Будущее розницы: экскурсия по Grand Central Station Apple Store

В этом месяце Apple открыла новый магазин внутри нью-йоркского Grand Central Station. Это не единственный магазин Apple в Манхэттене, да и столь серьезных архитектурных амбиций, как стеклянный куб на Пятой Авеню, новая площадка не выказывает. Большую часть ее розничной модели мы уже видели в других магазинах Apple. Тем не менее, когда автор этой статьи посетил Grand Central Station, то сразу очутился в совершенно другом розничном окружении — даже отличном от других магазинов Apple — и вынес несколько ценных уроков о том, как продавать цифровые продукты в розницу в нашем движущемся в сторону интерактивности мире.

apple_store_grand_central-580x362

Даже если вам не нравятся продукты Apple, если вы будете в Манхэттене, зайдите в этот магазин. Apple утверждает, что на каждый квадратный фут она продает больше, чем любой другой крупный розничный продавец в мире. И хотя продукты Apple интересны сами по себе, пристального внимания заслуживает процесс розничной продажи, структура, архитектура — всё.

Музей науки или художественная галерея?

Первое, что подмечаешь, когда входишь в Apple Store в Grand Central Station, это что вы вроде бы и вошли в магазин, но не покинули станцию. И вроде бы правильно поднимаетесь по лестнице (об этом свидетельствует сияющий логотип Apple наверху), но стен не видно. Здесь нет навесных потолков — изгиб крыши огромного главного зала уходит так высоко, что потолок кажется несуществующим. Отсутствие разделения между станцией и магазином подчеркивает уникальный подход Apple. Коробок с продуктами на витринах нет — просто широкие деревянные столы с равномерно распределенным товаром, которые вы могли видеть и в других магазинах раньше. Нет никаких светильников, нависающих над головой. Вместо того, чтобы спустить лампы с потолка и убить чувство свободы, конструкторы сделали так, что каждый стол освещается тонкой T-образной LED-лампой в центре, которая едва заметна. Grand Central Station Apple Store не похож на магазин в привычном понимании этого слова. Он воплощает в себе элементы музея науки и художественной галереи.

Процесс покупки в магазине в Grand Central похож на тот, что происходит в других магазинах Apple, изменения же, принятые после открытия нового магазина, были использованы и по всему миру. Как уже было отмечено выше, в магазине совсем нет коробок с продуктами на виду, просто большие столу с устройствами и широкими проходами. Каждое устройство в магазине живое, с загруженными приложениями и готовое к использованию прямо здесь.

Сравните ситуацию с обычными магазинами, где все устройства, как правило, отключены, не заряжены, приложения отсутствуют, более того, вместо оригиналов стоят бракованные пыльные устройства или макеты. Помощь приходит не из Genius Bar, все вокруг само хочет помочь вам.

Если работник Apple не прогуливается поблизости, вы можете попросить помощи, используя закрепленный на столе iPad как информационный дисплей. У сотрудников имеются iPhone со встроенными кард-ридерами, и когда клиент просит о помощи, работник смотрит карту магазина в поисках местонахождения «утопающего» в этом великолепии, а после выходит на видеосвязь, чтобы облегчить поиск нужного пользователя.

С этого момента сотрудник никогда не оставит клиента. Работники могут выступать в качестве доверенных советников — они не заняты и обучены решать проблемы, а не просто продавать Apple Care. Здесь нет ни кассовых аппаратов, ни лент, поэтому сотрудник может оставаться с клиентом вплоть до момента продажи продукта. Работник просто берет данные кредитки клиента и передает заказ на бегунок, который отдает в руки клиенту. После этого вы можете почувствовать себя в роли покупателя копии шедеврального произведения на выставке.

Помоги себе сам

Самообслуживание вряд ли можно назвать нововведением в целом: клиенты всегда могут обслужить себя сами в некоторых магазинах в любой стране мира. Но вот в магазинах электроники такое позволяется не повсеместно. Если вообще позволялось. С помощью iPhone и приложения Apple Store, которое сканирует штрих-коды посредством камеры, пользователи могут покупать аксессуары с EasyPay, системой, которая работает с кредитной картой без необходимости помощи сотрудника Apple в принципе. Очевидных мер по обеспечению безопасности в комнате аксессуаров нет — и это одна из немногих площадок в магазине, где есть реальные стены.

apple_store_grand_central_2-580x362

Но несмотря на то, что Apple демонстрирует потребителям замечательный уровень доверия, я думаю, что есть скрытые камеры, и охранники постоянно просматривают комнату на предмет нарушения правил (это Нью-Йорк, в конце концов). Основные устройства Apple не могут быть куплены с помощью EasyPay, как и некоторые аксессуары. Но логика того, как именно определяются такие продукты, ускользнула от меня. Она не основана на цене. Наушники Monster Beats ($299) могут быть куплены с EasyPay. Логика не прослеживается даже в бренде или сложности. Купить Apple TV ($99) можно только с продавцом. А Apple AirPort Extreme Base Station ($179) можно купить самостоятельно. Принцип работы ясный и простой, в принципе: если продукт не может быть оплачен с помощью EasyPay, приложение предлагает вызвать работника магазина для дальнейших манипуляций.

В дополнение к Genius Bar с его бесплатной техподдержкой и специальным местам, где пользователи могут пройти курс индивидуального обучения, Apple давно использует свои магазины для проведения бесплатных обучающих семинаров. Кто-то внедрил гениальную идею предлагать Express Workshops в утренние и вечерние часы пик. 15-минутный мини-урок отлично поможет с подготовкой перед работой («Полезные приложения», с 9:00 до 9:15) и подскажет, что приготовить на ужин, перед тем, как вы сядете в поезд, идущий домой («Приложения для кухни», 19:00 — 19:15).

Где же Apple TV?

Стоит отдельно отметить, что в магазине нет никаких телевизоров, равно как и комнат для их демонстрации. Свободно стоящие столы никак не подходят для того, чтобы транслировать то, что по идее должно висеть на стене в жилой комнате. И если Apple положит огромные телевизоры на столы, они загромоздят открытое пространство, делающее магазин уникальным. Это не значит, что слухи о том, что Apple входит на рынок «умных» телевизоров, ложны, просто придется как-то перестраивать розничную площадку. Даже если Apple не будет предлагать 50-дюймовые HDTV, нынешняя расстановка делает возможность трансляции Apple TV невероятно трудновыполнимой. Представьте, в самом огромном магазине Apple, Apple TV в лучшем случае засунут в угол. В рамках этого замечания стоит признать, что возможности Best Buy (в магазине Magnolia) по части демонстрации крупных медиапродуктов более широки.

Физические продажи или все-таки онлайн?

Apple много тратит на то, чтобы у пользователей было огромное пространство, на котором можно поиграть с продуктами корпорации, даже если покупатели пришли не за телефоном, планшетом и компьютером. Apple по-прежнему продолжает продавать множество продуктов на сайте Apple.com, но эволюция ее розничных магазинов гарантирует то, что покупатели — даже те, кто обычно заказывает электронику исключительно онлайн — найдут причину заехать в магазин. И вот они покупают…

Источник: slashgear.com