[Dev Story] «Знающий». Разработка образовательного мобильного приложения

Нам пишет Кирилл Поляков

Привет, я Кирилл. Делюсь своей историей о том, как за полтора года разработал мобильное приложение по истории России. И нашёл ответы на три главных вопроса моей работы:

  • Как большие знания превратить в краткие?
  • Как на самом деле происходит процесс разработки мобильного приложения?
  • Как привлечь первые средства в проект?

[Dev Story] «Знающий». Разработка образовательного мобильного приложения. Фото.

Как так получилось? 
Почему я, инженер по образованию, занялся приложением по истории России? Всё очень просто: я люблю историю, это интересная наука; история хранит самые масштабные события, будь то война, реформа или революция. При этом всегда полезно узнавать мало освещаемые детали, предшествующие событиям или происходившие одновременно. Историю надо знать, она не только даёт ответы на многие политические вопросы современности, но и раскрывает сущность современных народов и стран.

В школе истории учили нормально, не идеально, но и не плохо. Много всего запомнил. Одна беда — запомнил без связи всех фактов в последовательности. Спроси меня, кто раньше правил, Пётр I или Иван Грозный, я долго бы вспоминал, если бы вообще вспомнил. Увы, стыдно признавать, но не сохранил я эти знания. И многие мои друзья и коллеги в один голос поддерживали, мол, «я вот почти ничего не могу вспомнить из школьной программы по истории» или «слишком сложно рассказывали тогда, а сейчас уже и времени нет всё перечитывать». 

Именно так родилась идея. А что, если сделать приложение, которое позволит освежить все знания по истории и в будущем добавить знаний из других тем? Так я и начал разработку приложения «Знающий». Благо был немалый опыт (10 лет) работы в IT-компании, который тут очень пригодился. Сложность была только во времени. Разработку я вёл вечерами, после работы.

[Dev Story] «Знающий». Разработка образовательного мобильного приложения. Фото.

1. Как большие знания превратить в краткие

На самом деле это проблема не только истории, а любой науки или темы. Очень часто спрашивая у какого-либо эксперта в теме, ты получаешь ответ, перенасыщенный непонятными и незнакомыми терминами (но ему-то они понятны!). При всем его профессионализме, рассказчик он может оказаться никудышный, и вместо того, чтобы объяснить тему, он ещё больше запутает.

Я 4 года проработал преподавателем в школе и на дополнительных курсах для школьников и понимаю, что именно школьники самые строгие слушатели. Если ты не можешь объяснить тему или объясняешь слишком сложно и заумно, они начинают зевать, отвлекаться или ещё хуже — срывать урок.
Так как сложное объяснить просто? Как сказал однажды Альберт Эйнштейн: «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». И был абсолютно прав. Чтобы объяснять просто, надо:

  1. хорошо разбираться в теме, которую объясняешь
  2. объяснять её так, словно объясняешь маленькому ребёнку

Да, даже если это ядерная физика или разработка мобильного приложения. Если не можешь объяснить, значит сам не понимаешь.

 Процесс превращения сложных знаний в простые происходит так же, как, например, производство бриллиантов. Сначала добывают горную породу, потом в несколько этапов её измельчают и сортируют, после этого происходит превращение алмазов в бриллианты, путём их распиливания, шлифовки и огранки.

Мы делаем так же: сначала анализируем все книги и источники, что есть на тему истории, потом погружаемся на уровень правителей и досконально изучаем всё по правителю, на предпоследнем этапе мы формируем карточки с фактами по правителю, самые главные. Очень кратко и просто. А вот шлифовка и огранка — это самый ответственный момент в нашей работе, тексты должны быть лёгкими к изучению и информативными, без искажения сути.

[Dev Story] «Знающий». Разработка образовательного мобильного приложения. 1. Как большие знания превратить в краткие. Фото.

Два самых популярных вопроса про приложение

Именно их задаёт большинство моих друзей и пользователей приложения.

1. А чем «Знающий» отличается от Википедии?
Википедия лучший и самый объемный хранитель информации по всем областям знаний. Но использовать Википедию для краткого и системного изучения больших тем попросту невозможно. Я сам пытался это сделать, но мне это не удалось. «Знающий» не замена Википедии, это альтернативный способ изучения истории.

2. Какими вы пользовались источниками при составлении фактов по истории России?
Так как делаю я на свои деньги, а не по заказу тех, кто хочет переписать историю, то и задача моя — дать максимально возможную объективную оценку истории. Источников мы использовали очень много, десятки книг (В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьёв, Н. М. Карамзин, Е. В. Анисимов и другие), сайтов и даже диссертационных и исследовательских работ. Зачем? Чтобы читатель сам смог сделать свои выводы о спорных событиях или правителях. 

Самый яркий пример: Иван IV Грозный — очень неоднозначная фигура в кругах историков. Одни говорят, что он был тираном и действительно соответствует своему прозвищу, казнив за время царствования и опричнины около 3-4 тысяч человек, а другие утверждают, что он сильно преобразил тогдашнюю Русь и завершил начатые Иваном III реформы и в 2 раза увеличил территорию Руси, при этом в то же время в Европе (Франция, Англия, Испания, Германия) было казнено более 200 тысяч человек: гугенотов, «еретиков», восставших крестьян и просто за бродяжничество. Кто при этом Грозный?

2. Как на самом деле происходит процесс разработки мобильного приложения?

1. Начинается работа с прототипа приложения. Для «Знающего» я нарисовал его карандашом (но чаще пользуюсь такими программами для прототипов, как balsamiq), и с небольшими изменениями переложил это в нынешний интерфейс при помощи дизайнера Ивана. 
Тут важный совет всем владельцам компаний и руководителям проектов — рисовать прототипы сайта, приложения, как и писать главные тексты (на старте работы) должен именно руководитель. Никакой на свете дизайнер и копирайтер не изложит свои мысли лучше.

2. После этого создаётся контент приложения (в моём случае на момент начала разработки он уже был создан и ждал своего часа). Тут важно управлять сроками разработки. В этом мне помогает менеджер проекта Игорь, который следит за соблюдением ТЗ всеми участниками команды, выполнением работы в срок и сам делает часть работы.

3. Разработка.

  • Для разработки iOS-приложения требуется компьютер с macOS. Основным инструментом является среда разработки Xcode. Именно в ней пишется код и верстается дизайн.
  • Полезным инструментом в ходе разработке являются доски Trello. Они помогут собрать всю информацию по проекту в одном месте и отслеживать выполнение задач.
  • Для отслеживания времени исполнения задач используем сервис Toggl.
  • Исходный дизайн желательно получать от дизайнера в формате sketch. Он значительно упрощает процесс верстки дизайна, т. к. очень удобно вытаскивать необходимые ассеты нужных размеров. Плюс sketch работает очень быстро, в отличие от photoshop.
  • Головная боль моего программиста Лилии: «Разработка приложения требует постоянного фидбэка от заказчика, т. к. обычно у заказчиков на начальном этапе очень общее представление, что они хотят получить в итоге». Это в том числе и про меня.

3. Как привлечь первые средства в проект?

Все полтора года разработки спонсором «Знающего» был мой собственный карман, а доходы составляли ноль рублей. Возможно, не лучшее предпринимательское решение, но я видел только цель и шёл к ней. Не думал ни о чём, кроме истории и простоты знаний. Мыслил фактами, сражениями, мемуарами, картинами, цитатами, но не деньгами. Думал не как привлечь новых пользователей, а как вовлекать существующих, кроме механики тестов и push-уведомлений.

[Dev Story] «Знающий». Разработка образовательного мобильного приложения. 3. Как привлечь первые средства в проект? Фото.

Только когда средства стали заканчиваться, расходы на команду увеличиваться, а задач и идей становилось только больше, я понял, что нужны средства для продолжения разработки. Главные мои задачи были: закончить разработку темы по истории России, выпустить несколько новых тем (таких как «Философы», «Здоровье человека», «Спорт и хобби» и др.) и разработать версию для Android.

Я запустил «Знающего» на краудфандинг через русскоязычную платформу Boomstarter. Если простым языком — это когда за ограниченное время (например, за 2 месяца) проект должен собрать нужную сумму для описанных в проекте целей. При этом все люди, кто денежно участвует в таком проекте, получают от авторов вознаграждения. У меня такие вознаграждения начинаются с открыток и фотомагнитов с главными фактами из истории и заканчиваются годовой премиум-подпиской на «Знающего» для себя и 15 школьников (я планирую ежемесячно бесплатно распространять часть премиум-подписок приложения школьникам). Все полученные деньги автор должен потратить на проект и на выполнение обещаний перед спонсорами. Но если же проект не соберёт намеченную сумму в срок, то все деньги возвращаются спонсорам и автор не получает ничего.

Как я продвигал приложение? (цифры)

Множество копий сломано в изучении этой темы. По схожему мнению многих авторов, главное в продвижении — хорошо оформленная страница в App Store. Именно тексты на странице, хештеги, скриншоты и видео влияют на конверсию из просмотра в скачивания и на рейтинг приложения.

«Знающий» начал своё путешествие по App Store (в разделе «Образование») c 734 места в день публикации в конце января, через месяц был на 84 месте, а 28 марта установил рекорд, поднявшись на 20 место и получив 580 скачиваний приложения за 1 день! Всё это удалось достичь с грамотным наполнением страницы:

а) ключевое слово в названии;
б) структурное описание приложения + самое главное в первом абзаце;
в) качественные скриншоты;
г) выбран раздел, указаны хештеги.

С минимальным бюджетом, но с активным продвижением среди друзей и публикациями в различных пабликах, ВКонтакте и Facebook.

Например, я написал у себя на стене ВКонтакте пост о том, что запустил приложение и краудфандинг. Снял специально для него видеоролик и попросил друзей помочь с репостами. За неделю удалось собрать 250 репостов записи и 23 тысячи просмотров. А на Бумстартере — 30% от требуемой суммы. До окончания сбора средств у меня осталось меньше половины времени. На данный момент 85% спонсоров — это те, кому я написал личное сообщение в соцсети или по почте.

Выводы

Сейчас работа в самом разгаре, и ещё многое предстоит сделать. Если бы меня спросили «Есть ли что-то такое, что бы ты изменил в работе, если бы знал заранее?», я бы изменил всего 3 вещи:

  1. Заранее бы подумал о капитализации, так как без средств продолжать разработку просто невозможно.
  2. Привлекал бы самых лучших исполнителей, что мог найти. Не экономил. Это бы в долгосрочной перспективе сберегло бы мне множество денег и нервов.
  3. Записался бы в бизнес-акселератор или подал бы заявку на грант, это сильно бы ускорило развитие проекта.

Название: Знающий
Издатель/разработчик: Kirill Polyakov
Цена: Бесплатно
Встроенные покупки: Нет
Совместимость: Для iPhone
Ссылка: Установить

Pages_
Если вам есть, чем поделиться с другими читателями нашего сайта, пишите на advert@appleinsider.ru и не забудьте указать свое имя или ник. Мы внимательно читаем входящие письма и публикуем ваши самые интересные истории.

Обзоры приложений для iOS и MacПриложения для образования на iOSРазработка приложений для iOS