[Стив Джобс. Биография.] Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.

0

Cover Steve Jobs

Анализ продукции.

Одной из сильных сторон Джобса было умение сосредоточить все силы на одном.

«Определение вещей, которые не нужно делать также важно, как и определение вещей, которые нужно делать, — говорит Стив. – Это распространяется как на управление компанией, так и на производимые устройства».

Как только Джобс вернулся в Apple, то сразу принялся воплощать эту идею в жизнь. Однажды в коридоре он наткнулся на молодого выпускника Школы бизнеса Уортон (Wharton School) Пенсильванского университета, который ранее работал помощником Амелио. Он сказал, что его работа уже подходит к концу.

«Это хорошо, потому что мне нужен человек для черновой работы», — сказал ему Джобс.

Стив поручил ему делать записи во время своих многочисленных встреч с группами разработчиков, на которых он спрашивал сотрудников, чем они занимаются, и просил доказать, что их проект имеет право на существование.

Джобс также вернул на работу своего друга, Фила Шиллера, который ранее уже работал в Apple, но затем ушел в компанию по производству графических программ Macromedia.

«В зале заседаний совета директоров, где Стив собрал как-то раз своих сотрудников, хватало мест для двадцати людей. Однако туда набилось под тридцать сотрудников, и они начинали рассказывать о своих успехах и неудачах. Кто-то попытался показать PowerPoint-презентацию, но Стив отказался смотреть», — вспоминает Шиллер.

Как только начали обсуждать линейку продукции, Стив строго-настрого запретил использование PowerPoint-презентаций.

«Терпеть не могу, когда вместо головы люди используют презентации со слайдами, — рассказывает Джобс. – Мои сотрудники искали решение проблемы при помощи презентации, а я хотел, чтобы они сами вникали в суть вопроса, чтобы обсуждали ситуацию друг с другом, а не показывали сотни слайдов. Если человеку есть что сказать, то никакой PowerPoint ему не нужен».

После подобных обсуждений стало ясно, что Apple сильно отклонилась от своей цели. Из-за капризов продавцов компания производила по множеству версий каждого продукта.

«Это было сумасшествие, — делится воспоминаниями Шиллер. – Даже сами сотрудники компании были сбиты с толку. Apple производила огромное количество продуктов, большая часть которых была дерьмом».

Было выпущено множество версий Macintosh под непонятными номерами от 1400 до 9600.

«Три недели сотрудники пытались объяснить мне смысл этого, — рассказывает Стив. – И я все равно не мог понять. В конце концов, я начал задавать им один простой вопрос: “Ты бы посоветовал своему другу купить ЭТО?”».

Если ему не давали такой же простой ответ, то Джобс снимал этот продукт с производства. Вскоре линейка продукции сократилась на 70%.

«Вы же толковые ребята, — сказал он сотрудникам из одного отдела. – А тратите свое время впустую на хреновые продукты».

Многие инженеры были настолько взбешены радикальными мерами Джобса, что попросту уволились. Однако Стив утверждает, что хорошие инженеры, даже если их проект закрывали, впоследствии благодарили своего босса.

«В сентябре 1997 у нас было собрание персонала, — рассказывает Джобс. – Там я закрыл некоторые проекты. Но когда мы вышли с собрания, то участники этих самых проектов были вне себя от радости, потому они, наконец, поняли, в каком направлении, черт возьми, надо двигаться».

Через пару недель терпение Стива лопнуло.

«Хватит! – не выдержал он во время обсуждения товарной стратегии. – Это безумие!»

Джобс схватил маркер и нарисовал на доске две линии, горизонтальную и вертикальную, разделив тем самым её на четыре квадрата. Затем он подписал вертикальные колонки «обычный пользователь» и «профессионал», а горизонтальные ряды обозначил как «настольный» и «портативный».

«Мы должны сделать четыре отличных продукта, по одному в каждый квадрат».

«После этого в зале повисла мертвая тишина, — вспоминает Шиллер».

Эффект повторился, когда в сентябре Джобс представил свой план совету директоров Apple.

«Гил требовал, чтобы на каждом заседании мы одобряли все больше и больше новых продуктов, — вспоминает Вулард. — Он не переставал утверждать, что нам нужно больше устройств. А тут приходит Джобс и говорит, что нужно наоборот меньше. Он начертил свою таблицу с четырьмя квадратами и заявил, что именно на этом мы должны сосредоточиться».

