Как Apple соперников перехитрила

Apple не любит проложенных маршрутов

Часто бывает так, что идти проложенной дорогой просто, удобно и даже выгодно. Все уверенны в преимуществах именно этой дороги и скептически относятся к попыткам других проложить свой путь. Общеизвестно, что Apple никогда не идет теми путями, которые проложены другими, а всегда строит свои. И каждый раз раздаются скептические замечания о том, что этот новый путь — тупиковый. И вновь и вновь Apple доказывает свою правоту. Эта история повторяется из случая в случай и стала уже легендой технологического мира.

Яблочный вкус успеха

Тим Баджарин делится воспоминаниями

Аналитик Creative Strategies Тим Баджарин (Tim Bajarin) решил поделиться своими воспоминаниями о незабываемых встречах с руководителями Apple с популярным изданием PC Magazine. Этому человеку необычайно повезло, как одному из тех немногих, кому довелось хоть одним глазком познакомиться с «кухней Купертино» изнутри и узнать уникальные рецепты не имеющего аналогов в сфере высоких технологий успехов.

iPhone после своего дебюта вызывал сомнения

Когда в 2007-ом году iPhone только появился и публику одолевали сильные сомнения в том, найдет ли понимание телефон без физической клавиатуры, Тиму Баджарину довелось втретиться с ведущим вице-президентом Apple по всемирному маркетингу Филом Шиллером (Phil Schiller) и вице-президентом компании по маркетинговому направлению iPod и iPhone Грегом Джосвиком (Greg Joswiak). Во время встречи руководители продемонстрировали Тиму Баджарину множество функций iPhone и поделились с посетителем своми целями и возлагаемыми на свежепредставленный телефон надеждами. Тогда iPhone только дебютировал, а сегодя стал основным направлением бизнеса Apple.

Секрет громадного успеха

Конечно iPhone это блестяще разработанный смартфон с превосходным экраном. Но главный секрет его громадного успеха не в этом. Он заложил новый подход к дизайну смартфонов и Apple может гордиться им по праву. Когда iPhone выключен, он не представляет собою ничего особенного, ничего такого на что следовало бы обратить внимание. Никаких изысканно-вычурных «украшательств» в нем нет. Но стоит его включить, как впечатление резко меняется. Перед нами представала вся мощь iPhone OS и встроенных приложений. Еще одна вещь, которая восхищала: он, как и iPod, напрямую работал с iTunes.

Музыкальный телефон

Если вспомнить ту роль, которую в 2007 году играли плееры iPod, то нетрудно понять, что многие миллионы пользователей обрадовались возможности получить iPod, который служит еще и телефоном. iPod на тот момент был настоящим «стандартом» MP3-музыки. С тех пор iPhone трансформировался в выполняющее кучу полезных задач устройство. Он и телефон и карманный компьютер и iPod. Все это делает эппловский смартфон великолепной персональной мобильной развлекательной системой. Такое редкое сочетание казалось бы слабо совместимых качеств продолжает привлекать к iPhone все новых и новых пользователей из числа тех, кто раньше даже не задумывался о технике с «яблочным» логотипом.

Разработчики создают успех iOS

Следует напомнить, что, представив iPhone, Apple «забыла» предоставить широким массам разработчиков iOS SDK. Это означало только одно — никаких сторонних программ. Это решение Купертино сильно критиковали и сама компания решила исправить свою ошибку. Что и говорить, у Apple к тому времени имелся богатейший опыт разработки компьютеров и в Купертино понимали, что единственный способ сделать платформу популярной лежит через создание мощнейшего SDK и предоставление его творческим разработчикам программного обеспечения. Только так можно в кратчайшие сроки наработать богатую базу приложений, которая сегодня и составляет главную ценность iPhone. Тим Баджарин восторженно рассказывает о роли SDK в неимоверном успехе iPhone:

И вот это случилось. Используя SDK, разработчики ПО создали более 250 тыс приложений, а также создали в изобилии сервисы, ориентированные на iPad и iPhone. Хотя эппловские сервисы iTunes остаются основным источником приложений, все же многие из них распространяются сторонними сервисами, такими как Netflix и Pandora.

Дизайн важен, но приложения важнее

Самым интересным в эппловской стратегии является подход, при котором именно программное (а не аппаратное) обеспечение становится основным преимуществом платформы. И это одна из тех вещей, которая заставляет конкурентов существенно отставать. При этом аппаратная часть тоже на присущей Apple высоте. Впрочем, здесь уместнее процитировать самого Тима Баджарина:

Новый iPad 2 элегантен и на данный момент обладает наилучшим дизайном из всего многообразия планшетников. Дизайн iPhone тоже превосходен и конкуренты постоянно стремятся ему подражать. Но аппаратное обеспечение легко скопировать. Только взгляните на изобилие появляющихся в наши дни смартфонов. Многие из них похожи на iPhone или даже располагают большим экраном и дополнительными наворотами.

Конкурентам не обойти Apple со всех флангов

Если в каком-то конкретном направлении у соперников есть неплохой шанс сравняться с Яблочной Корпорацией, то обойти ее со всех флангов практически невозможно. Аналитик оценивает ситуацию следующим образом:

Конкуренты Apple могут наслаждаться тем, что в области аппаратного обеспечения они идут с Apple нога в ногу, поскольку они могут конкурировать с ней в этом направлении. Но сочетание аппаратной части, созданной специально для программной позволяет Apple занимать особое положение. Имеется также дополнительный элемент эппловской стратегии «чистого экрана», добавляющий компании конкурентоспособности. [В рамках стратегии Apple] контент ставится во главу угла расширенного программного обеспечения.

Apple увеличит отрыв от конкурентов

У каждой успешной компании есть свои сильнейшие стороны. Любая компания постарается свои сильные стороны дополнительно укрепить. Apple не составляет исключения из этого правила. Аналитик проявляет уверенность в том, что компания готовится к решительному рывку:

Я уверен, что Apple приближается к тому, чтобы произвести значительные изменения, которые увеличат ее отрыв от конкурентов. Apple прилагает большие усилия к созданию масштабного дата-центра в Северной Каролине, который вскоре заработает. Даже простая логика подсказывает, что дата-центр такого размера предназначен для чего-то большего, чем музыкальный сервис.

Видеосервис Apple очевиден

Тим Баджарин придерживается мнения о том, что в недрах Купертино зреет план о новом видеосервисе, который затмит собою текущие предложения для Apple TV:

Вероятнее всего новый сервис Apple будет ориентирован на «видео по запросу». Я уверен в том, что предложение Netflix для Apple TV стало хорошей наукой [для Apple] и [компания] создаст подобный сервис потокового видео, который будет содержать даже больше контента, чем когда либо предлагалось Netflix.

Apple ведет переговоры со всеми ведущими телестудиями

Как и следовало ожидать, аналитик полагает, что Apple работает со всеми ведущими телестудиями и собирается не только предложить огромный массив контента, но и сделать его доступным для всех мультимедийных устройств компании:

Я уверен, что Apple ищет все ведущие ТВ-студии и работает [с ними] над тем, чтобы разместить все типы видеоконтента в своем новом предложении. Меня не удивит, если Apple станет очередным мощным конкурентам поставщикам кабельного телевидения, которые тоже стараются представить все больше и больше необходимого контента в рамках своих сервисов. Поскольку это типично для Apple, можно предполагать, что [компания] будет напористо предлагать «контент по запросу» для всех своих устройств — iPod, iPhone, iPad и Apple TV. Это означает, что люди смогут воспроизводить музыку и видео на любом из этих устройств.

Netflix на пике успеха

Тем временем дела у Netflix идут очень даже хорошо. Ее приложение на устройствах без DVD-привода позволяет смотреть фильмы и не прерывать привычный мультимедийный поток даже вдали от компьютера. Кроме того, благодаря Netflix можно смотреть фильмы, которых попросту нет на дисках. С другой стороны, можно не сомневаться, что Apple будет предлагать такие фильмы через свой сервис и кроме того, еще массу другого контента. Это может быть обеспечено благодаря уникальному предложению, которое может сделать компания студиям. Шутка ли, 150-миллионная пользовательская база устройств компания, которая к тому же день ото дня растет.

Голливуд будет рад предложениям Купертино

Apple берет за услуги своей инфраструктуры всего 30%, а львиная доля дохода останется студиям. Собственно говоря, никаких затрат на физическое копирование в этой схеме распространения кинопродукции нет, а значит затраты минимальны. Аналитик пообщался кое с кем в Голливуде (Hollywood):

Я слышал от своих голливудских знакомых, что студии будут безумны, если испугаются Apple и Стива Джобса (Steve Jobs) и не станут работать с Apple? как с ведущей «продающей рукой» их цифрового контента для аудитории [пользователей и устройств] Apple.

Сомневаться в наличии деловой хватки и здравого смысла у представителей шоу-бизнеса не приходится. А это означает только одно: переговоры Apple c поставщиками контента будут идти достаточно гладко и в большинстве случаев увенчаются успехом. Впрочем, к успехам компании не привыкать. Хотя Apple и уделяет немалое внимание дизайну своих продуктов, главная «изюминка» стратегии «чистого экрана» состоит в том, чтобы продавать устройства с приложениями и контентом, доступ к которым прост и дружественен пользователю. Apple не предлагает рамки для картин, она предлагает картины.

Рентабельность бытовой электроники Apple трижды превосходна

Apple настолько эффективно работает со своими поставщиками и организует производственные процессы таким образом, что рентабельность компании в настоящее время свыше 30%. Для сравнения, конкуренты техногиганта из Купертино рады и счастливы, если им удается достигнуть десятипроцентной рентабельности в сегменте бытовой электроники. Конкурентам будет затруднительно превзойти ту мощнейшую связку сервисов, программного и аппаратного обеспечения, которая обеспечивает Apple преимущество на рынке.

Конкуренты не собираются сдаваться

Означает ли это, что соперники просто уступят Apple пальму первенства и откажутся от каких-либо попыток переломить ситуацию? В это было бы трудно поверить и Тим Баджарин тоже полагает, что позиции Apple будут настойчиво штурмовать со всех сторон:

Но это совсем не означает, что конкуренты не предпримут попыток [потеснить Apple]. Google и Amazon работают над сервисами, которые станут «встречными предложениями» эппловским решениям. В случае с Amazon, она (компания) никак не влияет на дизайн аппаратного обеспечения и не имеет над аппаратной частью никакого контроля и не может обеспечить оптимизацию «железа» в соответствии со своими сервисами. Apple это может.

Андроидные сложности

У Google с ее Android’ом схожая проблема. По большому счету вокруг этой платформы создаются целые семейства совершенно различных устройств, между которыми не так уж много общего. С одной стороны представляется прекрасным богатый выбор девайсов под различными марками. С другой же, следует понимать такую техническую особенность: программное обеспечение лучше всего работает на том «железе», которое разработано с учетом всех особенностей платформы.

Операционные системы и аппаратная часть эппловских устройств тщательно притираются друг к другу в рамках одной и той же компании, располагающей талантливыми инженерами и руководителями. Они, что называется, созданы друг для друга в самом буквальном смысле этой фразы. Тим Баджарин уделил свое внимание и этой проблема, которая стоит на пути набирающей обороты платформы Android:

Хотя Google и может сказать больше об аппаратном дизайне Android-девайсов, но этот открытый рынок оставляет достаточно простора разработчикам «железа» для проектирования в соответствии со спецификациями Android. Это усложняет даже создание единого пользовательского интерфейса для всех «андроидных» устройств, позволяя [создавать] лишь единичные оптимизированные версии устройств, созданные таким образом, чтобы максимально использовать преимущества новых сервисов Google.

Общая картина эппловского преимущества

Если добавить сюда же интегрированный рекламный движок Apple, то вы получите полную картину тех сложностей, с которыми конкуренты компании сталкиваются уже сейчас и будут сталкиваться в будущем. Программное обеспечение и сервисы используются Apple как реальное «оружие» в конкурентной борьбе и цель конкурентов достичь подобной эппловской инновационности в программном обеспечении, как и в аппаратном. Чем больше они (конкуренты) изучают эппловскую бизнес-модель, тем сильнее они осознают, насколько трудно держаться на уровне, достойном конкурента Apple.

Сейчас трудно сказать, что именно представит Apple и каков будет ее видеосервис. Единственное, в чем можно не сомневаться, так это в том, что компания не собирается плестись в хвосте у конкурентов и позволить им опередить ее. Продолжаем следить за событиями, которые обещают быть интересными.

Источник: News.yahoo.com, Pcmag.com