История развития графического интерфейса. Часть 2

7

Smalltalk

1. История развития графического интерфейса. Часть 1

Smalltalk был задуман как совершенно новый язык программирования и среда для проектирования различных программ. Он должен был стать настолько удобным, чтобы разобраться с ним мог абсолютно любой пользователь. Smalltalk стал первым объектно-ориентированным языком программирования в мире. Благодаря ему, код программы и все данные могли находиться в единых модулях, называемых объектами, которые могли быть многократно использованы совсем другими программами.

Впервые Smalltalk начал применяться в 1974 году. Среда проектирования Smalltalk обладала собственным пользовательским интерфейсом, в котором выполнялись все программы Smalltalk. Именно эта среда ввела многие современные понятия и каноны графического пользовательского интерфейса.

Окна в Smalltalk имели определенную графическую границу и выделялись на сером фоне, который располагался позади. У каждого из индивидуальных окон в шапке была область заголовка, которая применялась не только для названия окна, но и его перемещения по экрану компьютера. Область заголовка начиналась в верхнем левом углу и растягивалась на длину имени окна. Одно окно могло накладываться на другое окно, а выбранное окно появлялось поверх всех второстепенных.

Именно тогда появились и первые иконки — «значки»: чтобы открыть какую-нибудь программу или документ, нужно было нажать на такой значок на экране компьютера. И еще одна новинка того времени — появление области прокрутки и диалоговых окон.

Компьютер Alto вместе с Smalltalk был по-настоящему хорошим персональным компьютером с современным графическим пользовательским интерфейсом. Alto без всяких проблем мог работать в Сети, например, посылать и принимать электронную почту. Alto был идеальным компьютером для офисной работы. Но по поводу этого компьютера между инженерами PARC и руководством компании Xerox часто возникали споры: сотрудники PARC хотели, чтобы Xerox продавал и упрощенную версию компьютера Alto, чтобы тот стал успешным коммерческим продуктом, но руководство компании настояло на своем и в очередной раз окончательно отказало в этом.

6

В 1976 году Стив Джобс и Стив Возняк в обычном гараже собрали собственный маленький компьютер, который был назван Apple. Еще совсем небольшая, на тот момент, фирма Apple смогла заработать целое состояние, благодаря своему собственному графическому пользовательскому интерфейсу. Он отображал как текст, так и графику, но имел достаточно традиционный текстовый интерфейс с командной строкой.

Очень многие сотрудники PARC немного позже перешли работать в Apple. Там они возобновили свою работу над Alto и Smalltalk, сделав эти технологии по-настоящему коммерческим продуктом. Так, работа на всем известным компьютером Apple Lisa шла при содействии инженеров PARC.

Группа, которая работала над проектом Lisa, отдала свое предпочтение интерфейсу, основанному на иконках, где каждая иконка указывала на определенную программу или документ. Также группой был разработан выпадающий список, меню для которого располагалось в самой верхней строке экрана (сверните свой браузер и посмотрите на самый верх экрана своего Mac, видите строчку? — Время строчке не помеха).

Идея пометок, появляющихся рядом с выбранными пунктами меню, сочетания «горячих» клавиш для наиболее используемых команд меню — все это заслуга команды Lisa. Для этого компьютера были также разработаны совершенно новые стандарты, например, «Корзина». Кто бы мог подумать, что «Корзину» придумали в Apple?

А знаете, где был изобретен выбор с помощью двойного щелчка? — Да-да, вы совершенно правы, в Apple. Такое изобретение было необходимо из-за того, что интерфейс требовал от пользователя, как минимум, двух нажатий: выбор иконки и выполнение действия.

Но и это еще не все. Пользовательский интерфейс Lisa стал причиной изобретения еще множества различных понятий, которые используются и по сей день. Интерфейс Lisa стал первым, где была реализована идея, что все файлы в файловой системе могут быть представлены в виде иконок, которые, в свою очередь, могут быть представлены в иерархической структуре директории. Разработчики предполагали, что каждый каталог должен открываться в новом окне. Именно тогда была изобретена еще одна функция — перетаскивание (перемещение файла или группы файлов, после выделения, из одной папки в другую). И еще одно немаловажное новшество — отображение информации о файле. Для каждого файла можно было задать программу, с помощью которой он будет запущен.

programms

Современный вид. OS X Lion.

Результатом кропотливой и плодотворной работы группы Lisa был разработан пользовательский интерфейс нового поколения, который был окончательно закончен уже к 1983 году.

Но и тут возникли очередные финансовые трудности. Стоимость оборудования, которое смогло бы позволить пользователю работать с таким интерфейсом, была очень велика. Само собой, что Стив Джобс решил попробовать максимально упростить подобный интерфейс, тем самым уменьшив стоимость. Ему это удалось. В 1984 году был представлен Apple Macintosh 1. Его интерфейс сохранил практически все новаторские идеи компьютера Lisa, но главной задачей было уменьшение стоимости, поэтому от некоторых идей пришлось отказаться. Так, например, пришлось отказаться от возможности переключения между запущенными приложениями — это, фактически, был полный отказ от многозадачности.

Apple и Xerox PARC внесли огромнейший вклад в современные графические пользовательские интерфейсы. Множество фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения, использовали их наработки и идеи для изготовления нечто подобного в собственных стенах.

А в 80-х годах началось достаточно бурное развитие графических пользовательских интерфейсах, которые были необходимы для быстро появляющихся новых аппаратных платформ.

Продолжение следует…

По материалам Wikipedia и Intel.com

7 комментариев

  1. 0

    Первая картинка — интерфейс Mac OS. В 1974 году даже Apple еще в планах не было. Зачем вставлять такую иллюстрацию просто так? Лучше ничего не вставлять, чем вводить народ в заблуждение.

  2. 0

    Сорри, вторая картинка.

  3. 0

    Вторая картинка — после 1985 года. Уберите, она не имеет никакого отношения к 1974 году.

  4. 0

    🙂 Рад помочь.

  5. 0

    А в 80-х годах началось достаточно бурное развитие графических пользовательских интерфейсОВ

  6. 0
    Bair Galsanov

    Так не понял. Так всё круто, но хочется подробностей. Как то всё слишком поверхностно. Джеф Раскин отец Мака… Как понял в этой истории его нету? (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий