Как ResearchKit изменит облик здравоохранения

4

1

Разрабатываемая корпорацией Apple открытая платформа ResearchKit уже может похвастаться серьезными достижениями. Всего за 24 часа с момента своего запуска купертиновской новинке, всерьез собравшейся перевернуть наши представления о медицинских исследованиях, удалось привлечь тысячи добровольцев к проводимым самыми известными организациями США программам в области здравоохранения. Не дремлют и конкуренты — поисковый гигант Google уже инвестирует значительные средства в развитие медицинских компаний. О том, как гранды электронного мира хотят изменить расстановку сил в одной из самых важных отраслей науки, а также почему будущее медицины наступает уже сегодня — читайте в этом материале.

Вышеупомянутая ResearchKit — не просто еще одна ориентированная на применение в медицине программа, а логическое развитие концепции, впервые представленной Apple на конференции WWDC в 2014 году. Именно тогда компания анонсировала встроенное в iOS 8 приложение Health, ставшее тем долгожданным центром, вокруг которого вращались данные обо всех отслеживаемых разношерстным сторонним ПО показателях жизнедеятельности пользователя. Появилась возможность целенаправленно каталогизировать важную информацию, начиная от количества шагов и заканчивая графиками сердечного ритма, потенциал по обработке которой сложно переоценить — ведь речь идет о самом настоящем массовом сборе медицинских данных, к тому же бесплатном.

Джефф Уильямс, операционный директор Apple, полагает, что комбинация двух платформ сможет превратить iPhone в мощный диагностический инструмент, который поможет ученым справиться с привычными трудности в наборе добровольцев:

Думаю, миллионы пользователей iPhone захотят внести свой вклад в науку, если это будет просто, — рассуждает он.

2

Действительно, простота использования конечным потребителем является фундаментом, на котором стоит успех Apple как известного всему миру популяризатора новых технологий. С учетом этого особенно интересно, смогут ли преуспеть на этом поприще соперники купертиновцев, у которых, разумеется, есть свои виды на столь лакомый кусок. Так, недавно к исследовательской гонке присоединилась корпорация Google, заключив сделку с калифорнийской компанией 23andMe, которой с помощью специального тестового набора DNA Testing Kit удалось собрать почти миллион профилей с информацией касательно наследственности пациентов. Позаботилась “корпорация добра” и о диверсификации рисков, приобретя другого игрока — фирму Calisco, специализирующуюся на проблемах старения.

Самым интересным в этой истории выглядит даже не то, что у 23andMe имеются соглашения с крупнейшими мировыми производителями медикаментов Roche и Pfizer, по которым последним предоставляется доступ к базам данных, собранных компанией. Недавно стало известно, что на работу в 23andMe перешел Ричард Шеллер (Richard Scheller), бывший глава R&D фирмы Genentech — подразделения Roche, занимающегося разработками в области биотехнологий. Такое поведение довольно ясно свидетельствует о серьезных намерениях заняться самостоятельным выпуском лекарственных средств.

Подобные новости могут не на шутку встревожить лидеров индустрии, ведь основная сложность в производстве медикаментов заключается именно в науко- и ресурсоёмком исследовательском процессе. Смогут ли амбициозные новички, у которых имеются очень солидные капиталы, создать реальную угрозу для ведущих игроков рынка?

eaa108ebc86a49d19e09b82dfb0e37fb

Реакция последних, что любопытно, весьма беспечна. Например, Дэвид Бэйтс (David Bates), топ-менеджер одной из крупных клиник в Бостоне, США, считает вероятность такого развития событий в ближайшем будущем слишком малой. По его словам, основная деятельность технологических компаний в сегменте больше сосредоточена на фитнесе, чем на исследованиях как таковых:

Наибольшую ценность идеи “цифрового здоровья” представляют для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями. Проблема заключается в том, что большинство решений на них не рассчитаны, ведь основной целевой аудиторией здесь представляется успешный и активно интересующийся фитнесом пользователь iPhone, а не человек, жизнь которого действительно нуждается в переменах. Кроме того, данные должны рассматриваться в контексте уже имеющейся у пациента истории болезни, — отмечает Бэйтс.

Данные медицинских карт — тема для отдельного разговора. Получение такой информации во многих странах сильно затруднено множественными бюрократическими процедурами. С каждым днем диагностических устройств и соответствующего программного обеспечения становится все больше, но различного рода комиссии настаивают на их строгой сертификации, вроде той, что проходят искусственные сердечные клапаны и другие подобные компоненты. Кроме того, превратившаяся в глобальный тренд истерия вокруг сохранности личных данных также не способствует развитию перспективного направления.

Джо Хименес (Joe Jimenez), исполнительный директор швейцарского фармацевтического концерна Novartis, полагает, что секрет успеха кроется на стыке технологий и медицины. Его компания сотрудничает с Google в разработке специальных контактных линз, которые смогут измерять содержание глюкозы в слезной жидкости, передавая данные на мобильные устройства:

Novartis имеет большой опыт в производстве контактных линз, но мы не смыслим ничего в датчиках и процессорах. Результатом же совместных усилий представителей двух индустрий могут стать технологии, которые осуществят настоящий переворот в развитии современной медицины, — говорит фармацевт.

Очевидно, что у компаний из Кремниевой долины имеется более чем обширное поле для деятельности, чтобы преодолеть непонимание властей, а также заслужить доверие пациентов, львиная доля которых зачастую достаточно консервативна. Однако самого факта, что за дело берутся такие гиганты, как Apple и Google, достаточно, чтобы понять — будущее неумолимо наступает, и облик индустрии уже никогда не будет прежним.

По материалам Financial Times

4 комментария

  1. 0

    страна 4-го мира с упоением читает новости развитых стран и нормальных людей, а не быдла подзаборного.

  2. 0
    yuvanderyu

    не личные данные, а персональные тогда уж.

  3. 0

    Копия той статьи, которая была написана на следующий день после презентации Apple 9 марта

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий