Создание контента для Apple iPad при помощи iBooks Author: немного анализа

Компания Apple стремится сделать сферу цифровых публикаций для iPad более демократичной, используя для этого веб-стандарты и опираясь на технологии, разработанные ею для Mac OS X Dashboard и iAd – вместо того, чтобы сделать цифровые издания нативными iOS-приложениями.

iBooksAuthor.

Открытость iPad для большего числа создателей контента

Разработав инструмент iBooks Author, компания Apple пытается сделать с электронными книгами то, что она раньше сделала с музыкой для iPod и мобильным программным обеспечением для iPhone: создать действующий рынок самого разнообразного цифрового контента для роста продаж планшетов iPad.

На сегодня iPad уже имеет весьма солидную программную базу в виде 140 с лишним тысяч приложений, специально оптимизированных под планшет. Однако создание этих приложений требует навыков программирования и знания Cocoa. С помощью iBooks Author не-программисты могут создавать динамичный контент для iPad без какого-либо опыта разработки программного обеспечения.

Разработчики предпочитают нативные приложения

В 2007 году вниманию разработчиков Apple была представлена первоначальная стратегия поддержки веб-приложений сторонних разработчиков, которая, мягко говоря, не вызвала восторга в среде программистов. Многие из них знали, что могли бы достичь гораздо большего, создавая нативные Cocoa-приложения, как это делает Apple.

Впоследствии Apple объявила о скорой возможности создания нативных iOS-приложении при помощи iPhone SDK, а также о создании нового магазина App Store, с помощью которого созданные продукты смогут продаваться. Тот комплект SDK позволял программистам Mac пользоваться инструментами разработки Xcode, с которыми они уже были знакомы при создании новых iOS-приложений.

Еще одним преимуществом нативных приложений перед веб-приложениями является то, что Apple в рамках App Store продает только первые. Таким образом, нативные приложения имеют преимущества с точки зрения маркетинга, доступности и прибыльности. Несмотря на то, что веб-приложения могут работать на любом мобильном устройстве, им не хватает хорошей бизнес-модели, и их труднее превратить в источник стабильного дохода.

Apple любит веб-стандарты

По ряду причин Apple предпочитает использовать веб-стандарты, а не Cocoa, в некоторых ситуациях – к примеру, в панели виджетов Dashboard и в контенте для iAd, iTunes Extras и iTunes Store. Одной из причин этого является простота, второй – безопасность. Гораздо легче обеспечить безопасность виджетов Dashboard или рекламного сервиса iAds и защитить от потенциальных угроз уязвимости, если они реализуются с помощью веб-стандартов и содержатся в веб-песочницах.

ITE

Однако Apple никогда не упрощала способов использования инструментов для создания iOS-виджетов или прочего контента, основанных на веб-технологиях. Компания разработала технические инструкции, которые поясняют, как именно опытные веб-разработчики могут создавать контент для iTunes Extras и iTunes LP, воспроизводимый при помощи Apple TV и продаваемый через сервис iTunes.

Компания также представила Dashcode для Mac OS X, чтобы веб-разработчики могли создавать виджеты при помощи HTML, CSS и JavaScript, а пользователи могли устанавливать их в слое Dashboard платформы Mac OS X. Однако Apple не предложила какого-либо способа передачи этой функциональности мини-приложениям в iOS, кроме вложения вовнутрь нативных приложений при помощи Xcode.

iBooks как веб-контент

Когда Apple работала над формой и содержанием продуктов iBooks, она аналогичным образом решила поддержать EPUB – открытый веб-формат, который по существу является автономным веб-сайтом. EPUB-продукты создаются с использованием HTML, CSS и JavaScript, равно как и виджеты Dashboard, наименования iAd, iTunes Extra или универсальные веб-приложения.

Компания Push Pop Press, основанная двумя инженерами из Apple, пошла противоположным путем и начала создавать динамичные электронные книги в виде нативных iOS-приложений. Это позволило компании разрабатывать более сложные мультисенсорные продукты, по сравнению с относительно простыми цифровыми книгами формата iBooks 1.x с применением EPUB 2.0.

Осенью прошлого года компания внезапно ушла с рынка, будучи приобретенной Facebook. Тогда говорили, что это связано с потенциальным патентным спором с Apple. Один из основателей Push Pop Кимон Цинтерис (Kimon Tsinteris) впоследствии сообщил AppleInsider, что эти слухи на самом деле неверные, и отметил, что Apple наградила Push Pop Press специальной премией Apple Design Award.

Отраслевой обозреватель Джон Грубер (John Gruber) сообщил, со ссылкой на «хорошо осведомленный источник» о том, что Стив Джобс «определенным способом предупредил Push Pop Press, что Apple собирается развивать аналогичное направление». Ситуация напомнила историю с предупреждением Джобса в адрес разработчиков Panic после того, как они озвучили вслух идею создания программы управления цифровыми снимками до релиза приложения iPhoto. Говорят, что Джобс тогда «попросил» их не делать этого.

Разработчики Push Pop Press тогда внятно не пояснили – отказались ли они от идеи создания «книг-приложений» из-за нежелания напрямую конкурировать с Apple и боязни проиграть, или они решили, что создание нативных приложений – неверный путь в развитии электронных книг, или им просто не удалось найти большой поддержки среди обычных издателей, или им просто была предложена более интересная роль в Facebook.

Кто будет пользоваться iBooks Author

Какими бы не были причины резкого исчезновения компании Push Pop Press с рынка цифровых книг, появление Apple в нем с iBooks Author и iBooks 2 нельзя назвать широкомасштабным и охватывающим все категории издателей. Вместо этого компания сосредоточилась на электронных учебниках – в частности, для начальных школ. Другие создатели и издатели цифровой литературы (Amazon в том числе) имеют гораздо более широкие задачи.

Уступая Amazon в охвате данного рынка, Apple обеспечивает себе преимущество, связанное с существованием планшета iPad и его продвижением в среде учебных заведений как недорогого (по сравнению со стандартными ПК) компьютера, которым легко пользуются дети. В то же время Amazon не удалось достичь больших успехов по распространению ридеров Kindle среди школьников и студентов – электронные «читалки» больше подходят для чтения художественной литературы, и им трудно соперничать с полноцветными интерактивными планшетами с поддержкой 3D и мультитач-навигацией.

Благодаря достигнутым преимуществам в сфере образования, Apple сейчас старается «раскрутить» создание нового динамичного контента, который еще больше поднимет спрос на сам iPad. Вместо того, чтобы предложить издателям использовать Xcode для разработки и создания цифровых учебников как нативных приложений для iPad, компания предложила инструмент, который делает создание динамичных и интерактивных iBook таким же простым, как создание презентаций Keynote.

Некоторые считают, что старт Apple оказался не очень успешным, и жалуются на то, что интерактивность первых изданий iBook 2 их разочаровала.

Источник: appleinsider.com