Продакт-плейсмент Apple. Часть 3.

На прошлых неделях в части 1 и части 2 мы вспоминали наиболее знаменательные появления Apple в кинематографе, телевизионных шоу и даже в музыке. Очень приятно, что к процессу вспоминания активно присоединились наши читатели. А в этой части попробуем разобраться, в чем причины частого мелькания яблочного логотипа на экране, почему это не раздражает зрителей и, самое главное, как долго ещё будет продолжаться.

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

Для начала разберемся, почему Apple. Как происходит само «помещение» «продукта» в кино, рассказывает Хэмиш Перди (Hamish Purdy), помощник декоратора в фильме «Хранители» (Watchmen):

«Есть некоторые вещи, с которыми постоянно приходится иметь дело, тогда мы оставляем некий «зазор» для использования продукта на съёмочной площадке. Если «product placed», то есть дословно – «помещается», то его оформление уже становится необходимым компонентом. Apple всегда была готова предоставить свои бренды, с ней не возникает слишком много хлопот».

Да, именно так, так что ясно: Apple не платит за все это воздействие (мнение автора theawl.com).

Примечательно, что Apple предпринимает настолько активные усилия, чтобы зрители не обращали внимание на количество появлений её логотипа в кино, на уровень его диковинного продакт-плейсмента, насколько продолжает активно появляться на ТВ. Раньше была даже веб-страница «В главных ролях Apple» (Starring Apple), но внезапна страница пропала, куда она делась и что с ней стало – неизвестно. Apple, как и ожидалось, отказалась давать какие-либо комментарии по этому поводу.

Возникает вопрос: какая выгода от продакт-плейсмента? Если сравнить продакт-плейсмент Apple, начиная с 2001 года с его продажами и долей рынка, то, очевидно, мы увидим общий рост, хотя, конечно, ничего конкретного. Во всяком случае, исходные данные указывают на увеличение экранного размещения Apple (подавляющее большинство из которых — компьютеры), и параллельный бурный рост внимания к iPod, который когда-то привел к росту рейтингов компании.

Тим Айкин (Tim Aikin), основатель и генеральный директор Boxwish, говорит, что бренд Apple всегда поляризует потребителей:

«Доля рынка выросла, из нишевого игрока компания стала массовым производителем, благодаря iPod, Mac на основе Intel, iTunes и iPhone. Теперь необходимо смягчить эту поляризацию, не теряя своей основной аудитории и сохраняя определенное чувство исключительности».

Айкин заявил, что продакт-плейсмент  Apple успешен, потому что противостоит «скучной одинаковости», но вместе с тем компания, таким образом, становится масс-лидером рынка. «Apple может сохранить бренд культовым с помощью звезд кино, которые открыто используют её бренды, а затем использовать в различных шоу для поддержания связи с основной аудитории».

Мартин Линдстром (Martin Lindstrom) в своей книге  «Правда и ложь о том, почему мы покупаем» (Truth and Lies About Why We Buy) исследует бессознательную деятельность мозга в ответ на маркетинговые ходы, в том числе на продакт-плейсмент. Когда речь идет о Apple и её продакт-плейсменте, Линдстрем утверждает, что Apple, может быть, самый сложный игрок на этом рынке: «Сегодня мы знаем, что когнитивные связи между сюжетом и фактическим брендом часто отпугивают потребителей». За бессознательными связями – будущее.  Лучшим примером такого синергизма является то, что мы наблюдаем в «Валл-и» (Wall-E), где логотип Apple нигде не присутствует. Линдстром говорит, что, хотя бренд Apple редко встречается в Wall-E, зрители бессознательное ощущают связь фильма и бренда.

«Такая передача значения – самая выдающаяся, когда зритель не знает о размещении продукта на рациональном уровне, в мозгу, а лишь ощущает это на подсознательном уровне».

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

Ещё одним странным фактом, связанным с продакт-плейсментом Apple, можно назвать небольшое число жалоб, по сравнению с жалобами на Pepsi, General Motors или Starbucks, которые предпринимают куда меньше усилий, чтобы появиться на экране.  Полный спектр оппозиционеров продакт-плейсмент, от отвергающих «компромиссы искусства» до считающих эту PR-технологию манипулятивной, гораздо более расстроены продакт-плейсментом McDonald’s, чем Apple, оказавшейся в более, чем трети всех кассовых фильмов, начиная с 2001 года. Айкин говорит, что продакт-плейсмент Apple зачастую используется в контексте, то есть, выполняя действия в фильме, играя свою роль, а не «только в качестве грузовика Pepsi, проходящего через сцену». Он также говорит:

«Продукты, которые позволяют хорошо выглядеть приобретают все большую популярность, что является показателем того, что многие фильмы действуют почти как инструкция к действию, как выглядеть современным. Фильмы вдохновляют нашу аудиторию, которая, возможно, хочет быть вдохновленной брендами Apple».

Эту точку зрения подтверждает и Ландер Кени (Leander Kahney), автор книги «О чем думает Стив» (Inside Steve’s Brain), «The Cult of Maс», в том числе одноименного сайта, и «The Cult of iPod»: «Apple упивается такого рода вещами. Её всегда было много, даже слишком много и в кино, и в ТВ-шоу. Количество образов в кино намного превышает ее реальную долю на рынке. Но против компании никогда не было мощной негативной обратной реакции. Почему? Люди более склонны стремиться, чем сопротивляться».

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

Линдстром в своей книге доказал, что предвзятое мнение о бренде Apple придаёт ей плащ иммунитета против критики. «Apple не воспринимается как один из плохих парней-брендов, таких как BP, McDonald’s и Microsoft, которые были уличены в нанесении вреда окружающей среде или же в жадности». И ещё один факт, замеченный исследователем. Продакт-плейсмент Apple обладает иммунитетом от критики, поскольку её бренды не существует в другой реальности в качестве брендов. «Бренд больше религия, чем что-нибудь еще», — говорит  Линдстром. Он попытался показать взаимосвязь между брендом Apple и христианской верой. И в связи с этим у людей редко будет возникать вопрос о присутствии бренда, ровно как не возникает вопросов о присутствии какой-либо религии в кино.

Но как долго аудитория будет think different об Apple и её продакт-плейсменте? Поскольку Apple становится все более массовой, ей всё сложнее найти свою роль в культуре, что ставит под угрозу её бесплатные появления на экране. Существует доказательства, что это уже происходит. Светящиеся плоды маскируются всеми доступными способами: от затемнения до полного изменения логотипа.

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

Продакт-плейсмент Apple. Часть 3. Фото.

А пока продакт-плейсмент Apple остается одним из самых мощных маркетинговых ходов компании. Так, в 2009 году Apple появилась в фильмах «Хлоя» (Chloe), «Сити-Айленд» (City Island), «Семейка Джонсонов» (The Joneses), «Шпион по соседству» (The Spy Next Door), «Книга Илая» (Book of Eli), «Однажды в Риме» (When in Rome) и других. И в 2010 году бренды компании встречались во многих фильмах, среди которых «Пипец» (Kick Ass), «Киллеры» (The Killers), «Уолл-Стрит: деньги не спят» (Wall Street 2), «Слишком крута для меня» (She’s Out of My League), «Перси Джексон и похититель молний» (Percy Jackson: Lightning Thief), «Охотник за головами» (The Bounty Hunter), «День Святого Валентина» (Valentine’s Day), «История игрушек: Большой побег» (Toy Story 3.)… Но, судя по всему, мы наблюдаем спад количества появлений брендов Apple в кино. Хотя хочется надеяться, что Apple будет продолжать «вдохновлять» зрителей и давать им стимул стремиться к лучшему.

Источник: theawl.com