Реклама от Apple: для кого и зачем?

На чем сегодня зарабатывают наши любимые сайты? Крупные и мелкие контракты, инвестиции от известных фондов, если повезет, но что составляет фундамент для дальнейшего развития и функционирования ресурса? Конечно же, реклама. Баннерная или контекстная — не особо важно. Рекламодателями, как правило, становятся тематически связанные сайты, которые получают приток новых клиентов в обмен на разумные (и не очень) деньги. А что делать самой дорогой компании в мире, производящей одни из самых успешных продуктов за всю историю существования человечества?

1

Разумеется, Apple начинает делать рекламу. С самого рождения она старается заявить о себе, донести до людей главную суть своей идеологии — «подобное не повторит никто» и «думайте иначе». В то время Джобс и Возняк не могли договориться с каким-либо сайтом и повесить свой баннер с «яблочным» логотипом. Какой выход? Бумага. Самый надежный на тот момент способ передачи и хранения информации. Вывески на Таймс-Сквер, наклейки на автобусах — это все не то. Бумага хоть и выделяется особой оригинальностью, зато способна оказаться не в одних руках, ее можно показать друзьям и своим родственникам.

2

Вместе с эволюцией электронных носителей данных развивалась и реклама. Сначала на телевидении, потом и в Интернете. Не будем пересказывать курс маркетинга, поэтому сделаем скачок сразу на несколько десятков лет вперед с момента публикации первой рекламы от Apple. Переместимся в наши дни.

Точнее, к моменту запуска iPhone 4S. Идет презентация. Публика ждет новинки, революционного устройства, которое сможет затмить абсолютно всех. Дыхание одних умеренное и спокойное, под стук сердца других можно отплясывать чечетку. И вот он, новый iPhone. Восторженные возгласы, аплодисменты. В ту же секунду практически все известные западные технические ресурсы со скоростью, близкой к скорости света, оформляют новости с фотографиями и техническими характеристиками 4S. Через некоторое время рекламный ролик iPhone появляется на канале Apple в YouTube. Но даже на данное время просмотров у этого видео не больше, чем у топового русского видеоблогера за несколько дней.

3

12
События с презентации в мгновение ока облетают весь мир и добираются до… «Яндекса». Автоматически эта новость становится самой первой по значимости и имеет отметку «Breaking News». Такая ситуация наблюдается всего пару дней. Далее все это может без труда сместить рождение ребенка у Кристины Орбакайте, например. На Западе же все по другому — еще несколько недель новости, связанные с 4S, занимают топ 5 всех событий. Почему такое происходит? Неужели мы ждем новые айфоны с меньшим ажиотажем?

Здесь верх берет менталитет. Желтая пресса популярна во всем мире, но почему-то именно в России пользуется невероятным спросом. Маркетологи компании Apple, возможно, одни из самых гениальных людей нашей планеты — все ролики про iPhone, iPad, iCloud сделаны просто невероятно. Эти материалы появляются на телевидении США и на том же YouTube. А Россия остается в стороне.

Конечно же, все, кому нужно узнать про выход новинки, узнают сами в Интернете (например, на Appleinsider.ru), но ведь есть и те, кто, приходя в re:Store, спрашивают у консультанта: «Куда здесь флешка вставляется?». А причина этого проста до безобразия.

Реклама Apple сделана не для России. Все эти 30-секундные ролики, в которых, порой, мелькает только логотип корпорации — разве что-то подобное вы видели на Первом канале? Нет, лучше мы месяц будем крутить рекламу Palmolive, они ведь заплатили. re:Store даже пальцем не пошевельнет, чтобы перевести рекламные материалы Apple на русский язык. А уж разместить рекламу на центральном канале для них невозможно. Понимаем, дорого, но прибыли позволяют. Официальный реселлер все же, не так ли?

Можно посмотреть на это и с другой стороны: ну не видим мы рекламу Apple по телевизору, от этого ведь никому не хуже. Вот тут и зарыта главная проблема. Просмотр ролика iPhone или iPad сразу вызывает у человека определенные чувства, будь он на русском языка или на английском. Он сразу хочет зайти на Apple.com и узнать больше — цены, технические характеристики, посмотреть фотографии.

123123
При отсутствии такой рекламы наблюдается стандартный сценарий, который можно увидеть и в офисах «Билайна», покупая iPhone, и в re:Store. Люди держат в руках понравившийся гаджет, и что естественно, сразу начинают к нему привязываться. Но вот беда — они не в курсе, что в Соединенных Штатах iPhone можно купить в пределах 900 долларов. А смартфон ведь уже понравился! И в этот момент срабатывает «эффект антирекламы»: смотрим на ценник — 40 000 руб. С одной стороны, дорого. Но приходит понимание, что цена в данный момент не имеет значения. Покупатель уходит довольный, а «Билайн» считает деньги. А ведь это гениально — обманывать клиентов, даже не запуская рекламу. Намерения, оказывается, самые добрые и бескорыстные (с кирпичом как-то неудобно).

4

С первым вопросом разобрались, остается только надеяться, что с приходом официального Apple Store в Россию ситуация в корне изменится. Но мы собираемся задать и второй, за который все маркетологи съели бы заживо: стоит ли Apple вообще запускать рекламу на данном этапе развития?

Сила бренда. Уже долгое время Apple доминирует над Samsung с точки зрения популярности своей торговой марки. В такой крупной корпорации может наступить момент, когда и без расходов на рекламу среди клиентов будет неугасаемый ажиотаж. Дополнительные издержки компании ни к чему — все ребята с Уолл-стрит пытаются их минимизировать.

Что это за издержки? Не только оплаченное время на каналах США. Участие Самуэля Джексона и Джона Малковича в рекламной кампании наверняка обходятся Apple в кругленькую сумму.

5

Любая другая компания могла бы просто плыть по течению, не штампуя новую рекламу, а просто собирать плоды своей наработанной тактики. Но это не Apple way. Корпорация с капитализацией в 600 млрд долларов не может себе такое позволить. Необходимо всегда держать марку, все равно что ежедневная пробежка по утрам.

Что касается Apple advertisement в России — тут дело даже не в том, что у нас нет официального магазина. Это не тот случай, когда «Мегафон» не рекламирует свой 4G Интернет в Челябинске, потому что там нет LTE установок. Apple не может знать, при каких обстоятельствах расходится их техника в России и повлиять на это пока что никак не может. Когда элементарная человечность в нашей стране станет сильнее капиталистической машины (которая пришла как раз с Запада, такой вот парадокс), тогда, как говорят, заживем.

6

Такая ли дорогая реклама у PC?