[Внутри Apple] Глава 1 – Переосмысление управления. Часть четвертая

Глава 1 – Переосмысление управления. Часть первая
Глава 1 – Переосмысление управления. Часть вторая
Глава 1 – Переосмысление управления. Часть третья

Даже во времена, когда Джобс вел аскетичный образ жизни хиппи, курил дурь и распространял смрад своего немытого тела, он излучал такую сильную харизму, что напоминал не просто самовлюбленного юношу, а скорее мессию. Сотрудники компании часто называли его просто SJ.

[Внутри Apple] Глава 1 – Переосмысление управления. Часть четвертая

Еще в 1986 году журнал Esquire опубликовал статью о работе Джобса в новой компьютерной компании NeXT, озаглавив материал «Второе пришествие Стива Джобса». Журналист Алан Дойчман использовал ту же самую фразу для заголовка своей книги 2002 года, в которой он описывал начало процесса возрождения компании Apple. С годами появление таких религиозных метафор только участилось. Ожидание презентации iPad было таким напряженным, что в 2009 году блоггеры начали называть невышедший продукт «Иисусовым планшетом». После презентации журнал Economist опубликовал на своей обложке иллюстрацию, на которой была изображена карикатура на Джобса, где он был представлен в виде Иисуса Христа. Голова его была увенчана нимбом, и внизу красовался заголовок:

«Книга Джобса: Надежда, пиар и iPad»

Дух Джобса пронизал всю Apple. Большинство крупных технологических компаний прибегают к поглощениям других крупных компаний, чтобы обеспечить себе рост. Наиболее яркие примеры – Cisco, IBM, HP и Oracle. Все эти компании – настоящие машины слияний и поглощений. Apple же использует совершенно противоположный подход: за последние десять лет она объявила о приобретении двенадцати компаний, стоимость каждой из которых не превысила 300 миллионов долларов. Одна причина состоит в том, что работники этих компаний, приходящие в Apple в результате таких поглощений, не получают той степени доверия, которой пользуются тщательно отобранные сотрудники Apple. Принимая во внимание риски, связанные с включением иноверцев и агностиков во внутреннюю корпоративную культуру преданных адептов Apple, исполнительный директор Apple демонстрировал огромный интерес к каждой заключавшейся сделке, даже если речь не шла о больших суммах. Ларс Олбрайт, соучредитель и старший вице-президент компании Quattro Wireless, которую Apple в декабре 2009 года купила за 275 миллионов долларов, вспоминает о роли Джобса в этой относительно скромной в масштабах Apple транзакции.

– Со временем стало предельно ясно, что голосом компании был Стив, – сказал Олбрайт. – Мы всегда думали, что это у них такая тактика переговоров, которая заключалась в том, что они постоянно говорили «Мы посоветуемся со Стивом» или «Надо, чтобы Стив решил». Однако оказалось, что он действительно лично принимает решения по каждому более-менее серьезному шагу и задает тон для дискуссий.

Прелюдия к заключению сделки с Apple обычно включала в себя продолжительные переговоры Джобса с исполнительным директором другой компании. Как правило, дискуссия обычно не была сосредоточена на стратегическом анализе приобретаемой компании, а скорее представляла собой попытку Джобса почувствовать, насколько ценным будет это приобретение.

– В компании Стиву просто поклоняются, – сказал один из сотрудников Apple, который попал в компанию в результате поглощения. – Там постоянно говорят: «Стив хочет того, Стив хочет этого». Там очень часто упоминают Стива в повседневной жизни – к месту и не очень.

Некоторые топ-менеджеры формализовали упоминание соучредителя компании в письменной форме.

– Самый простой способ добиться того, чтобы задание было выполнено максимально скоро, заключается в том, чтобы отправить электронное письмо, тема которого содержит слова «ПРОСЬБА СТИВА», – говорит бывший сотрудник. – Если вы увидите в своем ящике письмо с такой фразой, оно непременно прикует к себе ваше внимание.

В результате получилась компания, марширующая в ногу со своим харизматичным лидером, присутствие которого чувствуется везде. Еще один бывший топ-менеджер, попавший в Apple вследствие поглощения компании и поработавший в ней в течение какого-то времени, вспоминает:

«Можно спросить любого человека в компании о том, чего хочет Стив, и ты получишь ответ, даже несмотря на то, что 90 процентов из них никогда не видели Стива в лицо»

Сотрудники Apple любили травить байки о «Стиве»: например, о несчастных работниках, которые случайно оказывались с ним в одном лифте, или о толпах, расступавшихся перед ним, когда он шел по кафетерию. Сам Джобс очень умело мог рассказывать истории и в течение долгих лет пытался создать образ другого человека – того, кто смог «изменить мир». Как рассказывают многие сотрудники, Джобс часто примеряет к себе роль рассказчика, чтобы произвести впечатление на людей, приглашаемых на работу в Apple на должность вице-президента. В качестве примера он приводил вымышленный диалог с уборщиком, который наводил порядок в его кабинете.

Сцена начинается, когда Джобс сталкивается с очень щекотливой ситуацией: мусорная корзина в его кабинете долго не опустошалась. Однажды он надолго задержался на работе, после чего вступил в прямую перепалку с уборщиком.

– Почему мой мусор никто не выносит? – спрашивает он.

– Понимаете, мистер Джобс, – начинает дрожащим голосом отвечать уборщик. – У вас поменяли замок, а ключа мне не дали.

Джобс с облегчением узнал разгадку, почему его мусорная корзина столько времени была полной, и нашел самое простое решение: дал уборщику ключ.

[Внутри Apple] Глава 1 – Переосмысление управления. Часть четвертая

В этот момент урока Джобс пытается экстраполировать мораль сей басни на новоиспеченного вице-президента (или на уже работающего вице-президента, которому надо было еще раз напомнить о некоторых базовых вещах). По его словам, они занимают иное место в этой парадигме.

– Если ты уборщик, – продолжал Джобс, теперь уже обращаясь напрямую к топ-менеджеру, а не к вымышленному уборщику, – причины для тебя имеют значение. Где-то посредине между уборщиком и исполнительным директором причины теряют свою значимость, и ты переходишь этот Рубикон, когда становишься вице-президентом.

Джобс часто утверждал, что если бы Apple часто попадала в руки к плохим финансовым менеджерам (чего за время его правления не происходило), он бы принял на себя удар Уолл-Стрит. Вице-президенты, ответственные за финансовые провалы, в свою очередь приняли бы на себя удар Джобса. Наконец, цитируя Йоду из «Звездных войн», он периодически говорил своим вице-президентам:

«Не пытайся делать: просто или делай, или не делай»

Насколько долго покойный нарцисс-соучредитель, долговременный директор, чей дух поселился в стенах компании, продолжит влиять на корпоративную культуру Apple? Это был главный вопрос, который задавали СМИ после смерти Джобса.

– Какая-то часть меня впечатана в ДНК этой компании. Но одноклеточные организмы большого интереса не представляют, – сказал Джобс за несколько месяцев до своей смерти. – Apple это сложный многоклеточный организм.

Вид и ощущение самой компании и ее продуктов отражают личные эстетические принципы ее основателя: они до аскетизма просты, порой мудрены и чертовски удобны в использовании. Но сможет ли организация выжить, утратив эту самовлюбленную движущую силу? Маккоби приводит в качестве примеров компании, которым это удалось: Disney после смерти Уолта Диснея и IBM после того, как семья Уотсон перестала ей управлять.

В попытках ответить на вопрос о незаменимости Стива Джобса мы натыкаемся на дилемму. С одной стороны возникает желание проанализировать то, как развивалась компания Disney после смерти ее основателя (я проделаю это в главе 8). С другой стороны (этим я более подробно займусь в главе 9) нельзя не рассмотреть, как продолжается жизнь апостолов Джобса, которые покинули Apple, чтобы основать собственные компании.

Disney является поучительным примером, позволяющим смоделировать то, как Стив Джобс продолжит оказывать серьезное влияние на Apple, даже находясь в мире ином. Известно, что спустя много лет после смерти Диснея топ-менеджеры часто задавали вопрос: «А как бы поступил Уолт?». Его кабинет долгие годы оставался в нетронутом состоянии, а в 1984 году, когда кресло нового исполнительного директора Disney занял Майкл Айснер, секретарь Диснея продолжал ходить на работу. Принимая во внимание вездесущий характер присутствия Джобса в Apple в свою бытность исполнительным директором, глупо было бы предполагать, что фраза «А как бы поступил Стив?» не будет звучать в стенах компании в течение некоторого времени. Осмелюсь предположить, что будущий успех компании в значительной мере будет зависеть от степени, до которой топ-менеджеры Apple будут позволять самим себе действовать на основании своей интерпретации возможного ответа на этот вопрос, а не поступать так, как он их когда-то научил. На самом деле, уход Джобса позволит Apple испытать на прочность ту корпоративную культуру, на разработку которой он потратил последние годы своей жизни. На это уйдет не один год, но в конечном итоге мы сможем ответить на вопросы: Apple – это и есть Стив Джобс? Или ее руководителю все же удалось создать сложный организм, способный существовать и после его смерти?