone 4.

Конечно, в настоящий момент все, что мы знаем о втором поколении iPad, является всего лишь слухами. Однако если в 2011 году Apple предпочтет сохранить тенденции прошлого года (а все внутренние и внешние свидетельства говорят о том, что именно так и будет), то не стоит удивляться, если предположения о возможном появлении у iPad 2 магического Retina Display подтвердятся. Как видно из вышеизложенного, основания для такого решения у Джобса и компании имеются.

Источник: AppleInsider.com
Специально для AppleInsider.ru

 
Чтобы оставить комментарий