Mozilla добавит поддержку кодека H.264

11

H.264

Руководитель научно-исследовательского подразделения Mozilla Андреас Гал (Andreas Gal) объявил о поддержке видеокодека H.264 операционными системами или оборудованием компании, что можно считать сигналом к окончанию войны с Apple из-за H.264.

Этот шаг обусловлен общим отсутствием поддержки кодека Google WebM, который, как надеялись Mozilla и Google, сможет полностью заменить собой H.264 – технологию, которую поддерживают Apple, Microsoft, Nokia и другие коммерческие поставщики.

Война Mozilla по поводу H.264 шла в течение трех последних лет, но, как сказали представители компании, сейчас они признали свое «поражение».

История войны Ogg Theora и H.264

Начиная с середины 2009 года, компания Mozilla и разработчик браузера Opera пытались навязать использование бесплатного кодека «Ogg Theora» как официальный способ представления видео в сети с использованием спецификаций HTML5, в надежде, что он помешает стандарту ISO MPEG H.264 стать стандартом сетевого видео.

В течение нескольких лет до начала дебатов о Ogg Theora компания Apple агрессивно продвигала H.264 в iTunes как наиболее технически сложный и эффективный способ передачи видео – по существу, опираясь на нескольких отраслевых гигантов, которые внесли свой вклад в различные компоненты стандарта, ставшего самым передовым стандартом сжатия видео.

Хотя H.264 является открытым стандартом, использование его не бесплатно. Его основой является патентный пул с технологиями видеосжатия и сопутствующими им разработками, в который вошли различные компании, согласившиеся на лицензирование на «справедливых, разумных и недискриминационных» условиях. Mozilla, Opera и прочие сторонники открытых и бесплатных источников выступили против использования любых технологий, которые предполагают уплату каких-либо лицензионных сборов за получение или распространение веб-контента.

Разработчики оборудования во главе с Apple и Nokia выступили против любого сопоставления Ogg Theora с H.264, отметив, что H.264 намного опережает устаревшую видеотехнологию Ogg Theora по техническим характеристикам, и что стандарт для кодирования видео в Интернете H.264 успел хорошо себя зарекомендовать, особенно в мобильных устройствах.

Замена H.264 на Ogg Theora, которой добивались Mozilla и Opera, обеспечив бесплатность технологии, нарушила бы возможности миллионов смартфонов, плееров, нетбуков и прочих мобильных устройств по эффективному воспроизведению видео. Кроме того, компания Google отмечала, что мощности Ogg Theora недостаточно, чтобы обслуживать миллиарды потоковых видеопродуктов в сервисе YouTube.

Война Ogg Theora с H.264 закончилась, когда члены рабочей группы HTML5 согласились, что вместо определения Ogg Theora или H.264 (или другого) на роль «основного» кодека для «обслуживания» видеотэгов HTML5 решение должно быть оставлено на усмотрение участников рынка: интернет-пользователи и вещательные компании путем голосования могут это решить.

Это решение аналогично тому, как HTML всегда работал с любым типом медиафайлов: к примеру, отсутствует базовый формат графики или аудио, издатели контента сами решают, использовать им графический формат GIF, JPEG или PNG, аудиоформат MP3, AAC, или сырые WAV аудиофайлы. Современные браузеры их поддерживают.

webm

Война WebM против H.264

В конце 2010 года война против H.264 набрала новые обороты, на этот раз противником стала Google. После преобразования своей огромной коллекции видео в YouTube в формат H.264 по условиям партнерства с Apple (главной целью которого стало избежание ограничений Adobe Flash и открытость видео для просмотра на устройствах без возможности запуска Flash) компания Google решила купить On2 VP8 (более новое поколение кодека VP3, на котором был основан Ogg Theora) и выпустить собственный «бесплатный» кодек с названием WebM.

Из-за того, что кодек WebM технически может обслуживать видео YouTube, Google решила присоединиться к Mozilla и Opera в отказе от поддержки H.264 в сети и в замене H.264 бесплатной альтернативой, не обремененной запатентованными изобретениями.

Данная стратегия несколько напоминает войну Apple с Adobe Flash за использование свободного и открытого формата HTML5, которым Apple успешно пользуется в течение пяти лет после выпуска оригинального iPhone.

Тем не менее, WebM может считаться «не обремененным патентами» только в том случае, если Google не планирует взимать роялти за пользование им. Кодек остается основанным на технологиях, права на которые имеет орган по лицензированию MPEG, поэтому он фактически не менее «обременен», чем H.264. Раньше компания Microsoft усвоила подобный урок, когда обнаружила, что ее собственный кодек Windows Media Video (он же VC-1) нарушает целый ряд технологий, уже запатентованных членами пула MPEG, объединившими свой опыт для создания H.264.

Создание незаконных «дублеров» H.264 является юридически не более законным процессом, чем использование самого H.264 и отказ от уплаты лицензионных платежей. Однако Google получила вдохновение, использовав JavaME для создания Android без каких-либо последствий или претензий. Так началась компания по подрыву принятия H.264 в HTML5 и агрессивному продвижению WebM в качестве его (H.264) альтернативы в начале 2011 года.

Прошел год, и Google WebM не удалось достичь больших успехов – равно как и Google Wave, Google Buzz, Google TV или планшетам на базе Android 3.0 Honeycomb. Причиной этого является тот факт, что H.264 является единственным способом обслуживания видео в устройствах Apple на базе iOS – этот же фактор делает Flash ненужным для владельцев критической массы мобильных устройств.

Однако Google никогда не отказывалась от поддержки H.264 в своем браузере Chrome, что грозилась сделать. И даже в других браузерах, в которых WebM фактически является единственным способом работы с HTML5-видео по умолчанию (включая Mozilla Firefox и браузер Opera), есть возможность в случае необходимости использовать Adobe Flash.

Это означает, что создатели видеоконтента могут добраться до любой аудитории при помощи H.264, и просто обойти идеологические убеждения Mozilla, Opera и Google, «завернув» свое видео в Flash. Среди пользователей нет такой особенной аудитории, которую можно «зацепить» только при помощи WebM – следовательно, нет никакого реального преимущества его использования.

При этом есть огромное преимущество в использовании H.264: поддержка эффективного аппаратного ускорения для него существует во всех современных мобильных устройствах. Смягчение позиции Mozilla по данному вопросу связано с тем, чтобы позволить этой аппаратной поддержке (или операционной системе типа Windows Phone 7 или Android) выполнять декодирование H.264 от имени браузера.

Война с H.264 закончилась.«Мы проиграли» — говорит Mozilla.

Гал озвучил свои планы по добавлению функции, которая «усилит поддержку декодирования аудио/видео в Gecko (движок браузера) с помощью системы декодеров, уже присутствующей в системе», включая «аппаратно-ускоренные декодеры для улучшения срока службы батареи и производительности».

Он также отметил:

«Мы будем поддерживать декодирование любых форматов аудио/видео, поддержка которых существующими кодерами уже есть в системе, включая H.264 и MP3. На самом деле у нас нет оснований, чтобы мешать нашим клиентам пользоваться системами декодеров, присутствующими в устройстве, поэтому мы не будем фильтровать форматы».

Этот механизм будет применяться как в собственной операционной системе Mozilla «Boot2Gecko (B2G)», так и в Android, хотя Гал отметил, что

«в Android мы могли бы добавить второй видеотракт, используя наложение, который работал бы только с небольшим множеством CSS, так как извлечение видеокадров поддерживается не всеми версиями Android (и не всеми устройствами)».

«Я не считаю, что эта ошибка существенно меняет нашу позицию по открытому видео. Мы будем продолжать содействовать и поддерживать развитие открытых кодеков, но там, где существующие кодеки будут уже установлены и лицензированы в устройствах, мы будем использовать их для максимального удобства наших пользователей»

— отмечает Гал. Также он сказал, что планирует добавить подобную технологию в десктоповую версию Firefox, позволив основной операционной системе или доступному оборудованию обрабатывать видео или аудио по необходимости.

Добавление подобной опции в Firefox для Windows может означать, что пользователи Windows 7 могут иметь H.264, но установленная базовая система Windows XP не может этого предложить, в отличие от Mozilla, прилагающей кодеки H.264 вместе со своим браузером. Из-за этих дополнительных сложностей Mozilla придется вначале сфокусироваться на добавлении отображения H.264 в мобильных устройствах – это пригодится в Firefox для Android, которому не хватает возможности работать с форматом H.264, используемым в большинстве современного сетевого видео.

Отметив необходимость поддержки H.264, активный сторонник Mozilla с открытым исходным кодом Кристофер Близзард (Christopher Blizzard) сказал:

«Мы увидели принятие формата WebM только в YouTube. В основном используются H.264 и Flash. Есть редкие исключения, но со временем ситуация вряд ли изменится».

Аса Доцлер (Asa Dotzler), директор по продукции для Firefox в Mozilla добавила:

«Мы говорили с крупными видеосайтами, и они отказываются от WebM. Тратить средства на транскодирование огромной библиотеки для них не имеет смысла».

«Firefox для десктопов имеет те же самые «существенные недостатки», и из-за этого не может развиваться лучше. Вот что произошло за то время, пока мы ждали развития событий – веб-разработчики взяли на вооружение другие браузеры для своих целей. Факт в том, что Gecko является единственным популярным браузером, который не поддерживает Н.264. Мы проиграли. Это не значит, что для нас наступил какой-то переломный момент, и что мы сделали несколько браузеров с бесплатными кодеками, и на очередном «сломались». Просто ситуация развернулась в другую сторону, и не понимать этого и продолжать себя убеждать, что ничего не происходит, будет нам стоить потери пользователей и разработчиков. Пришло время проглотить горькую пилюлю и добавить h.264+AAC (и, возможно, mp3) в Firefox – на всех платформах устройствах».

Android не может так эффективно продвинуть WebM, чтобы обойти H.264 – что удалось сделать iOS с HTML5, доказав его преимущество по отношению к Flash.

В 2010 году Google пыталась в свою пользу обернуть нехватку Н.264 контента для iOS-устройств, используя Adobe Flash, который тогда был эксклюзивным преимуществом Android (незадолго до этого компания Adobe отказалась от использования Flash в мобильных устройствах).

Если Android может воспроизводить видео как с Flash, так и с WebM, то в Google могли сделать ставку на то, что Apple тоже примет либо Flash, либо WebM. Вместо этого Google свою позицию относительно H.264 переосмыслила, создав юридически «серый» декодер H.264 в Chrome, и применив лицензию Apache License 2.0 кодека H.264 в Android.

Даже компания Mozilla, представляющая раньше идеологически противоположный фланг в противостоянии, при необходимости обратилась к поддержке H.264. Таким образом, закончилась еще одна война: вначале H.264 победил Microsoft VC-1 в противостоянии HD-DVD, победил кодеки, используемые в Flash, и сейчас одержал верх над усилиями Google, которая пыталась заменить его WebM.

Источник: appleinsider.com

11 комментариев

  1. 0

    Ураааа, ушол бухать.
    Ну а если серьёзно, рад что одним гемороем для программистов стало меньше.

  2. 0
    iPenetrator

    Радует, что скоро Flash умрёт! Жду не дождусь!

  3. 0
    Фёдор

    С какой стати ему умирать? Кому легче от этого будет? Многие чаты на флеш не работают на айфоне что сильно раздражает. Например в QIP.ru , или Смотрикоме. Что не есть гуд.
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      Фёдор, Флэш может жить и дальше.
      Но чаты на флэше должны умереть!
      (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0
      iPenetrator

      Фёдор, разработчикам легче, ёпт! флэш — ибучая дыра. одни только кукисы флэшевые чего стоят.
      а всякие красоты давно можно делать на css. вот только дождёмся, когда поумирают юзеры IE6-7-8 и всё наладится)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий