[Интервью] Алексей Долгушин (Fischer Audio): как создаются наушники

Не знаю, кому как, но мне всегда было интересно, как выглядит процесс создания наушников, кто этим занимается и что нужно для этого уметь. Ну а кому задавать эти вопросы, как не представителям известной российской компании Fischer Audio, которая этим и занимается. С целью прояснения вопросов, мною был отловлен один из продукт-менеджеров компании: Алексей Долгушин, который после продолжительных пыток сломался и рассказал нам куда ушли партизаны все про работу Fischer Audio, создание наушников и многое-многое другое.

Алексей Долгушин in vita

Когда, кем и зачем была основана Fischer Audio? И откуда произошло такое название?
Компания была основана Валентином Казанжи и Денисом Черниковым в 2006 г. Валентин, будучи любителем качественного звука заметил, что Китай в начале нулевых начал производить продукт мирового класса, предлагая его по весьма скромной цене. Возможно, дело было в том, что ряд мировых аудиобрендов вслед за всеми перевел производство в Поднебесную, предложив китайцам накопленный опыт, возможно — в том, что в то время множество молодых менеджеров вернулись из вузов Тайваня, США, Великобритании, привезя с собой объемистый багаж знаний о современном делопроизводстве. Так или иначе, Китай сильно изменился, небольшие заводы, предлагающие по-настоящему качественный продукт, контроль качества по общепринятым стандартам, и разумных англоговорящих менеджеров, стали появляться как грибы после дождя.

При этом, старые, признанные бренды, снизив затраты на производство, оставили прежние ценники, и казалось, можно было легко и непринужденно составить им конкуренцию, выйдя на рынок с качественным продуктом по невысокой цене. Проще говоря, мы собирались выбирать самые лучшие из китайских наушников и продавать за «честные» деньги.

Конечно, скоро захотелось делать и собственный продукт. Однако затраты на подготовку производства, прежде всего на пресс-формы, не укладывались в бюджет компании, а скорость доставки образцов с завода делала невозможным полноценный R&D. Следствием этой ситуации явился фирменный фишеровский стиль работы по базовой заводской модели. Мы получали образец модели от производства, проводили в Санкт-Петербурге его исследование, всестороннее тестирование, и затем модернизировали, получая иную по звучанию модель в том же штатном корпусе. Мы переставляли драйверы, демпфировали корпуса, растачивали и сужали звуководы, добавляли и убирали фазоинверторы, придумывали новые резинки для кабеля, меняли сотни насадок, переделывали джеки и сплиттеры, готовили чертежи и документацию по такому апгрейду для китайцев, снова получали образцы, и все по новой… Такой процесс делал продакт-менеджмент чудовищно сложным по сравнению со стандартным отечественным «ткнул в каталог — заказал — привез — продал», однако мы получали практически новую и вполне «свою» модель, избегая больших затрат. Кроме того, мы быстро учились, постоянно искали способы сделать хоть что-нибудь здесь, в России.
В последствии, будучи небольшой компанией, мы смогли очень легко реагировать на рынок и спрос покупателей, вносить изменения в модели и выпускать их в продажу за несколько месяцев.

Сколько сейчас человек работает в Fischer Audio в России?
Пятеро в Москве и 14 человек в центральном офисе в Санкт-Петербурге.

Откуда пошла такая неприязнь к маркетингу? Ведь не проще ли было бы выезжать на нем?
Это позиция руководства. Руководство считает традиционную рекламу неэффективной и не стоящей вложений. В последнее время мы все же стали давать рекламу, но только за рубежом, в профильных изданиях, посвященных HiFi-аудио. Кроме того, существуют неофициальный блог компании.

Модифицированный Saturn

Развороченные Saturn, с шестью драйверами и пятипиновым джеком, выводящие аж по четыре дорожки

Главный вопрос, волнующий всех: сколько же «своего труда» вкладывает в наушники Fischer Audio (естественно мы не берем в расчет недорогие модели)? И как с этим обстоят дела у других производителей?
Субъективное количество своего труда в наушниках мы оцениваем как «дофига» 🙂 Конечно, может показаться, что улучшать и модернизировать значительно легче, чем разрабатывать заново, но поверьте, это тяжелая и кропотливая работа. Всегда приходится сочинять такой хитрый план, чтобы улучшение можно было сделать быстро, без лишних вложений в производство новых деталей, подготовить документы понятно для менеджеров завода — так, чтобы апгрейд не сказался драматически на себестоимости и при этом действительно влиял на звук. Подчас достаточно ерунды, например, для того, чтобы убрать зажатость и глухость штатного варианта FA-010, мы сменили пылевые фильтры в фазоинверторе на более тонкие, увеличили его диаметр, и добавили «от себя» маленькую силиконовую заглушку, которой можно изменять воспринимаемое расположение и ширину сцены, прибавлять/убавлять НЧ. Кроме того, нам не понравилась близость излучателя к ушному каналу и вообще излишнее давление чашек на уши пользователя, поэтому мы добавили в комплект плотные вставки разной высоты, вклеивающиеся в амбушюры, чтобы можно было подобрать наиболее комфортную посадку, и увеличили радиус металлической ленты оголовья. На все про все ушло три недели и около тысячи долларов сверху, а в результате мы получили шикарные цельнометаллические наушники, с возможностью настройки «под себя», аксессуарами в комплекте, с плоским кабелем и в удобном кофре.

Не секрет, что любая модель наушников дороже некоторой суммы — убыточна по определению. Почему так, и зачем тогда вы их выпускаете (если откинуть факт — для моего удовольствия)?
У нас как правило получается как раз наоборот: дешевые модели убыточны, а дорогие приносят ощутимый доход. Однако дорогие модели сложнее продать: торговые сети ориентированы на массовый спрос и эта самая «масса» диктует ограничения в цене, выше которой менеджер по закупкам просто не возьмет товар на полки. Помогают специализированные магазины HiFi-техники, но их мало.
Опять же, Master Series, Fundamentals и прочие топовые линейки и модели весьма положительно сказываются на имидже компании, дополняя наш негустой маркетинг восхищенными отзывами и обзорами покупателей. В компании бытует мнение, что с Master Series нас вообще начали воспринимать всерьез, после того, как появились обзоры DBA-02 и FA-003 на американских форумах.

Сколько в среднем времени уходит на одну модель от идеи до вывода на прилавки? Как вообще выглядит этот процесс — создание наушников (опять же, если отбросить простые модели)? Есть универсальные специалисты «на все руки», или кто-то отвечает за звук, а кто-то делает дизайн?
В среднем серьезная модель делается от полугода до года. Но это в среднем. На самом деле, чаще всего получается либо за полгода, либо долгострой. Например, Wasp запускались полтора года — сами наушники были готовы через два месяца, но с упаковкой все время были какие-то проблемы, и выпуск растянулся. Oldskool 33⅓ был выпущен фактически за полгода с небольшим. Тоже споткнулись об упаковку: наушники собирались в Петербурге, а оперативно выпустить качественную коробку и минимальный комплект тут выходило в такую копеечку, что решено было все это делать в Китае. Сроки спуска модели со стапелей таким образом резко скрылись за горизонтом. А фанаты, которым мы показывали Oldskool в петербургском офисе, хотели купить «прямо вот сейчас, хоть бы и без упаковки». Так и появилась лимитированная серия — деревянный кейс сделать в России оказалось быстрее и дешевле, чем красивую картонную коробку. В результате, модель, которая была придумана летом, появилась в продаже уже в январе. Штатная же упаковка для Oldskool 33⅓ только на этой неделе покинет Гонконг.
Бывает, впрочем, что растягивание сроков сдачи модели убивает ее совсем. Так несколько проектов, которые представлялись на встречах фанатов Fischer Audio в 2009-2010 гг. как перспективные разработки, и даже были неплохо восприняты публикой, на данный момент свернуты как архаичные и не заслуживающие внимания.

Поскольку чаще всего разработка ведется от базовой модели, в проекте участвуют два человека: продакт-менеджер и дизайнер. Дизайнер отвечает за упаковку, продакт — за все сразу. Образец наушников сдается штатным аудиофилам, которые после тестов делают заключение, можно ли запускать модель, и что еще нужно доделать. Продакт собирает все замечания и советы, и разрабатывает совместно с инженерами хитрый план модернизации. Готовый документ об изменениях отправляется заводу, завод переделывает модель, отправляет ее обратно, и все по-новой.

Какие из моделей запомнились больше всего? Что делалось быстро и легко, а что — очень туго и нехотя? Что стало разочарованием? Были ли какие-то смелые эксперименты? Чем можно гордиться?
Здесь, я полагаю, у каждого продакта свои воспоминания. Для меня за всю мою службу в Fischer Audio самой запоминающейся была, наверное, линейка ToughStuff. Это был мой первый проект, который я сопровождал от идеи до выпуска. Собственно, это самое приятное в нашей работе — видеть, как твои идеи воплощаются в реальность. Мне скучно работать, когда продукт «безыдейный» — ткнул пальцем в каталог, сказал дизайнеру номер модели, характеристики и штрихкод, послал это все на фабрику, и все. Через неделю подтвердил образец, дал отмашку на производство, и забыл. Смелым экспериментом (и разочарованием в результате) стала упаковка для Master Series. Я тогда тащился от европейской экологичной упаковки, с ее простотой и эстетикой ручной работы. Те, кому достались самые первые DBA-02 и SBA-01, возможно, помнят внутри упаковки из коричневого гофрокартона контрастировавший с ним яркий, хрупкий лист цветочной бумаги, в который были заботливо уложены сами наушники. В те времена мы упаковывали их сами, стараясь не упустить ни одной мелочи — еще бы, тогда это был самый дорогой продукт Fischer Audio. Однако суровые американские ревьюеры (не говоря уже о наших) удивленно вопросили: «А что это? А чего так дешево? Еще бы в газету завернули…»

Пыточный станок

Аппарат настольного насилования рядом с предметом насилования — драйвером от FA-002

(вопрос от редакторов) Почему в ассортименте FA так мало (насколько я понимаю вообще одна) гарнитур для любимых айфончиков? Да и вообще гарнитур немного…
Гарнитуры для мобильных устройств никогда не были нашим профилем — мы ведь всегда делали наушники. На первых порах мы выпускали адаптеры с микрофоном для мобильников, с ними можно было использовать обычные наушники с 3,5 мм джеком. Затем это направление свернули — слишком много приходилось делать вариантов одной и той же модели (тогда еще у каждого производителя был проприетарный разъем под гарнитуру). С гарнитурой же для iPhone мы поступили просто — взяли модель из лучшей на тот момент линейки Fundamentals и оснастили ее микрофоном и четырехпиновым «яблочным» джеком. Она медленно-медленно продавалась в течение нескольких лет, поэтому на это направление никто особо не рассчитывал. Когда iCon стали заканчиваться, ей в замену была запущена гарнитура iLike, в металлическом корпусе, с неплохим звучанием. Так что товарная позиция для яблокофилов есть, но мы все же специализируемся на наушниках.

Неодимовые магниты, бескислородная медь, серебряные провода, деревянные чашки, рутениевые корпуса, амбушюры из кожи малазийских баранов. Что из этого реально является дорогими и эксклюзивными технологиями, дающими положительный эффект для звука, а что на самом деле используется повсеместно, но подчеркивается ради маркетинга?
Неодимовые магниты в драйверах и бескислородная медь в качестве проводника в кабеле — это стандарт производства. Подчеркивать эти особенности — все равно что указывать в пресс-релизе, что ваш автомобиль имеет двигатель внутреннего сгорания и круглый руль. Серебряные провода часто используются в HiFi-источниках и усилителях, деревянные чашки на наушники ставят некоторые производители и многие моддеры. Рутений и кожа малазийского барана — действительно эксклюзив 🙂
Надо понимать, что дорогое и эксклюзивное не всегда предполагает качественное исполнение, и очень редко — заметный «прирост» в качестве звучания. Ведь «качество звука» — это прежде всего субъективная характеристика. В процессе разработки и производства несложно достичь некоторого уровня этого самого качества звука, дальнейшее улучшение которого — чистой воды алхимия. После того как вы исчерпали возможности измерительной аппаратуры, достигли предельной точности обработки деталей и их сборки, вам остается положиться на свой собственный слух, опыт, интуицию. Каждый следующий шаг в сторону «улучшения» — это шаг практически в темноту, и далеко не всегда дорогостоящий апгрейд улучшит качество звука хотя бы на процент.

Яркий пример того, что улучшения не всегда работают — старая добрая Eterna, ставшая уже легендарной. После запуска мы получили тонну писем о том, как здорово эти наушники начинают звучать, если демпфировать заднюю камеру овечьей шерстью. Именно овечьей, говорили нам, ведь ее структура предполагает наивысший коэффициент поглощения. Я не буду вам рассказывать, сколько времени, сил, и цензурных английских слов понадобилось для того, чтобы найти в Китае «правильную» овечью шерсть и доставить ее на производство. Однако собрав тестовый образец с черной густо-пахнущей шерстью, мы на всякий случай сделали еще один — с обычным поролоном. Тоже черного цвета, да. И первые же сравнительные тесты показали, что во-первых, демпфирование как таковое дает крайне незначительный эффект, а во-вторых, черная овечья шерсть по своим акустическим свойствам отличается от черного поролона чуть менее чем никак вообще.

Мы все же выпустили Eterna v.2, честно задемпфировав ее, правда — поролоном. Отличие в версиях нужно было искать с увеличительным стеклом вдоль графика АЧХ, но первый же ревьюер нашел, что вторая редакция «чуть-чуть хуже». Вслед за ним и остальные начали рассказывать про драматические различия в версиях. На этот случай у меня есть универсальный ответ, хранящийся на нашем сайте.

Но с опытом приходит понимание того, что необходимо изменить в конкретной модели, чтобы раскрыть ее потенциал. Хороший пример такой работы — наушники FA-002. Открытая модель оказалась очень благодатной почвой для модификаций. Добавив демпфер из плотной кожи мы получили полуоткрытые наушники, с глубоким чистым басом, и не растерявшие при этом детальности, присущей полностью открытой модели. Потом мы разработали для них деревянные чашки с фирменным фишеровским амфитеатром, а после и фильтр APE-02S, который вообще позволил с чистой совестью причислить FA-002WHE к классу HiEnd.

Так ли хороши изо/ортодинамические излучатели, как их пиарит одна популярная в среде аудиофилов китайская компания? Если да, то почему же их никто больше не производит?
По моим личным впечатлениям, изодинамические драйверы хороши, да. Я люблю детальность, а изодинамы подчас детальнее даже арматур. Но это касается технологии вообще, — конкретные решения могут быть и не особенно впечатляющими. Здесь ситуация с качеством в среднем лучше, чем с динамическими драйверами только потому, что делать изодинамы очень сложно и дорого, и откровенно плохих продуктов практически нет. Поэтому же и небольшое количество конкурентов — не каждая компания готова вкладывать средства и время в подготовку производства изодинамических драйверов только ради того, чтобы получить некое эфемерное качество звука.

Как вы относитесь к плагиату? Ведь даже не одна уже китайская компания (не будем тыкать пальцами в Brainwavz) занимается клонированием ваших моделей. С этим вообще можно что-то сделать?
Мы спокойны в этом отношении. Конечно, иногда плотность матюков в офисе превышает нормы, установленные Минздравом, но снаружи мы белые и пушистые. Причиной тому, что мы пользуемся своим правом первопроходцев, собирая сливки с новой модели, а затем находя и выпуская следующую. Да и потом, овечек Долли в среднем сегменте почти незаметно — там всегда можно выпустить что-то свое. А с топовыми моделями мы предлагаем целый набор «плюшек» и модификаций, которые конкурентам недоступны. Это и деревянные чашки, и кожаные демпферы, и APE-02S пресловутый.

Как вообще выбирать себе наушники из немаленького модельного ряда Fischer Audio? Прийти в магазин и послушать зачастую для многих не представляется возможным: широка и необъятна наша родина и отколовшиеся от нее государства. Есть какие-то рекомендации по жанрам например? Какие-то универсальные советы?
Я всегда рекомендую в такой ситуации выбирать сердцем 🙂 У нас под сотню моделей в активе, и самим непросто разобраться. У каждой ведь своя история.

Сейчас все стали выпускать модели в сотрудничестве с разными музыкантами (даже Ritmix — NoizeMC). Нет ли таких планов у FA? И если нет, то вот хотя бы помечтать: с кем из музыкантов хотелось бы выпустить такую модель? Или ну их всех? 🙂
Надо же, а я думал, что про NoizeMC — это прикол такой 🙂
Нам дорого далось наше имя, и мы в достаточной степени его ценим, чтобы не пытаться улучшить продажи чьей-то еще славой.

Помимо наушников, в модельном ряду Fischer есть усилитель для них (одна штука) и разные аксессуары. Есть мысли о расширении этих направлений? Ну там пенные насадки, например, или, скажем, подпружиненная автосматывалка, чистилки звуководов.
Усилителей у нас два: стационарныйHA-02 и портативный Mystify. И мы работаем над новыми моделями, но это секрет 🙂 Что касается аксессуаров непосредственно к наушникам, то мы практически все новинки кладем сразу в комплект. Так проще нам и дешевле — покупателям. На всякий случай, насадки на наушники, которые подчас могут и потеряться, мы предлагаем отдельно. Тоже касается заушин, переходников. Недавно выпустили наконец серию переходников и удлинителей с плоским широким кабелем — в сиреневых таких симпатичных упаковочках, если увидите.

Понятно, что секретами никто не делится, но может есть что-то о чем уже можно рассказать: что же ждет нас впереди?
Впереди нас ждет лето. Нас ждут офигительные WickedQueen, но это большой-большой секрет, даже секретнее усилителей. Это моя гордость, держу пальцы скрещенными, чтобы все получилось как хочется. Еще будет трехдрайверная арматура TBA-04, о которой уже ходят слухи. Плюс новая редакция Enigma — небольших очень комфортных наушников-затычек, и обновленные FA-004, которые стали как минимум на 20% клевее.

(Вопрос от Миши) А как вообще дела в Fischer обстоят с техникой Apple? Используется для чего-то? Или наоборот, нет?
Техники Apple у нас — пара-тройка iPhone у сотрудников, iPad и «яблочный» монитор у дизайнера. Плеер еще валялся для тестов. Bacillus Audiophilica Fragilis редко сосуществует в организме с iBacillum Applephilica Megaterium.

Интервью с Apple