iPhone вырос из проблемы

Оказывается, своим рождением iPhone обязан тому, что гениальный Стив Джобс сумел осознать: ведомая им компания стоит на пороге больших трудностей. Ничто не предвещало мрачного развития событий. Весь мир был в восторге от iPod, но гениальный лидер Apple понимал, что эпоха музыкальных плееров клонится к закату. Если не Apple, то другая компания вскоре создаст телефон, который заменит пользователю целую охапку карманных устройств. Как создавали iPhone? Почему за несколько месяцев до дебюта телефона компания отказалась от утвержденного дизайна? Обо всем этом и многом другом мы узнаем из этой статьи.

iphone

Стив Джобс предвидел трудности

Многие величайшие изобретения в истории человечества начинались не с гениальной мысли, промелькнувшей в мозгу талантливого изобретателя, а с проблемы, которую нужно было срочно решать. iPhone не был исключением из этого правила. В 2005 году плееры iPod находились на вершине своей популярности. Они приносили компании Apple больше денег, чем компьютеры Mac. Но уже тогда было ясно: музыкальные плееры недолго продержатся под натиском мобильных телефонов. Пользователи оценили возможность слушать музыку при помощи этих многофункциональных устройств. И было ясно, со временем потребность в отдельном плеере если не отпадет окончательно, то значительно снизится. По словам биографа Стива Джобса Уолтера Айзексона, великий глава Apple предупредил об этой проблеме Совет директоров компании.

iPod

К счастью для техногиганта из Купертино, большинство представленных в те времена на рынке телефонов были достаточно блеклыми изделиями. И сам Стив Джобс и другие руководители Apple начали неустанно думать над тем, какой телефон предложить потребителям. Простейшие телефоны того времени позволяли только осуществлять звонки. И эти простенькие «звонилки» были достаточно популярны. Ведь, чем больше функций у телефона, тем сложнее он для пользователя, не обремененного специальными техническими знаниями. По словам многолетнего главы маркетингового направления Apple Фила Шиллера, телефоны того времени «не были должным образом приспособлены для развлечений». Редкие модели телефонов 2005 года позволяли своим пользователям наслаждаться качественным звуком и видео. Чтобы выполнить некую задачу, пользователю приходилось буквально продираться через хитросплетение экранов и меню.

Основной проблемой телефонов семилетней давности было отсутствие удобного способа ввода. Физические клавиши (которыми до сих пор оснащены смартфоны BlackBerry) превосходны для набора текста, но использовать их для навигации крайне неудобно. Теоретически телефоны с сенсорным экраном должны были быть удобнее, но на практике пользоваться ими было не менее трудно, чем традиционными «кнопочными» моделями. Тачскрины того времени не реагировали на нажатие пальцем и нуждались в специальных палочках-стилусах. А это означало, что для управления телефоном пользователю понадобятся сразу две руки. В одной руке полагалось держать телефон, а во второй — стилус. Излишне говорить, что музыкальным плеером с таким усложненным управлением не воспользуешься в транспорте и других малокомфортных ситуациях. А это значит, что такой плеер не был бы востребован широкой потребительской аудиторией.

Apple создавала телефон «для себя»

Это повествование о том, как Apple заново изобрела мобильный телефон. Часть этих удивительных подробностей уже известна читателям биографии Стива Джобса, принадлежащей перу Уолтера Айзексона. Но некоторые из них скрывались под покровом тайны до той поры, пока Apple, в противостоянии со своим давним соперником-партнером южнокорейским гигантом электроники Samsung, не была вынуждена их озвучить. Перед широкой публикой неожиданно предстали десятки прототипов iPhone и iPad, а также внутренняя переписка руководителей и конструкторов Apple, красноречиво повествующая о том, как великая компания решала те проблемы, которые перед ней становились на пути к созданию самого известного телефона на планете. Если сопоставить всю эту информацию, то становится понятным, что если бы Apple поступала «как все», iPhone мог бы вообще никогда не появиться.

На первый взгляд может показаться невероятным то, что Apple начала работу над устройством, призванным вытеснить музыкальные плееры на обочину рынка. Ведь получается, что компания действовала вопреки собственным интересам. Ее плееры iPod прекрасно продавались и были весьма популярны. Чего еще желать коммерческому предприятию, в первую очередь заинтересованному в получении прибыли? Но в Купертино отлично понимали, что если не Apple, то все равно рано или поздно другая компания создаст универсальное устройство, умеющее не только осуществлять звонки, но и выполнять много других задач, в том числе, воспроизводить музыку и видео. Совершенно очевидно, что такой телефон в считанные годы сделал бы iPod малоинтересными широкой аудитории. Да, у конкурентов были проблемы с интерфейсом, но эти проблемы были бы решены и скорее рано, чем поздно, ведь современный потребитель не привык ждать слишком долго.

iPhone

Впрочем и здесь Apple повела себя не так, как на ее месте поступила бы обычная технологическая компания, которая начала бы подсчитывать, высчитывать, делать выкладки да пытаться понять, что нужно потребителю. В Купертино поступили иначе и, не оглядываясь ни на чье постороннее мнение, «захотели создать телефон для себя, который полюбили бы сами». Так охарактеризовал намерения Apple Скотт Форстолл, возглавлявший разработку операционной системы iPhone.

iPhone мог стать дисковым аппаратом

Итак, компания разобралась с тем, что ей нужно сделать телефон, который нравился бы ее руководителям. С этим все было понятно. Дело оставалось за «малым»: найти способ сделать это. Многим запомнилась известная история о том, что в 2007 году, представляя широкой публике iPhone, великий Стив Джобс показал аудитории изображение iPod с диском набора номера, применявшегося в телефонах доцифровой эпохи. Колесо управления было в свое время блестящей находкой, разработанной для Apple фирмой Synaptics. Оно отличало iPod от других плееров и придавало ему дополнительное удобство. Этот замечательный интерфейс позволял пользователям iPod с необычайной простотой переключаться между различными меню и воспроизводить музыку. Почему бы не использовать его для осуществления звонков? Тем более, что это новое похоже на недостаточно хорошо забытое старое.

В 2005 году Тони Фэделлу (Tony Fadell), инженеру, принимавшему участие в разработке самого первого iPod, удалось подержать в руках стационарный телефонный аппарат, плод совместной разработки Samsung и Bang & Olufsen, в котором цифровые кнопки были расположены вокруг вращающегося диска. В телефоне Samsung X810 для ввода тоже использовался аналогичный диск. Фэделлу эта идея не понравилась. В письме остальным посвященным в подробности «телефонного проекта» специалистам Apple он назвал это решение «странным способом взаимодействия с сотовым телефоном». Но Стив Джобс считал необходимым проработать эту идею. Он писал: «Если бы мы смогли расположить цифровые кнопки вокруг «навигационного диска» [iPod], это могло бы стать нашим ответом». Кстати, Samsung использует этот факт в качестве доказательства своего утверждения, согласно которому конструкторы Apple были вдохновлены идеями других компаний, в частности и Samsung.

Примерно в то же самое время, главный конструктор Apple Джонатан Айв начал тщательно присматриваться к возможностям технологии, которая позволила бы сенсорному экрану воспринимать одновременное прикосновение несколькими пальцами в качестве единой команды. Эту идею в то же самое время изучали несколько компаний. По словам Уолтера Айзексона, изначально эта технология предназначалась для планшетного компьютера. Работа над планшетом началась в тиши купертиновских лабораторий еще в 2003 году, но была приостановлена, когда стало ясно, что сотовый телефон более перспективен для своего времени. А это значит, что еще за семь лет до своего появления на рынке iPad уже существовал, правда лишь в качестве идеи. В ходе одного из состоявшихся в 2004 году собраний Стив Джобс со своими сотрудниками рассматривали один из прототипов грядущего планшета. Скотта Форстолла приводила в восхищение возможность коснуться пальцем контакта и получить информацию. Одним словом, профиль контакта открывался в одно прикосновение.

Виртуальность слилась с реальным миром

Лично Джобса восхитили две функции, добавленные в прототип планшета талантливым специалистом в области разработки пользовательских интерфейсов Басом Ордингом (Bas Ording). Одна из них называлась «инерционной прокруткой» («инерционным скроллингом» или «inertial scrolling» по-английски). Суть ее состояла в том, что в зависимости от скорости, с которой вы «свайпнули» по списку для его прокрутки, он продолжал прокручиваться и после прекращения пользовательского воздействия на экран, но все медленнее и медленнее, как по инерции, как бы следуя законам физики реального мира. Второй функцией такого рода стал «эффект резины» («rubber-band effect»), заставлявший список «отскакивать» от края экрана, когда на экране больше не оставалось его позиций. Когда великий Стив увидел этот прототип, он воскликнул: «Боже мой, мы можем создать телефон не от мира сего». Эти свои восторженные слова он вспомнил в 2010 году на конференции «D Conference».

В конечном итоге компания решила отказаться от использования в своем телефоне «навигационного диска» iPod и сосредоточиться на мультитач-интерфейсе. Джобс осознавал, что риск очень велик. Все-таки идея была слишком новой и неожиданной и могла не понравиться пользователям. С другой стороны, принятое компанией решение сулило немалую отдачу. Ведь если сенсорный экран станет единственным интерфейсом устройства, его можно будет использовать для чего угодно, а не только для общения и прослушивания музыки. Более того, это открывает возможность для запуска на нем огромного множества приложений сторонних разработчиков. Скотт Форстолл назвал такое устройство «настоящим компьютером в вашем кармане».

Пурпурная завеса тайны

Apple известна своей таинственностью, но в отношении «телефонного проекта» Стив Джобс настаивал на том, чтобы тайну хранили еще бдительнее, чем обычно. Разработка iPhone скрывалась под именем «Пурпурного проекта» и, как вспоминает Форстолл, Стив Джобс не позволял нанимать в эту команду никого постороннего, ранее не работавшего в компании. Форстолл собрал под «пурпурным крылом» настоящее созвездие самых блестящих инженеров, ранее трудившихся в различных подразделениях Apple и сказал им: «Мы начинаем новый проект, настолько секретный, что я даже не могу сказать вам о том, в чем он состоит. Я не могу рассказать вам о том, над чем вы станете работать… Я могу сказать вам только одно, если вы согласитесь работать над этим проектом, то будете трудиться ночами и без выходных по крайней мере несколько лет».

Scott Forstall

Работавшая над iPhone команда получила в свое распоряжение одно из зданий головного офиса Apple, расположенного в калифорнийском городе Купертино. Скотт Форстолл рассказывает: «Больше всего это напоминало общежитие, где люди проводили все свое время. Оно пропахло пиццей и ей подобной пищей. На входной двери Пурпурного Общежития мы поместили табличку «Борцовский клуб», поскольку первым правилом этого проекта было, выйдя за эту дверь, хранить молчание о нем».

Сотрудники iPhone-проекта были разделены на две тесно связанные между собой группы, одна из которых работала над аппаратным, а другая над программным обеспечением грядущего телефона. Главная задача группы программистов состояла в том, чтобы сделать совершенно новый интерфейс интуитивно понятным и естественным. Одной из их разработок стали известные всем «жесты», то есть некоторые движения пальцами, воспринимаемые телефоном в качестве определенных команд. Своего рода «язык iPhone», освоив который, пользователь больше не будет сталкиваться ни с какими сложностями во взаимодействии со своим телефоном. Некоторые из них, например, «pinch-to-zoom» («увеличивающий щипок»), и ранее использовались в мультитач-проектах, но другие стали свежими идеями, рожденными в Apple.

Разработчики iPhone были его первыми пользователями

Форстолл использовал прототип iPhone в качестве одного из своих основных компьютеров и обратил внимание на то, что осуществление при каждом увеличении сложного жеста «щипок» утомляет. И тут у него родилась идея подумать над тем, чтобы сделать пару касаний к экрану достаточными для «зумирования». Простая в изложении идея достаточно сложна в реализации. Ведь телефону предстояло распознать и структуру жеста, и структуру документа, и сопоставить их. Свою мысль Форстолл изложил инженерам, и когда жест «tap-to-zoom» был разработан, он отметил, что телефон стал значительно проще в использовании: «Это ускорило мою веб-навигацию». Для устройства со сравнительно маленьким экраном важно иметь простой способ увеличить или уменьшить размер документа что называется «на лету», не совершая при этом трудоемких действий.

Разработчики аппаратного обеспечения тем временем думали над тем, как будет выглядеть телефон. Один из старых дизайнеров Apple, Кристофер Стрингер (Christopher Stringer) объясняет, что компания хотела сделать внешний вид телефона строгим и изысканным (то, что в народе называют «минимализм со вкусом»). Группа из пятнадцати человек регулярно собиралась за установленным в конструкторском бюро кухонным столом. В ходе этих встреч каждая мельчайшая деталь грядущего телефона тщательнейшим образом обсуждалась и доводилась до совершенства.

Apple достаточно быстро воплощала идеи в физических прототипах, и команде инженеров по аппаратной части предстояло поработать с ними и оценить свои ощущения. По словам Стрингера, за время работы над iPhone, группа инженеров рассмотрела целых 50 вариантов известной круглой физической кнопки телефона. По его словам: «Мы были страстно увлеченной группой людей».

Восьмиугольный iPhone так и остался проектом

В ходе споров с Samsung широкая общественность смогла познакомиться с некоторыми из многочисленных идей о том, каким мог бы стать (но не стал) iPhone. Среди них были толстые и тонкие телефонные аппараты, устройства со скругленными стеклами спереди и сзади; с плоскими боковыми частями и со скругленными верхом и низом. В других же версиях скруглены были, наоборот, боковые части, а верх и низ были плоскими. Один из прототипов даже имел форму восьмиугольника! Все это говорит о том, что iPhone в нынешнем виде стал плодом не мгновенного озарения, а многолетней кропотливой работы и повышенного внимания к каждой мелочи.

iPhone

Однажды в 2006 году главный эппловский конструктор Джонатан Айв отозвал в сторонку одного из своих подчиненных Шина Нишибори (Shin Nishibori) и задал ему неожиданный вопрос: «Каким был бы iPhone, если бы его делала Sony? Не могли бы вы проделать эту работу?». Об этом поведал сам конструктор Нишибори. Результатом этой работы стал тоненький телефон, во многом похожий на современный iPhone, но обладавший кнопками-регуляторами громкости на передней панели, а не сбоку. Samsung пыталась доказать в суде, что этот дизайн был скопирован у Sony, но судья этот аргумент отклонил. Дело в том, что дизайн iPhone не является копией какой-либо из моделей телефонов Sony, а лишь вдохновлен размышлениями об особенностях эстетики присущей изделиям знаменитой японской корпорации. Весной 2006 года (до анонса iPhone осталось менее года) Айв со своими конструкторами утвердили дизайн грядущего смартфона-легенды. Принятый прототип был похож на iPod Mini 2004 года. Это было металлическое устройство со скругленными боковыми частями.

Резкая смена дизайна «в последний момент»

В ходе «патентных битв» с Samsung Apple пришлось показать прототипы iPhone. Один из прототипов телефона, разработанных еще до анонса его первой версии, напоминает скорее iPhone 4, появившийся в 2010 году. Другой прототип, разработанный всего за несколько месяцев до анонса телефона, существенно отличается от известного нам «семейства айфоновых». Что же случилось? Почему Apple буквально в последний момент отказалась от прототипа-фаворита в пользу известного нам форм-фактора?

Точный ответ на этот вопрос мы не получим, но есть некоторые намеки, которые проясняют ситуацию. Одной из причин изменения дизайна стало то, что со скругленными боковыми частями дизайн телефона был избыточен. Конструктор компании Ричард Ховарт (Richard Howarth) написал Айву письмо, в котором предупредил об этом главного конструктора Apple: «Меня беспокоит, что мы делаем вещь, которая будет выглядеть слишком широкой и на самом деле являться таковой». Не говоря уже о том, что регулирующие громкость кнопки были бы не очень уместны на скругленном боку телефона.

Проблемой был и литой металлический корпус телефона. В одно прекрасное утро Джобс пришел в офис и заявил, что ему решительно не нравится эта идея. Поскольку экран являлся единственным интерфейсом нового телефона, именно он должен находиться «в центре» устройства, а металлическая рамка вокруг экрана такого впечатления не создавала. Айв признал правоту своего гениального руководителя, о чем и сообщил в свое время Уолтеру Айзексону.

Где-то весной 2006 года, когда всего несколько месяцев оставалось до появления iPhone, команда инженеров решила сделать крутой поворот в своей работе и вернулась к одному из прототипов, созданных годом ранее. Этот телефон прекрасно знаком нам всем. Его углы были скруглены, на лицевой панели красовалась единственная, хотя и достаточно крупная, кнопка. Стеклянная панель покрывала всю лицевую часть устройства. Таким образом, металлическая рамка больше не отвлекала внимание пользователя от основного элемента интерфейса — экрана. Так был утвержден тот дизайн, которому рукоплескали и рукоплещут миллионы экспертов, инженеров, аналитиков, обозревателей и рядовых пользователей.

Резкая смена дизайна поставила Apple лицом к лицу с новой проблемой. У компании оставались считанные месяцы на то, чтобы подобрать своему телефону новые внутренние компоненты. Команде разработчиков предстояло дни и ночи напролет работать в режиме строжайшей секретности, даже не надеясь узнать, что именно они комплектуют. На самом деле, все это и раньше было понятно. Сейчас лишь прояснились мелкие штрихи, сопровождавшие работу над созданием знаменитого телефона. Долгие годы две группы специалистов трудились над тем телефоном, который сегодня доставляет вам столько радости. Многие идеи, такие как «инерционная прокрутка» или «эффект резины» были чистыми озарениями. Миссия Apple нашла меткое выражение в словах конструктора Кристофера Стрингера: «Нашей задачей было вообразить продукт, которого еще нет и подарить ему жизнь».

По материалам: Slate.com