Главы о звездном главе Apple. Часть 2. Photoshop помог Apple в трудные дни

12

Первый Photoshop на компьютере Mac Plus

Photoshop 1.0 на компьютере Mac Plus. (Скриншот из коллекции Vintage Mac Museum.)

Продолжаем ранее начатый цикл, посвященный тем грандиозным свершениям, которых достигла компания Apple под управлением своего несравненного лидера Стива Джобса. Во всех созданных компанией вещах всегда было выражено его представление о способах решения задач. Сегодня речь пойдет о знаменитом графическом редакторе Adobe Photoshop и той значительной роли, которую сыграли компьютеры Mac в его рождении. В самые трудные годы Photoshop оказал Apple немалую поддержку самим фактом своего существования. Еще два года назад с этой историей англоязычную общественность познакомил Том Хормби в своей статье «Истоки Photoshop» («The Origin of Photoshop»).

Присутствие Photoshop для Mac OS позволило «Макинтошам» оставаться на плаву даже в годы общего спада позиций компании. В середине девяностых годов минувшего века, издательское дело и графический дизайн были в глазах потребителей наиболее привлекательными возможностями Mac. Возглавлявшие компанию Гил Амелио и Майкл Шпиндлер это понимали. Потребительские компьютеры Mac слабели на глазах. Компания металась из стороны в сторону, работая над многопроцессорными компьютерами и непродуманными версиями операционных систем.

Даже, когда кризис, в который компания была погружена в середине девяностых, миновал, Photoshop оставался безмерно популярным и имя этого приложения стало нарицательным, его начали использовать для описания обработки графики на компьютере. Кому незнакомо выражение «отфотошопить фотографию»? Оно знакомо всем и каждому!

Профессор Кнолл и его сыновья

Надо сказать, что Photoshop не родился на свет в результате кропотливой командной работы Adobe. Это продукт труда двух братьев, Томаса (Thomas Knoll) и Джона Кноллов (John Knoll). Их отец довольно известный ученый Гленн Кнолл (Glenn Knoll), профессор ядерных технологий и радиологических наук в Колледже Анн-Арбора Мичиганского университета. Профессор увлекался фотографией и микрокомпьютерами. Эта отцовская страсть передалась и его сыновьям.

Проявляя интерес к фотоделу, юный Джон работал над своими пленками в отцовской фотолаборатории. Увлечение Джона было более, чем страстным. Он даже печатал цветные фотографии, что в былые времена было намного более сложным и трудоемким процессом, чем печать черно-белых. Если кто-либо из вас, дорогие читатели, помнит, что такое фотоувеличитель, он поймет, о чем идет речь. Остальным придется просто принять тот факт, что цветная фотопечать еще недавно была показателем высокого мастерства. В ходе этой работы Джон оттачивал свои навыки профессионального фотографа, которые позднее нашли свое воплощение в Photoshop.

Этим увлечения Джона не исчерпывались. Он питал глубочайший интерес к программированию. Однажды отец мальчика принес домой Apple II+ и с тех пор программирование стало одним из важнейших жизненных приоритетов юного созидателя новых технологий. В интервью он сказал о своем отце и его «взаимоотношениях» с компьютером Apple:

Обычно он использовал его в своей исследовательской работе и частенько посвящал труду вечера. Поэтому, когда я возвращался из школы домой, Apple II манил меня к себе.

В 1984 году профессор Гленн сменил старенький Apple II+ на сверхсовременный по тем временам Macintosh. Большей частью он сделал это ради Джона, который получал от работы с компьютером истинное наслаждение. Джон подрос и тяга к высоким технологиям очень помогла в его карьере. Он стал работать в ведущей компании сферы компьютерной графики Industrial Light and Magic, известной своим тесным родством с Pixar.

Маленькая программка породила грандиозный редактор

Другой брат, Томас, поступил в колледж и получил степень бакалавра наук Мичиганского университета. Над своей докторской диссертацией он начал работать еще в учебном заведении. По описанию журнала выпускников Мичиганского университета, работа была посвящена «обработке цифровых изображений». Для работы над тезисами диссертации, Томас приобрел Mac Plus. К сожалению, этот компьютер, в отличие от некоторых более дешевых моделей того времени (в частности, Amiga, Commodore 64 и Archimedes) не был способен воспроизводить не только цветное изображение, но даже и оттенки серого.

Поэтому, чтобы осуществлять свои исследования на Mac, Томасу пришлось самому написать программу по имени «Display». Она позволяла отображать оттенки серого благодаря псевдосмешению (размыванию, дизерингу) битов черного и белого цветов. Графического интерфейса у компьютера, разумеется, не было. Для управления использовался интерфейс командной строки «C Shell». Программа не делала ничего, она просто позволяла передать цвета и оттенки серого на Mac Plus. Томасов брат, Джон, пришел в восторг от этого приложения. Этот успех даже отвлек внимание Томаса от тезисов.

Джон протестировал программу брата на работе, в Industrial Light and Magic, и она произвела на него великолепное впечатление. Industrial Light and Magic сыграла значительную роль в обеспечении Pixar Image Computers, разработки сотрудников Pixar в LucasFilm, коммерческий релиз которой состоялся в 1985 году. В своем интервью для книги об Industrial Light and Magic, Джон Кнолл сказал:

Когда Том показал мне свою работу, я был просто шокирован тем, насколько она напоминает инструменты обработки графики, используемые Pixar.

Разница была только в том, что программа «Display» работала на Mac Plus, стоившем 2 599 долларов США. В то же самое время, компьютер Pixar стоил целых 135 тысяч долларов США.

Джон убедил Томаса встроить свою программу в полноценный графический редактор, позволяющий обрабатывать фотографии подобно тому, как это делалось с помощью фотоувеличителя. То есть регулировать контраст, оттенки и осветлять изображения. И это далеко не полный список возможностей. Так братья объединились в работе над тем, чтобы сделать из программы «Display» нечто большее, нечто такое, что потом назовут громким и звучным именем…

…Photoshop

Системные требования первого Photoshop

Информация о системных требованиях приложения Photoshop 1.0
В 1988 году «Display» была переименована в «ImagePro», но о том, что этой программе предстоит перевернуть все представления об обработке изображений еще никто не знал. Приложение получило новое имя и Томас начал трудиться над добавлением в нее функций обработки. Джон полагал, что прежде всего следует добавить гамма-коррекцию, которая позволила бы изображениям выглядеть на экране не столь темными, как прежде. Томас добавил в «ImagePro» многие из тех приемчиков, которые используются фотографами, которым он научился в детстве, работая в отцовской фотолаборатории.

Джон посоветовал сделать программу платной, а не условно-бесплатной, которую можно попробовать перед тем, как купить. Но ни один из братьев не осознавал того, сколь сложно будет найти дистрибьютора и вывести программу на такой уровень, при котором она станет интересна потребителям. Томас согласился с братом и решил на полгода прервать работу над докторской диссертацией, использовав это время на то, чтобы постараться сделать из «ImagePro» коммерческое приложение.

В те, сравнительно «древние» для компьютерных технологий времена, редактирование изображений уже не было новой задачей ни для компьютеров в целом, ни для «Макинтошей» в частности. Уже тогда компьютеры Amiga широко использовались профессиональными фотографами. Эти компьютеры полюбились фотопрофессионалам за их хорошие графические характеристики и способность справляться с задачами редактирования изображений.

К сожалению для братьев, многие софтверные компании уже располагали своими графическими редакторами. Сначала Томас принес свое приложение в компанию SuperMac, которая позже прославилась клонами Mac и видеокартами. Но у компании имелось свое, намного более слабое, приложение такого рода, которое называлось PixelPaint, ориентированное скорее на пользователей MacPaint, чем на серьезных фотографов.

