Metrowerks CodeWarrior лидирует

1

В 1994, среда разработки CodeWarrior оказалась первой и единственной на самом важном для Mac’ов направлении: только она умела генерировать код промышленного качества для PowerPC 601. Apple и Symantec опаздывали, ситуация была критической – классика.

Естественно, совсем уж безоружной перед лицом процессоров своего будущего Apple не была – в её распоряжении был инструментарий из первоисточника, консультанты и код, в конце концов, при таком числе инженеров, можно было подправить даже “на коленке”, но нормальной инструментальной цепочки, гарантирующей высокое качество кода, не было.

У независимых разработчиков, кровеносной системы компьютерной платформы, таких возможностей не было. Да и самой Apple, которой требовалось срочно перелопатить горы кода, было нелегко.

Не складывалось и у Symantec, которая вышла из длительного тяжелого кризиса, и снова превратилась в одного из лидеров программирования средств программирования.

В Metrowerks готовились отвоевывать место под солнцем в тяжелой кровопролитной борьбе с сильными конкурентами, у CodeWarrior были неплохие шансы на победу даже в такой ситуации – и вдруг…

Ну кто бы мог подумать, что у Apple и у Symantec могут возникнуть реальные проблемы с доведением инструментария до промышленного состояния? С их то возможностями!

То, о чем мечтают все стартапы в мире, и чего практически никогда не случается, было у них в руках. Теперь они были один на один с жаждущим и бушующим рынком. А онлайн-коммерции еще, по большому счету, не было. Она только рождалась, ей еще не доверяли, серьезные покупки делали “в реале”.

Это вторая часть мини-сериала про Metrowerks CodeWarrior. Предыдущие части:

Первая: Metrowerks: фантастический взлет маленькой компании.

Производственная тема

Программный продукт в середине 90-х – это не только набор файлов на носителе, обычно на одном или нескольких CD, которые надо “прожечь” и красиво оформить. Логотип, имя продукта, цветовые гаммы. Иначе несолидно. Это еще не все.


Программный продукт 90-х – это, прежде всего упаковка. Прочная и удобная, но прочность и удобства на полке магазина не видны. Это дизайн, полиграфия, возможность для сотен и сотен талантливых и трудолюбивых людей заработать на хлеб с маслом и на красивую жизнь.

А еще это документация, в бумажном виде. Эпоха CD сделала это необязательным, многие уже обходились без этого – но несолидно… И куча всякой печатной продукции, которую мы, с удивлением, вытаскивали из этих коробок – регистрационные бланки, купоны на скидки при приобретении апгрейдов или чего-то еще, рекламные листовки (ничуть не хуже постеров из глянцевых журналов)…

Все это надо придумать, найти оптимальный вариант, заказать, свезти в одно место, еще раз проверить (особенно CD с продуктом, самый важный и самый капризный фрагмент “продукта”), собрать и затянуть прозрачной пленкой.

В 1995-96 на разгрузку КАМАЗов с тоннами документации из Казани отправляли всех нас (разработчиков, менеджеров, тестировщиков и писателей этой самой документации), эти картонные коробки (килограмм по 10-15) надо было дотащить от КАМАЗа до сборочного цеха, через двор и по лестнице, на склад производства.

Автор документации (здоровый мужик, в ранней молодости бывший проходчиком в метро-строе) носил по три коробки сразу, а я тихо радовался, про себя, что не я все это писал…

На крошечной Metrowerks, шедшей отвоевывать место под солнцем, о фирменном стиле и о прочих “несерьезных” вещах, конечно же, думали, но… Не в первую очередь. В мае 1994, одновременно с необходимостью “кровь из носа” добить первый настоящий релиз, столь же срочной и не менее важной задачей стала организация производства.

Мы ворчим на прогресс, обвиняя его в миллиардах грехов – иногда полезно вспомнить как это все было до появления онлайн-магазинов программного обеспечения. Впрочем, есть и другая точка зрения: препятствия на пути к цели не только мешают её достижению, но и закаляют характер и заставляют оттачивать продукт, стремясь к идеалу…

Прощай, страна кленового листа!

В 1995 компания переехала в Остин, штат Техас, в особую экономическую зону с особым налогообложением для хай-тек компаний.

Перерегистрация не заняла много времени: кого попало в такие зоны не пускают, убедить чиновников бывает нелегко (может, они специально стараются казаться тупыми, эмоции раскрывают соискателя как бомбардировка мишени в ускорителе частицами раскрывает тайны устройства материи?), но Metrowerks была звездой высоких технологий.

Штаб-квартира компании расположилась на Метрическом бульваре Остина, наверное, не в последнюю очередь из-за названия бульвара. В Канаде, по закону, принята метрическая система мер и весов. Возможно, это прощальный привет королевским налоговым службам Канады?

В пресс-релизе, естественно, называлась другая причина переезда компании в другую страну, никак не связанная с уходом от налогов. Сектор полупроводниковых продуктов Motorola (Motorola SPS) тоже размещался в Остине – а Metrowerks обязательно надо было находиться неподалеку.

Все-таки, лидирующий разработчик средств разработки для PowerPC!

Впрочем, как оно было на самом деле, и какими были их мотивы в реальности – не более чем предположения. В конце 90-х, на самом-самом пике её популярности, в Metrowerks, было всего 250 человек.

Symantec контратакует

Наверное, это было наглой и непростительной выходкой с их стороны: бывшие сотрудники Symantec, разработчики Think C и Think Class Library, став независимой компанией, теперь всерьез угрожали гигантской и широко известной компании в одном из важнейших для неё сегментов рынка.

А может, просто бизнес и ничего личного – но ответ на вторжение CodeWarrior был скорым и жестким. Компании вошли в клинч. Адекватный инструментарий разработки для PowerPC был теперь у обеих компаний.

PowerPC’шный код “от Symantec”, был медленнее кода “от Metrowerks”, процентов на 5-25 в зависимости от особенностей кода. Зато у Symantec пользовательский интерфейс был удобней, функциональней, и производительнее.

В CodeWarrior, в любой момент времени, мог быть открыт только один проект. Неудобно.

Это еще не все: для каждым варианта архитектуры генерируемого кода, нужно было создавать отдельный проект. То есть, разрабатывающий приложение одновременно для 680х0 и для PowerPC вынужден был постоянно закрывать и открывать проекты.

По сумме очков, Symantec лидировал. Эта компания оказалась сильным соперником, а как известно, чем сильнее соперник, тем лучшие результаты мы показываем…

Разработчики предпочитали Metrowerks.

Окончание серии следует (пора возвращаться к поглощению Apple маленькой NeXT)

1 комментарий Оставить свой

  1. 1

    Спасибо. Жду завтрашней публикации.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий