Гай Кавасаки: «Чему я научился у Стива Джобса»

Многие друзья Стива Джобса уже успели рассказать о том, как Стив повлиял на них и чему научил их. На этот раз пришел черед Гая Кавасаки, который находился рядом с Джобсом в момент запуска самого первого Macintosh. В своей колонке на сайте CNET он рассказал о 12 главных уроках, которые он усвоил благодаря сотрудничеству со Стивом Джобсом.

Гай Кавасаки: "Чему я научился у Стива Джобса"

1. Эксперты абсолютно бесполезны

Эксперты — журналисты, аналитики, консультанты, банкиры и другие гуру — сами не могут ничего производить, поэтому они только и делают, что дают советы. Они могут рассказывать вам о том, чем ваш продукт плох, но сами никогда не смогут сделать великолепный продукт. Они могут рассказывать о том, как нужно создавать хорошие команды, но сами едва ли способны управлять собственной секретаршей. Например, в середине восьмидесятых эксперты говорили нам, что два основных недостатка Macintosh это разъем для матричного принтера и программное обеспечение Lotus 1-2-3. Другой «гениальный» совет экспертов заключался в том, что нам нужно купить компанию Compaq. Экспертов нужно слышать, но не всегда следует прислушиваться к тому, что они говорят.

2. Потребители не могут сказать вам, что им нужно

«Рыночные исследования» и «Apple» это несовместимые понятия. Фокус-группа Apple ограничивалась правым полушарием мозга Стива, которое разговаривало с левым. Если вы спросите потребителей, чего они хотят, они ответят: «Лучше, быстрей или дешевле». Иными словами, их требования связаны с улучшением имеющихся продуктов, а не революционными изменениями. Они могут описать свои пожелания только на основании того, что они уже используют. Поэтому на момент появления Macintosh все эти люди говорили, что им нужна лучшая, а также более быстрая и дешевая версия машины на MS-DOS. Величайшие представители племени технологических стартапов создают продукты, которыми люди захотели бы пользоваться. Именно этим и занимались Стив и Воз.

3. Стремиться к новым высотам

Если вырываться за рамки привычной цепи обновлений, можно добиваться чего-то великого. Многие производители матричных принтеров изменяли шрифты и экспериментировали с их размерами. Apple же вышла на новый уровень и решила осваивать лазерную печать. Представьте себе компании, производящие ледозаготовительные машины, ледокомплексы и рефрижераторы, и спросите себя: вы по-прежнему заготавливаете лед, таская его зимой из замороженного пруда?

Гай Кавасаки: "Чему я научился у Стива Джобса"

4. Самые дерзкие вызовы — основа лучших результатов работы

Я жил, опасаясь того, что Стив назовет меня или мою работу куском дерьма. Причем на публике. Страх был для меня большим вызовом. Еще одним серьезным вызовом была конкуренция с IBM, а затем с Microsoft. Куда более дерзким вызовом было стремление изменить мир. Я и все другие сотрудники Apple старались делать свою работу наиболее усердно, потому что нам было необходимо оправдывать свои дерзкие амбиции.

5. Дизайн имеет значение

Стив сводил людей с ума своими требованиями в области дизайна: например, некоторые оттенки черного выглядели недостаточно черными. Простые смертные думают, что черный это черный, а мусорная корзина это мусорная корзина. Стив был перфекционистом, и он был прав: некоторые люди беспокоятся о дизайне, а многие как минимум его чувствуют. Возможно не все, но самые важные из них, непременно ощущают его.

6. Крупная графика и большие шрифты — залог успеха

Обратите внимание на слайды Стива Джобса. Размер шрифта всегда 60 пунктов, а рядом обычно располагается большой скриншот или картинка. Взгляните на слайды других компаний во время презентаций технологических продуктов — даже тех, кто видел Стива в действии. Шрифт почти всегда 8 пунктов, и никакой графики нет. Многие говорят, что Стив был величайшим специалистом по проведению презентаций продуктов. Не возникает ли у вас вопроса о том, почему другие не пытаются копировать его стиль?

7. Частое изменение своего мнения — признак интеллекта

Когда Apple начала поставлять первый iPhone, такого явления как приложения просто не существовало. Приложения, по мнению Стива, были плохой вещью, потому что никогда не знаешь, что они собираются делать с твоим телефоном. Веб-приложения для Safari были единственным вариантом в течение полугода, прежде чем Стив решил (или кто-то его переубедил), что приложения — это то, что надо. Прошло всего несколько месяцев, и вот уже Apple запустила свою знаменитую кампанию «для всего есть приложения».

8. «Ценность» и «цена» — разные вещи

Горе вам, если вы всегда делаете выбор только на основании цены. Еще больше жалости вы вызываете, если вы предпочитаете конкурировать только на основании цены. Цена не настолько важна: куда более серьезное значение (по крайней мере, для некоторых людей) имеет ценность. Это понятие включает в себя обучение и поддержку пользователей, а также волнительную радость от использования лучших продуктов, которые были созданы на земле. Можно с полной уверенностью заявлять, что никто не покупает продукты Apple только по причине низкой цены.

Гай Кавасаки: "Чему я научился у Стива Джобса"

9. Игроки первой категории приглашают на работу себе равных

Несомненно, Стив верил в то, что игроки первой категории приглашают на работу игроков первой категории, то есть специалистов, которые не хуже, чем они сами. Это представляется очевидным, однако игроки второй категории могут привлекать на работу игроков третьей категории, чтобы чувствовать превосходство над ними. В то же время игроки третьей категории могут приглашать игроков четвертой категории. Если вы начнете приглашать на работу игроков второго уровня, можете ожидать для своего предприятия того, что Стив называл «пандемией идиотизма».

10. Настоящие директора демонстрируют продукты

Стив Джобс проводил презентации своих iPod, iPad, iPhone или Mac два или три раза в год, и за этими мероприятиями следили миллионы зрителей. Так почему же многие другие генеральные директора поручают эту задачу своим заместителям? Возможно, это делается для того, чтобы показать, что их продукт — плод работы коллектива. Однако более вероятная причина состоит в том, что зачастую генеральный директор недостаточно хорошо понимает то, чем занимается его компания, и не может на достойном уровне это объяснить. Жалкое зрелище, не правда ли?

11. Настоящие директора продают продукты

При всем свое перфекционизме Стив отлично умел продавать. Возможно, продукт не всегда был безупречным, но почти всегда он был достаточно великолепен для того, чтобы выстрелить. Урок для меня состоит в том, что Стив никогда не экспериментировал ради самих экспериментов. У него была конкретная цель: продажи и обеспечение себе доминирующего положения на имеющихся рынках или создание новых рынков. Основное внимание Apple сосредоточено на инженерной деятельности, а не на исследованиях. В конце концов, кем бы вам больше хотелось быть: Apple или Xerox PARC?

12. Маркетинг основывается на том, чтобы предлагать уникальную ценность

Представьте себе такую систему координат. Вертикальная ось показывает то, как ваш продукт отличается от конкурирующих, а горизонтальная — ценность вашего продукта. Нижняя правая клетка — ценный, но не уникальный продукт: вам нужно конкурировать в сфере цены. Верхняя левая — уникальный, но не ценный продукт: вы контролируете несуществующий рынок. Нижняя левая — не уникальный и не ценный продукт, то есть вы бездарный болван. Верхняя правая — уникальный и ценный продукт: прибыль, богатство и место в истории. Например, iPod был уникальным и ценным продуктом, который стал единственным способом легально и за небольшие деньги загружать музыку шести крупнейших музыкальных лейблов.

И последнее. Чтобы некоторые вещи стали реальностью, в них нужно поверить. Когда вы переходите на новый уровень, игнорируете мнения экспертов, демонстрируете одержимость дизайном или сосредоточиваетесь на уникальной ценности, вам нужно вселить в людей уверенность в том, что ваши усилия принесут плоды. Людям нужно было поверить в Масintosh для того, чтобы он стал реальностью. То же самое с iPod, iPhone и iPad. Верить готовы не все, и это нормально. Но процесс изменения мира начинается с изменения нескольких мнений. Пожалуй, это самый главный урок, которому меня научил Стив. Так пусть же он покоится с миром и знает, что действительно изменил наш мир.

По материалам CNET.com

Гай Кавасаки: «Чему я научился у Стива Джобса». 12. Маркетинг основывается на том, чтобы предлагать уникальную ценность. Фото.

Стив Джобс