Была такая компания BarneyScan. Как можно легко догадаться из ее названия, занималась она сканированием. Она нашла применение программе Томаса, хотя и не совсем то, о котором мечтал сам создатель приложения. «ImagePro», переименованная в Photoshop по причине спора вокруг торговых марок, поставлялась только в комплекте со сканерами BarneyScan. За все время было продано лишь около двухсот копий новой программы.

Обработка цветного изображения в Photoshop

Обработка цветного изображения в графическом редакторе Photoshop. (Скриншот из галереи guidebookgallery.org)

К счастью, Томас не продал программу Photoshop для компании BarneyScan. Он лишь лицензировал для них свое творение. Коммерческое распространение программы стало более надежным источником поступлений. В Adobe он пришел в 1988 году. Творческий департамент Adobe во главе с его шефом, Расселом Брауном (Russell Brown), в полном составе влюбился в Photoshop. И они оказались не одиноки в своей любви. Программа вышла в 1990 году и до 2000 года было продано более 3 миллионов ее копий (и, по предположительным оценкам, еще миллионы копий использовались на компьютерах в виде «пиратских» версий).

Многофункциональность и популярность новой программы положительно влияла на положение дел Apple. Со временем Adobe портировала Photoshop на операционные системы Windows и Unix, но «Макинтош» по-прежнему оставался основной платформой популярнейшего графического редактора. Профессиональные пользователи Photoshop приобретали компьютеры Power Mac, цена которых была поистине астрономической и составляла 10 тысяч долларов США. Тем самым они приносили компании Apple немалую прибыль и позволяли «яблочному кораблю» держаться на плаву в бурном «технологическом океане».

В борьбе Apple за рынки компьютеров для дома и офиса важную роль сыграло то преимущество, которым компания обладала, предлагая компьютеры для издателей (и всех тех, кому необходимо постоянно обрабатывать графику). По словам одного из вице-президентов компании Ламара Поттса (Lamar Potts), главным приоритетом в его работе было пристальное внимание к…

…специальным сегментам рынка, в частности тем, где была потребность в высококачественной графике.

Как бы ни складывались дела Apple на потребительском и корпоративном рынке, она никогда не забывала о потребностях своих пользователей-профессионалов, испытывающих потребность в мощных продуктах. Даже сейчас Mac Pro привлекает к себе внимание благодаря, прежде всего, своей способности превосходно обрабатывать графику.

Содержание цикла «Главы о звездном главе Apple»:
Часть 1. Apple Store: Путь из бездны краха к пику триумфа

Источники:
1. Lowendmac.com, «The Origin of Photoshop», Том Хормби, 24 февраля 2010 года
2. Storyphoto.com, «From Darkroom to Desktop — How Photoshop Came to Light», 18 февраля 2000 года
3. Computerarts.co.uk, «The history of Photoshop», 13 декабря 2005 года
4. D4.dion.ne.jp/~motohiko/photoshop.htm, Скриншот главного окна приложения Photoshop 1.0 на компьютере Mac Plus
5. Guidebookgallery.org, Скриншот обработки цветного изображения в Photoshop

12 комментариев

  1. 0
    Вадим

    На винде фотошоп быстрее, стабильнее.
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    Дабы не начать дискуссию типа Mac vs PC, впредь скажу что Photoshop работает одинаково стабильно на обеих системах 🙂

  3. 0
    мистер высер

    на компе грузится 30 секунд
    на маке 5

  4. 0
    Вадим

    ) я поставил ssd и фотошоп при первом запуске нового винта запустился за секунды три. После месяца работы с винтом это уде были совсем не те секунды ) так же и с запуском винды.
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      Вадим, Странная, господа, манера смотреть, как быстро запускается программа. 3 или 30 секунд. Работаем на ней часов 5-10= 18000-36000 секунд. 10 секунд не играют ощутимой роли.
      (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  5. 0

    остается лишь надеяться, что смещение фокуса внимания Apple в сторону массового пользователя не поставит жирный и окончательный крест на mac pro…

  6. 0
    Sashaiknopochki

    Братья Нолл (Knoll), а не Кнолл!
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий