Apple Music и Spotify: Cola и Pepsi музыкального мира

Вот и прошёл первый месяц пробного периода Apple Music, и многие слушатели уже определились: продлить ли подписку или вернуться на предыдущий сервис. Впрочем, существует категория пользователей, привыкших сравнивать всё и вся и в обязательном порядке находить «победителя». Работает ли этот подход в данном случае?

coca-pepsi

Одним из популярных персонажей в технической журналистике является так называемый «убийца» чего-либо. Классический пример здесь — тот же iPhone. С самого появления устройства каждое уважающее себя тематическое издание считает свои долгом выставить на первую полосу какое-нибудь конкурирующее решение и назвать его концом «яблочного» успеха. Никакие объективные аргументы здесь роли не играют — с точки зрения авторов подобных сравнений любой продукт, выпущенный на рынок и имеющий сходное назначение, является потенциальным «киллером» для по крайней мере одного из нынешних лидеров, будь-то Apple, Google или Samsung. Вопрос «зачем?» здесь вторичен, ведь подразумевается, что единственный путь преуспеть — это потеснить успешного соперника и отобрать у него заветную аудиторию.

Однако эта теория основана на несколько неверном понимании потребительского рынка. По сути дела, успех того или иного продукта или сервиса не определяется исключительно наступлением на конкурентов. Зачастую аудитории пересекаются незначительно, но сравнения яблок с грушами сыпятся словно из рога изобилия. Например, вполне серьёзные аналитики сравнивают продажи iPad с совокупными продажами различных, в том числе игрушечных планшетов, а показатели Apple Watch противопоставляют таковым фитнес-браслеты стоимостью менее 100 долларов. По итогам в обоих случаях делается «железный» по своей логике вывод: оба гаджета не оправдывают ожиданий. О том, что сами ожидания не дружат с элементарным здравым смыслом, благоразумно умалчивается. Но это лирика, которой посвящён отдельный материал.

spotify-app-annie

Не избежали «киллерства» и герои музыкальной сцены. Руководствуясь данными о снижении числа загрузок клиента в App Store (см. выше), аналитики хоронят Spotify как явление, предрекая ему как минимум судьбу BlackBerry. Пересечение аудиторий у этих сервисов, безусловно, имеется, однако самую большую ошибку руководство Spotify может допустить именно в том случае, если все усилия сосредоточатся на конкуренции с Apple. Куда более насущные проблемы шведов лежат в плоскости привлечения (и удержания) артистов, а также монетизации огромной аудитории бесплатного стриминга, который не только не приносит прибыли, но и ухудшает отношения с правообладателями. То же самое осознают и в Apple, не спеша штурмовать рынок вместо логического развития Music. Речь здесь идёт не о дуэлях с соперниками, а о собственном продвижении вперёд, и это отличный пример успеха без необходимости выбивать почву из-под конкурентов.

Почему успеха? По большому счёту Apple Music, несмотря на некоторые недоработки, уже можно считать состоявшимся. У этого сервиса изначально присутствует обширная аудитория, за счёт целостной экосистемы хорошо воспринимающая подобные новинки, а интересные штуки вроде Beats 1 лишь усиливают впечатление. Spotify же, в свою очередь, может похвастаться API, доступным сторонним разработчикам. Впрочем, даже если в Купертино откроют двери для программистов (а это практически неизбежно в перспективе), два гиганта ещё надолго останутся «Колой» и «Пепси» музыкальной сцены, потому что разница между ними не всегда принципиальна для обычного пользователя, особенно на других платформах. Пожалуй, в последнем случае выбирать будут, перефразировав известную пословицу: «На вкус и на цвет — и стриминг разный». А вот на самом iPhone конкурентам явно придётся несладко.

Использованы материалы The Next Web

Apple MusicЧто будет с Apple