Почему история должна беспокоить Apple

Настал момент прислушаться к совету одного из самых выдающихся инвесторов всех времен сэра Джона Тэмплтона (John Templeton). Неужели сегодняшняя Apple исключение из правил? Рост компании, предлагавшей альтернативу скучным серым ящикам с Windows на борту,сейчас просто ошеломляющий и может показаться, что большинство инвесторов убеждены в том, что Apple не способна сделать что-то неправильно. В этой статье я докажу вам, что несмотря на всю бумажную мощь ни одна компания не способна доминировать бесконечно. Даже Apple.

Apple Death

Взлет и падение

Вспомните 1994 год. Мобильный телефон был новинкой, Марку Цукербергу только исполнилось десять и бум дотком был еще впереди. Motorola — ведущий поставщик на мировом рынке мобильных телефонов. Компания обеспечивает 60% доли мировых поставок мобильников и торгуется на уровне абсолютных исторических максимумов. В следующем году Motorola объявляет свои результаты, разбив при этом все, даже самые оптимистичные прогнозы: выручка американской компании выросла на 31% до 22,2 млрд долларов, а чистая прибыль при этом удвоилась, составив 1,6 млрд долларов.

Спустя каких-то три года номером один уже были финны, а Motorola оставалось только мечтать о своих предыдущих рекордах. Nokia превратилась в монстра и контролировала все рынки Европы и Азии. Бум доткома оказывает неоценимую услугу Nokia и повышает стоимость акций компании до невиданных доселе высот — 60 долларов за штуку. Nokia тратит 22 миллиарда на исследования и разработки, а спрос на их пятисотдолларовые телефоны продолжает держать планку. Nokia переплюнула Motorola во всем.

История повторяется, не так ли? 2005 год. Каждый, начиная с детей и заканчивая бизнесменами, хочет иметь Blackberry (я даже помню один из выпусков Pimp My Ride на MTV, где герою не только прокачивают тачку, но и дарят новенький Blackberry. Вспоминаю эмоции героя и подтверждаю слова в предложении выше — прим. А. В.). RIM идет по планете семимильными шагами. Цена акций канадской компании достигла небывалых 148 долларов в 2008 году и уже к концу этого же года рухнула до 16 долларов за акцию. И снова компания, обладающая глобальным доминированием на рынке и фантастическим пользовательским спросом, теряет контроль над управлением этим спросом.

Все знают, что случилось с Blackberry. RIM выпускает совершенно неконкурентноспособные продукты, проваливает выход на рынок планшетных компьютеров, об уходе из компании заявляют Джим Балсилли (Jim Balsillie) и Майк Лазаридис (Mike Lazaridis). Все это несокрушимо бьет по положению компании на рынке и разговоры о ее банкротстве и приближающемся крахе возникают все чаще.

Почему эти уроки истории должны беспокоить Apple — компанию с крупнейшей капитализацией и ежеквартальными рекордными отчетами? Причина проста — ни одна компания не может оставаться на лидирующих позициях всегда. Гонка десяти спринтеров заключается в том, что лидирующий бегун должен опередить девятерых следующих за ним, которые, в свою очередь, нацелены лишь на то, чтобы догнать и перегнать лидера.

Motorola уронила эстафетную палочку, которую подняла Nokia и продолжила бег. Nokia была гигантом, которого невозможно было остановить, и которому без особых проблем удавалось перешагивать через каждого конкурента. Людей, осмелившихся предсказать столь скорое падение Nokia просто не существовало. Затем появился Blackberry, который отхапал корпоративный рынок и занял практически весь премиум-сегмент. Blackberry стал неотъемлемой частью большого и малого бизнеса, и мало кому могло прийти в голову, что через 3-4 года RIM уже не будет видно без бинокля.

Альтернативы

Google сделала серьезный рывок за счет Android, HP открыла код WebOS, RIM продолжает развивать Blackberry OS, а Microsoft поразила всех своей Windows Phone 7. Из перечисленного выше, самой большой заботой для Apple должны стать Google и Microsoft.

Android сегодня эталон свободной операционной системы, которую может использовать производитель любого железа. Тем не менее некоторые ограничения и вопросы лицензирования никто не отменял. Это и привело к негласному диалогу между Apple и Google на тему открытости ПО. Тем не менее сегодня Android единственно возможный выбор для всех производителей, желающих конкурировать с всемогущей Apple. Недавний релиз Ice Cream Sandwich продемонстрировал миру новый взгляд разработчиков Google на то, какой должна быть открытая мобильная операционная система. Android с момента своего появления считалась достаточно интересной и перспективной платформой с набором проблем, но выход четвертой версии Android OS стал знаковым для Google, так как в нем были решены практически все проблемы с интерфейсом. Нынешняя версия Android представляет весьма серьезную угрозу Apple и ее iOS.

Windows Phone удивил многих. Если не всех. Microsoft уже казалось бы списали за ненадобностью и отсутствием каких-либо перспектив, тем не менее компания выдала интересный продукт, пусть и весьма запоздав с анонсом. Интерфейс Metro, его инновационный внешний вид, скорость работы устройств под управлением Windows Phone впечатлили многих. Заключенный с Nokia союз делает из этого новичка очень серьезного конкурента Apple. Давайте обсудим то, как это позволит Microsoft преобразить нынешний рынок мобильных операционных систем.

Выпустив iPhone, Apple постучала в дверь практически каждого пользователя Mac. Разработчики софта работали над приложениями для iPhone не отходя от компьютерного кресла и используя стандартный набор программирования. Android сделал то же самое, но с Java разработчиками. Таким образом остается одна группа разработчиков, не занятых программированием под мобильные платформы — это разработчики для Windows. Таким образом Microsoft заполучает армию разработчиков под свою мобильную ОС, готовых выдать массу нового интересного софта. Это решает проблему, которая подкосила Symbian, Web OS и Blackberry OS — отсутствие тех самых крошечных точек доступа уже использующих данную технологию.

Кроме того, новый смартфон от Apple имел ряд функций недоступных в других смартфонах: YouTube, Google Maps, iTunes Store. Но сегодня остальные производители уже нагнали Apple как в техническом, так и в программном плане, поэтому сейчас Apple больше работает на свою репутацию и простоту использования своих продуктов, нежели на их технологичность.

Заключение

Это вовсе не означает, что Apple слаба или мала. Apple стала величайшим новатором в мобильной сфере, особенно проявив себя в последние несколько лет. Apple имеет армию невероятно лояльных фанатов, готовых следовать за компанией и в горе и в радости, поддерживая каждое ее начинание. Этим сегодня не может похвастаться ни одна компания-конкурент Apple. Тем не менее это вовсе не означает, что в Купертино продолжат создавать великолепные продукты, наращивать производство и увеличивать свое присутствие в карманах и на столах новых пользователей.

Стоимость компании определяется ее доминированием в мобильной сфере. И, как говорится, «Король умер, да здравствует Король». Волна может пойти против корабля Apple. Одно смертоносное устройство от Samsung, HTC или любого другого безымянного китайского производителя или неважное обновление линейки iPhone могут быть губительны для «яблочной» империи. Мобильная индустрия демонстрировала это уже не раз.

Источник: seekingalpha.com

История Apple