Сначала совет директоров был против. Джобсу сказали, что так поступать очень рискованно.

«У меня все сработает! – ответил Стив.

Совет так и не принял новую товарную стратегию. Но компанию возглавлял Джобс, так что он поступил по-своему.

В итоге инженеры и менеджеры Apple сосредоточились на четырех сегментах рынка. Профессиональным и настольным компьютером должен был стать Power Macintosh G3. В качестве профессионального и портативного устройства был выбран PowerBook G3. Началась работа над настольным компьютером для обычных пользователей, который впоследствии будет называться iMac. И для портативного устройства для обычных пользователей сотрудники сосредоточились на устройстве, которое будет известно как iBook. Буква «i» в названии, как объяснил Джобс, была призвана сделать ударение на возможности устройств легко работать в Интернете (Internet).

Направив все свои силы на четыре сегмента, Apple была вынуждена отказаться от производства других устройств, таких как принтеры и серверы. В 1997 году «яблочная компания» продавала цветные принтеры StyleWriter, которые, по сути, представляли собой слегка измененный вариант принтера Hewlett-Packard DeskJet. И основные деньги шли не от принтеров, а от продажи картриджей к ним, которые делала компания HP, и, соответственно, получала эти деньги.

«Что-то я не совсем понимаю, — сказал Стив во время очередной встречи по анализу линейки продукции. – Вы тут продаете миллионы принтеров, а денег с этого почти не получаете? Что за бред!»

Он вышел из помещения и позвонил главе HP. Джобс предложил разорвать контракт по производству StyleWriter. Взамен он обещал уйти с рынка принтеров и полностью предоставить его HP. Затем он вернулся в зал заседаний совета директоров и объявил о своем решении.

«Стиву хватило просто взглянуть на текущее положение вещей, чтобы понять, что надо выбираться из этой западни», — вспоминает Шиллер.

Одним из самых дальновидных решений Стива Джобса было решение расстаться раз и навсегда с устройством под названием Newton — персональным цифровым секретарем, проще говоря, карманным персональным компьютером с почти совершенной системой распознавания рукописного ввода. Джобс ненавидел его всей душой по ряду причин: потому что устройство не работало должным образом, потому что у него было отвращение к устройствам со стилусами, и потому что это было любимым проектом Скалли. В начале 1997 года он уже пытался уговорить Амелио закрыть производство Newton, но тогда ему удалось добиться лишь отделения от Apple отдела, который занимался этим проектом. К концу 1997 года, когда Джобс начал проводить анализ выпускаемой продукции, производство ещё не было прекращено. Вот как Стив описывает свои мысли в то время.

«Если бы Apple не находилась в столь бедственном положении, то я бы сам углубился в эти технологии и заставил бы эту штуку работать так, как надо. Но я не доверял людям, которые занимались этим устройством. Я нутром чуял, что это отличная технология, но бездарные менеджеры попросту все засрали. Закрыв проект, я освободил несколько хороших инженеров для работы над новыми мобильными устройствами. В конце концов, нам удалось довести технологию до ума, и мир увидел iPhone и iPad».

Умение сосредоточить силы спасло Apple. В первый же год после своего возвращения Джобс уволил более трех тысяч сотрудников, что помогло сократить затраты компании. За финансовый год, который завершился в сентябре 1997 года, Apple потеряла 1.04 миллиарда долларов.

«Ещё три подобных месяца, и Apple стала бы банкротом», — говорит Стив.

В январе 1998 года во время MacWorld в Сан-Франциско Джобс поднялся на ту же сцену, где год назад потерпел неудачу Амелио. Одетый в кожаную куртку Стив щеголял густой бородой на сцене и расхваливал новую товарную стратегию компании. Именно тогда он впервые произнес фразу, которая станет его характерным способом завершать презентации: «Да, и ещё кое-что» (Oh, and one more thing). В тот раз после этих слов последовала идея «Думай о прибыли» («Think Profit»). Когда он произнес свою речь, публика начала бешено аплодировать. Дело в том, что после двух лет убытков, у Apple, наконец-то, выдался прибыльный квартал, компания заработала 45 миллионов долларов. За весь финансовый год в 1998 прибыль составила 309 миллионов долларов. Джобс вернулся. И Apple тоже.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.

0 комментариев

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий