Apple TV: Будущее, которое не наступило
Самое время поговорить про Apple TV: в марте 2019 года этим симпатичным коробочкам был вынесен приговор. Революция в телевидении, о необходимости которой 12 с лишним лет говорила Apple, закончилась так и не начавшись. Несколько раз все было на грани, в сентября 2015 её объявили – но что-то снова пошло не так.

Вообще-то я хотел просто рассказать про Apple TV четвертого поколения, tvOS и её SDK. 9 сентября 2015 “будущему телевидения” уделили полчаса. Столько же, сколько iPad Pro или iPhone 6s/6s+. Больше чем всему остальному.
Это был особенный Apple TV, к которому теперь прилагалась целая экосистема (tvOS, SDK, App Store, пульт с поддержкой Siri). Полноценная платформа, с инструментарием в Xcode (в составе которого был симулятор Apple TV) и мощными амбициями. Apple очень хотелось объявить tvOS революцией в телевидении – но на революцию ни Apple TV 4G, ни tvOS 9, ни TVMLKit, ни тренажер для пешеходов (Crossy Road) не тянули.
Как обстояли бы дела с персональными компьютерами, если бы в 1984 не появился Mac? А какими были бы смартфоны и планшеты если бы не iPhone и iPad? Если бы не было Apple, какими были бы ноутбуки, магазины программ и музыки, издательские системы, и много чего еще? Телевидение – яркий и наглядный пример этого.

Apple пыталась очеловечить и телевидение. Первый Apple TV был объявлен одновременно с iPhone. Apple Computer стала “просто Apple” из-за того что важнейшие платформы (iPod, iPhone и Apple TV) не имели отношения к компьютерам. Все было очень серьезно, но что-то важное не учли, и Apple TV превратились в “хобби”.
Почему? Почему они упускали свой шанс, снова и снова – и к марту 2019 были вынуждены “перенести фокус на сервис Apple TV+”, поскольку на рынке подобных устройств доля у Apple была удручающе несерьезной: 13%.
Я хотел просто рассказать про Apple TV четвертого поколения, но без обращений к его предыстории опус не складывался, получаясь плоским и невнятным. Иду у него на поводу.
Это начало мини-серии про Apple TV.
Кто возглавлял проект?
От глав большинства других крупных компаний Стив Джобс отличался вниманием к самым незначительным, на первый взгляд, деталям. Он лично занимался всеми более или менее важными проектами компании. Его влияние трудно переоценить.
Но он не был даже инженером. У него было фантастическое, почти безошибочное, чутьё. Каким-то неизвестным науке образом он обычно знал что “пойдет”, а что – нет. С его мнением часто не соглашались (в душе) – но он умел заставить.
И чутьё на людей. На особенных, нестандартных и необычных, способных создавать нечто “безумно великое”. Такие люди, как правило, не подарочек. Некоторые из них хвастались потом что Стив увольнял их раз сто – но через полчаса или час отменял свое решение.

У каждого удачного проекта Apple был сильный лидер, способный отстаивать свою точку зрения, готовый работать сутками и без выходных. Неудобный в общении – почему-то все творцы несносны – ну, почти все. Каждого из них когда-то выбрал Стив.
Safari, iPhone и iPad – это Скотт Форстолл. И Apple Maps – тоже он, только без Стива. iPod – это Тони Фаделл. Системы-на-чипе от Apple – Джони Сруджи. Бертран Серле, потом Крейг Федериги – это OS X. А потом и iOS. Айв вложил душу в iMac, создав первый в мире настоящий бытовой компьютер.
А вот у проекта Apple TV несносно-гениального лидера не было. То ли “зомбоящик” и в самом деле выключает мозги, то ли просто не везло – но не сложилось. В историю не вошел никто из возглавлявших этот проект.
Приоритеты
В свое время такие проекты как Mac OS X (позже OS X, в наши дни macOS), iOS, Mac’и на разных процессорных платформах, iPhone, iPad и iPod были важнейшими, или одними из важнейших, для компании. Они были в фокусе, на них не жалели ни средств, ни ресурсов, их доводили до неземного блеска – а Apple TV с этим не повезло. Если он и оказывался в центре внимания, то ненадолго и эпизодически.
В 2006, когда публике сообщили о работе компании над iTV, внимание было обращено на несравнимо более важные вещи: Mac’и только-только перешли на Intel, благополучно и с поразительной легкостью – но нерешенных проблем было еще “выше крыши”, iPhone был на финишной прямой и требовал внимания к себе.
Назвать устройство iTV не удалось: в Великобритании была телевизионная компания с таким названием, интересы Apple и iTV неустранимым образом пересекались, решить вопрос обычным образом (выкупить право, купить лицензию или что-то вроде того) не удалось бы, поэтому устройство стало Apple TV.
9 января 2007 года, на одном из последних MacWorld Expo в истории Apple, Apple Computer стала “просто Apple”. Теперь у компании было 4 платформы: Mac, iPod, iPhone и Apple TV, и только одна из них имела отношение к компьютерам. Две из них были объявлены тогда же.

Apple TV первого поколения, на Intel Pentium M с тактовой частотой в 1 ГГц, вышел в свет в марте 2007. Сначала с диском в 40 Гигабайт (за 299 долларов). Потом с диском в 160 ГБ, за 399. В 2008 цены снизили до 229 и 329 долларов, в 2009 модель с 40 Гигабайтами сняли с производства, а модель с 160 ГБ стала стоить 229 долларов.
Операционной системой в Apple TV первого поколения было подмножество Mac OS 10.4.7.
В 2009 iPhone уже вышел из младенчества, превратился в iPhone 3GS, а Apple TV был тем же самым Apple TV с идентификатором модели AppleTV1.1 – и почему-то продавался хуже чем ожидалось.
Apple TV перестали упоминать при перечислении платформ Apple и объявили хобби.
Второе и третье поколение
В 2010, наконец, объявили AppleTV2.1, с Apple A4 внутри и с операционной системой на основе iOS. Стив признал свою ошибку: в телевизионной приставке жесткий диск вообще не нужен. Он только мешает. Apple TV получает данные из сети, и отображает их на экране телевизора.
Диск внутри Apple TV второго поколения все-таки был, SSD объёмом в 8 Гигабайт. Тайный диск. О котором все, кого это могло заинтересовать, знали.
Размеры Apple TV 2G (98х98х23 мм) стали стандартом для Apple TV на целых пять лет. Как и цена – 99 долларов.
Apple TV продавался повеселее, но до ожидаемых тиражей дело так и не дошло.
В 2011 читал увлекательнейшее сравнение Apple TV 2G с Mac mini, исполняющих одну и ту же роль. И автор сравнения, и я, признали Mac mini победителем. Правда стоил “миник” в пять (или более) раз дороже.
Третье поколение, с Apple A5 внутри, вышло в свет в марте 2012. Про Apple TV 3G в сети масса противоречивых сведений, мне удалось добраться до первоисточников и вот точная информация: в Apple TV 2012 года (AppleTV3.1) был Apple A5r2 производства Samsung, по технологии 32 нм, с 1-ядерным CPU и 2-ядерным GPU PowerVR SGX543MP2.
В Apple TV 3G появилась поддержка 1080p (в 2G только 720p) и Bluetooth Discovery для подключения избранных устройство к Apple TV.
В конце января 2013 вышла новая модель Apple TV 3G, AppleTV3.2, с Apple A5r3 внутри, с 1-ядерным CPU и тем же GPU, производства той же Samsung, но уже по технологии 28 нм.
Других отличий между AppleTV3.1 и AppleTV3.2 я найти не смог.
В январе 2013 что-то случилось, и про Apple TV забыли почти на три года.
За эти три года на рынке появились конкуренты – устройства аналогичного назначения от Roku, Amazon и некоторых других захватили рынок. Их новые версии выходили одна за одной, стоили они столько же сколько Apple TV, они были удобнее и практичнее.
Apple TV 3G все-таки продавались, только все хуже и хуже. Интересно, почему?
4 поколение
Про Apple TV 4G и про “телевидение будущего” расскажу в продолжении, пока обратим внимание только на одну деталь, по-моему важную.

Идентификаторы Apple TV 3G 2012 и 2013 годов были AppleTV3.1 и AppleTV3.2. Apple TV 2G был AppleTV2.1. Ровесник первого iPhone был AppleTV1.1.
Я перечислил их чтобы вы не заподозрили “яблочных” клерков в безалаберности. Apple TV 4G был AppleTV5.3.
А что случилось с AppleTV4.х? Хотя бы один должен был быть? И куда исчезли AppleTV5.1 и AppleTV5.2?
Загадка, покрытая тайной.
Продолжение следует…
Вадим, Так получилось, что при создании BluRay в FullHD (1080p) договорились о том, что поток будет иметь потолок — не более 55МБит. Так что для комфортного просмотра FullHD стамегабитной сети более чем достаточно.
Забавен тот факт, что когда переходили на 4к, потолок трогать не стали, а просто научились сжимать видео сильнее. Самое забавное, что для подавляющего большинства 4к сюжетов, за счет более высокого разрешения достаточно 25мегабит потока. то есть требования к каналу даже ниже, чем у FullHD.
Конечно, чудес не бывает, и если сравнивать попиксельно 4k картинки с кодированием 4-2-1, 4-2-2 и 4-4-4, то пытливый глаз разницу увидит, но если мы говорим, про просмотр кино, то 4-2-2 и 4-4-4 для неопытного глаза неотличимы.
Кодировка 4-2-2 как раз прекрасно утаптывается в те самые достаточные 25 мегабит, что дает нам возможность смотреть в 4К Нетфликс и прочие стриминговые сервисы с прекрасной картинкой.
Сегодня в 100 мегабит укладывается даже модный долби вижн с самыми смелыми характеристиками.
Мои слова очень легко проверить — средний размер фильма в самом высоком качестве FulHD BluRay — 30 гигабайт при подолжительности 2 часа. 15 гигиабайт в час дают нам поток чуть больше чем 4 мегабайта в секунду. А это примерно 40 мегабит, что довольно хорошо соотносится с изложенным выше.
теперь о мыле, если выносим за скобки Netflix и Amazon, то качество видео на стриминговых сервисах оставляет желать лучшего — и будь это пираты или легальные операторы на территории Росии причина одна — экономия трафика. Они пережимают все, что возможно исходя из мысли, что подавляющее большинство их клиентов потребляет их контент на телефоне. А там супер качество не нужно, зато можно сильно сэкономить на каналах. Нетфликс же, изначально задумывался как приставочный сервис для больших телевизоров, они даже приставку пытались производить собственную, ее сейчас продают под брендом Roku. Поэтому качество их картинки всегда отличное, не хуже чем накачанные с торрентов блюреи. Поверте мне, пользователю и стримингов и торрентов с насом.