Почему браузер Safari не так популярен, как Chrome?

В последние несколько дней много говорили о веб-браузерах. Писали, что в Google готовы выплатить Mozilla миллиард долларов в течение трех ближайших лет за то, чтобы гарантировать своему поисковику статус системы, которой пользуются «по умолчанию». Причина в том, что сейчас Google конкурирует с Firefox при помощи своего Chrome. А что же с Safari, каковы перспективы и пути дальнейшего развития этого популярного браузера? Об этом рассуждает популярный блоггер MG Siegler.

apple_safari

Помните Safari?

Надо заметить, что Chrome удалось подняться с 0% рынка в августе 2008 до целых 25% в ноябре 2011. Веб-браузером Apple на сегодня пользуются от 5% до 8% владельцев различных устройств. Рост Safari замедлился в конце 2008 – начале 2009 года, но не остановился. Его популярность продолжает расти – конечно, не такими темпами, как у браузера Google.

С учетом того, что оба браузера работают на основе WebKit – движка, «рожденного» в Apple, возникает вопрос: почему Safari не взлетел вместо Chrome, и не является одним из самых популярных браузеров?
Ответ в целом может быть простым – потому что большинство по-прежнему пользуется Windows. Операционная система Microsoft по-прежнему доминирует, несмотря на то, что продажи Mac бьют рекорды от квартала к кварталу. Но при том, что браузер Safari обычно ассоциируется с Mac (так как встроен в OS X), им могут пользоваться владельцы устройств под управлением Windows, причем по времени намного дольше, чем Chrome.

Safari для Windows появился в бета-версии в июне 2007 года. Затем последовал широкий релиз в марте 2008 года. Презентация Chrome состоялась в сентябре того же года, причем изначально только в версии для Windows. И Google хватило всего одного года, чтобы обойти Safari и забрать себе существенную рыночную долю.

Если дело не в Windows, то в чем? Что позволило Chrome вырасти?

Еще одной причиной, которую называют чаще всего, является скорость. Многочисленные тесты показывают, что Chrome стал самым быстрым браузером как в скорости отображения страниц, так и в производительности JavaScript.

Тут стоит вспомнить, что когда объявляли о выходе Safari для Windows, продемонстрировали результаты аналогичных тестов, которые показали скоростное превосходство Safari на Mac и на PC (не забывайте, что тогда Chrome еще не существовал). Если все дело было в скорости, почему тогда Safari не стартовал в июне 2007 подобно Chrome в сентябре 2008?

С другой стороны, многие пользователи в течение нескольких последних лет жаловались на то, что Safari для Windows – это разочарование. Если не учитывать результаты тестов, а мнения обычных пользователей, то его ставят между Firefox и Internet Explorer по уровню практической производительности (то есть по ощущению скорости во время использования). Но Apple продолжает делать Safari доступным для обеих платформ, версия 5.1 – не исключение.

Некоторые считают причиной роста Chrome рост самого Google как производителя. Факт в том, что Google особо не занимается продвижением своего браузера, разве что на сайте Google.com есть ссылка на его скачивание. И трудно в этом увидеть его преимущество по сравнению с IE или Safari, которые встроены в Windows и OS X соответственно. Чтобы получить в свое распоряжение Chrome, пользователю нужно специально скачать его, и, как показывает практика, для большинства это не является затруднением или поводом воспользоваться другим браузером. Можно также уверенно предположить, что большинство пользуется IE или Safari просто потому, что получили эти браузеры по умолчанию при покупке своих компьютеров.

Плюсом Safari было то, что его по умолчанию получали пользователи iTunes, и в течение некоторого времени это обеспечивало ему преимущество по сравнению с браузерами для Windows. Но, похоже, большинство загрузивших его просто им не пользовались.

Возможно, преимуществами Chrome являются расширения? Возможно, но в Safari они тоже есть с середины 2010 года. Конечно, в Chrome их больше и ими удобнее пользоваться, но наверняка – если бы дело было только в них, разработчики бы включились в игру и уделили бы им больше внимания. Кроме того, в Firefox расширения появились задолго до Chrome и Safari, но они не помогли браузеру вырваться в лидеры, он по-прежнему уступает в популярности Chrome.

С запуском OS X Lion показалось, что для Safari может начаться эпоха возрождения. Изменились настройки «по умолчанию», стороннее ПО типа Chrome получило ограничения. Также в Safari появились новые функции – улучшенная поддержка мультитач и Reading List (для синхронизации между iOS и OS X Lion), которых не было у конкурентов. Но данные нескольких месяцев показали, что рост Safari остался медленным, существующим благодаря количественному росту продаж Mac.

Учитывая рост в мобильной индустрии, можно было бы предположить, что увеличение пользователей мобильной версии Safari поможет увеличить число пользователей Safari на ноутбуках и настольных системах. Но цифры по-прежнему показывают очень медленный рост «яблочного» браузера. Между тем, Chrome, который не является частью Android (возможно, пока, но, тем не менее, определенно не является) стремительно набирает обороты без помощи мобильной индустрии.

По словам MG Siegler, сам он пользуется Chrome. Несколько раз он пытался перейти на Safari в качестве основного браузера (в последний раз – с выходом обновления OS X Lion), но в итоге возвращался к Chrome. Исключительно по причине производительности и практического удобства. К примеру, в работе с 10 или более открытыми вкладками Safari уступает Chrome, и не только в этом.

Также MG Siegler говорит, что жить не может без Omnibox, адресной строки вверху каждой открытой вкладки, которую предлагает Chromе. Также он часто пользуется возможностью сворачивания вкладок и размещения их в левой части экрана, отдельно от общего ряда открытых веб-сайтов.

Уже прошло почти 9 лет с тех пор, как о Safari впервые официально заговорил Стив Джобс на мероприятии Macworld в 2003 году. Браузер с тех пор постоянно совершенствуется и сохраняет свою долю пользователей, но по сравнению с Chrome растет намного медленнее (за это время Safari удалось получить вполовину с лишним меньше пользователей, чем Chrome).

Конечно, ситуация еще может быстро измениться, если устройства типа iPad заменят собой большинство пользовательских компьютеров. Если говорить только о мобильных устройствах, то никаких сомнений в превосходстве Safari перед Google не остается, так как в Google пока не сделали мобильного варианта своего браузера. И это делает еще более странной противоположную ситуацию в сфере традиционных ПК.

В общем, окончательно разобраться MG Siegler не удалось. Возможно, все дело в приоритетах самой Apple, которая развитию App Store уделяет приоритетное значение, предлагая пользоваться родными продуктами, а не искать аналоги в сети. Но, опять же, развитие мобильного Safari отвергает это предположение. Скорее всего, дело все-таки в самом Google Chrome, который оказался по-настоящему хорошим продуктом. К хорошим продуктам часто приходит успех.

Источник: techcrunch.com