Первая десятилетка Apple Store

Как мы уже знаем, на этой неделе компания Apple празднует 10-летнюю годовщину своего решения об открытии собственных розничных магазинов. И как уважающий себя сайт, посвященный этой компании, мы не можем не порадовать вас специальным материалом на эту тему.

Первая десятилетка Apple Store. Фото.

И поможет нам в этом человек, который считает себя самым большим фанатом Apple. Эта неделя была очень насыщенной для Гари Аллена (Gary Allen, фото ниже), который проехал более 5 000 километров, пересек 12 штатов и сжег 450 литров бензина. Дорога от родного Беркли (штат Калифорния) заняла для него около пяти дней. И все это для того, чтобы посетить Tysons Corner – первый магазин Apple Store, расположенный в пригороде Вашингтона.

Вчера исполнилось ровно десять лет с момента открытия этого розничного центра, которое состоялось в 10 часов утра 19 мая 2001 года. Критики предсказывали ему полное фиаско и скорейшее закрытие, однако в течение десяти лет этот магазин разросся до самой успешной ритейлерской сети в истории розничной торговли Apple.

Первая десятилетка Apple Store. Фото.

Аллен работает вебмастером сайта ifoAppleStore.com, посвященного новостям розничных магазинов Apple и существующего уже более шести лет. Во время своей поездки он вел путевой дневник, который публиковал в личном блоге. Вчерашним утром он, наконец, добрался до Tysons Corner, где его приветствовали тортом и бурными овациями персонала.

«Примерно в 9-40 сотрудники провели для меня экскурсию по магазину, – пишет он. – Когда я вошел, все вокруг зааплодировали, а я похлопал им в ответ и поздравил с замечательным юбилеем. Работники предложили мне кусок праздничного пирога, в то время как в Genius Bar, похоже, даже не понимали, что происходит».

При этом Аллен пишет, что никакого официального празднования юбилея в магазине не было:

«Открытие магазина, как выяснилось, вовсе никак не праздновалось. Это очень в духе Apple».

Аллен успел посетить около 90 магазинов Apple по всему миру и знаменит тем, что ночевал в палаточных лагерях во время открытия магазинов в Японии, Лондоне и Китае. На вопрос, зачем он это делает, Аллен отвечает: «Все дело в тех фантастических людях, которых я встречаю повсюду: как внутри магазинов, так и снаружи». Специально для сайта MacWorld Гари Аллен подготовил аналитический материал, в котором рассматривается феномен успеха Apple Store и который мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию.

Десять лет Apple Store: причины успеха

Фантастический успех магазинов Apple Store был много раз анализирован и изучен консультантами, финансовыми аналитиками и профессорами, пытающимися найти некую формулу успеха, которую можно было бы применить в других отраслях. И стоит отметить: большой удачи они в этом не снискали. Дело в том, что успех Apple в розничной торговли сложно повторить простым копированием. К тому же за внешними вещами скрывается кое-что более важное: искреннее стремление сотрудников магазинов Apple сделать так, чтобы покупатели были счастливы.

Когда в 2000 году в Apple пришел нынешний глава розничного подразделения компании Рон Джонсон (Ron Johnson), он сразу же влюбился в продукцию Apple и немедленно принял решение: он не будет превращать магазины в машины для продаж, где посетителей будут убеждать сделать ту или иную покупку. Вместо этого, по его задумке, продукты Apple должны будут продавать себя сами. По этой причине Джонсон и его группа создали уникальный облик магазинов Apple Store, который включал в себя идеальное расположение, впечатляющую архитектуру, привлекательный дизайн интерьера и первоклассный персонал.

Первая десятилетка Apple Store. Десять лет Apple Store: причины успеха. Фото.

Хотя Джонсон получил MBA в Гарварде, вряд ли его можно назвать бизнесменом по призванию. Скорее он, как и глава компании Стив Джобс, считает себя творцом и художником, сосредоточенным на дизайне, эстетике и качестве. Именно ему принадлежит идея не привязывать зарплату сотрудников к объемам продаж, поскольку, по его мнению, это ухудшит впечатления покупателей от посещения магазинов. Также он принял решения о том, чтобы платить бешеные деньги за аренду в исторических районах городов или элитных торговых центрах, а не в ширпотребных универмагах, где их никто не заметит. И пожалуй, самая удачная идея Джонсона – создавать магазины по образу и подобию больших библиотек и читальных залов, где большое количество людей может испытать продукты лично и поделиться друг с другом своими впечатлениями.

«Мы не хотим, чтобы наши магазины строились вокруг продуктов, – признался Джонсон на конференции в 2004 году. – А в первую очередь были основаны на впечатлениях, которые делают Apple Store чем-то больше, чем просто магазин».

Стоит добавить, что в магазинах Apple также имеется богатый график мероприятий. Это и дневной лагерь для детей, групповые и индивидуальные услуги по обучению пользоваться устройствами Apple, музыкальные шоу, вечера в честь начала учебного года, а также презентации, которые проводят талантливые и креативные люди из других отраслей. С самого начала Джонсон решил сделать так, чтобы люди посещали их магазины, причем не только для осуществления покупок, но и для того, чтобы проверить электронную почту, пообщаться с родными по видео или ознакомиться с меню местных ресторанов. Атмосфера в этих магазинах всегда завлекательная, теплая, интерактивная и интеллигентная.

«Apple никогда не пыталась обхитрить людей, – сказал Джонсон в 2004 году. – Она всегда старалась быть ближе к людям».

Возможно, именно поэтому в интерьере использованы самые распространенные и натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло и нержавеющая сталь, которые дополнены нейтральной цветовой палитрой и интенсивным освещением. Пожалуй, ни в каком другом магазине деталям не уделялось так много внимания. И сам Джонсон этого не скрывает.

Первая десятилетка Apple Store. Десять лет Apple Store: причины успеха. Фото.

Еще одна новаторская инициатива Джонсона – знаменитый Genius Bar. Создавая эту службу, он пытался объединить образы услужливого консьержа в отеле и дружелюбного бармена из соседнего бара. Сегодня бары Genius Bar каждый день оказывают поддержку посетителям магазинов таким образом, что к этим «гениям» хочется обращаться снова и снова, чтобы наслаждаться самим общением.

За эти десять лет Apple изменила способ преподнесения и продажи технологических продуктов, трансформировав холодный и обезличенный подход в теплое и креативное общение между людьми, которых объединяет любовь к Apple и технике вообще. И несмотря на обилие критики в 2001 году, сегодня многие другие компании отчаянно пытаются хотя бы на чуточку приблизиться к тому успеху в розничной торговле, которого удалось добиться компании Стива Джобса.

По материалам: CultofMac.com, MacWorld.com