Питер Яред: 2012 год угрожает Apple со всех сторон

49

Без Стива Джобса Apple приходилось в прошлом несладко. Что ждет компанию в будущем? Сумеет ли Android одолеть iOS? Станет ли Windows основной операционной системой ультрабуков и вытеснит ли она MacBook Air? Mac OS X превосходит Windows или платформе Microsoft уже удалось сравниться с соперницей? На эти и другие вопросы попытался ответить Питер Яред.

Стала ли Apple уязвимей, потеряв Стива Джобса?

Приближение Нового года заставляет аналитиков строить прогнозы и предположения. Компания Apple, как всегда, в центре внимания экспертов. 13 декабря 2011 года была опубликована статья Питера Яреда (Peter Yared) "Is Apple vulnerable in 2012? You bet" ("Будет ли Apple уязвимой в 2012 году. Увы, да"). Она появилась на страницах ресурсов CNET и VentureBeat. Питер Яред повествует в ней о тех испытаниях, которые приготовил техногиганту из Купертино наступающий год. С этой, как и с любой другой, точкой зрения можно не соглашаться, но ознакомиться с ней весьма интересно и познавательно. У читателей может возникнуть естественный вопрос: с чьим мнением им предлагают познакомится сегодня? Кто этот человек, дерзающий строить негативные прогнозы в отношении всеобщей любимицы Apple? Эту разумную любознательность считаем нужным удовлетворить в самом начале повествования. Питер Яред работает главным инженером (CTO) компании CBS Interactive. В свое время им были созданы четыре компании, позднее приобретенные Sun, VMware, Webtrends и TigerLogic. Эти компании занимались электронной коммерцией и маркетинговой инфраструктурой.

В память о Стиве Джобсе

В те времена, когда Apple возглавлял ее блистательный лидер Стив Джобс (Steve Jobs), сбросить ее с коня фортуны казалось невозможным. Сегодня же конкуренты угрожают потеснить компанию с ее высот. Если вспомнить относительно недавние события, то мы увидим, что Microsoft потребовалось десять лет на то, чтобы превзойти Mac OS. И в эти годы Стив Джобс не стоял у руля Apple. Напомним, что Стив Джобс был уволен в 1985 году, а легендарная Windows 95 появилась в 1995 году. Сейчас Яблочный Корабль навсегда лишился своего выдающегося капитана и у соперников появился шанс пошатнуть доминирование Apple в тех сегментах, в которых у компании сегодня бесспорное лидерство.

Более того, конкурентам не потребуется десятилетие. Они готовы наступать прямо сейчас. Google, Amazon и Microsoft, а также Samsung, HP и Lenovo войдут в 2012 год с превосходными продуктами, готовыми лицом к лицу состязаться с эппловскими бестселлерами iPhone, MacBook Air и iPad.

Кто заставит славу iPhone померкнуть?

Здесь будет уместно процитировать Питера Яреда, чтобы познакомиться с его впечатлениями от смартфонов на базе Android, которые, по его мнению, уже сумели превзойти iPhone:

Когда ты держишь в руках Samsung Galaxy 2, Nexus Galaxy или иной телефон, представляющий новое поколение устройств на базе Android, то понимаешь, почему телефоны Samsung сейчас продаются лучше iPhone и почему Apple судится с несколькими производителями мобильных устройств на базе Android. Эти устройства являют собой огромную опасность для iPhone. Их экраны больше, чем у iPhone. Они легче и быстрее. Новая версия Android, Ice Cream Sandwich, уже почти сравнялась с iOS по красоте и простоте в использовании.

Появление приложений от известных сервисов потоковой аудиотрансляции Pandora и Spotify делают библиотеку iTunes неуникальной и ограниченной. В настоящее время для платформы Android создано более 370 тыс приложений, охватывающих практически все необходимые людям области применения. Да, Apple постепенно добавляет новые поразительные функции, яркой представительницей которых является голосовая помощница Siri. Но ведь это не собственная разработка инженерных гениев техногиганта из Купертино. Siri была приобретена компанией и в ее основе лежит технология распознавания речи Nuance. Аналогичные приложения имеются и для Android да Microsoft TellMe не слишком отстает.

Из всего этого Питер Яред делает нерадостный для Apple вывод:

Даже после всех этих усовершенствований, Android продолжает продаваться лучше, чем iOS. Apple теряет силы в этом сражении.

Отступит ли MacBook Air под сокрушительным натиском Ultrabook?

Далее Питер Яред обращается к аналогам MacBook Air. Он полагает, что множество подобных устройств, основанных на новом поколении компонентов Intel Ultrabook, будут представлены в январе 2012 года на выставке CES. У Яреда накопились собственные впечатления от работы с одним из ультрабуков-конкурентов MacBook Air, которыми он счел необходимым поделиться с читателями:

Недавно я поигрался с ультрабуком от Asus, Asus Zenbook. Asus выглядит чудесно и его стильные металлические клавиши значительно лучше смотрятся, чем я ожидал, глядя на их фотоизображение. Apple не единственная компания, умеющая делать компьютеры легче, а их батареи работающими дольше. Apple первой достигла успеха в данном направлении, поскольку она контролирует всю систему полностью — от операционной системы и аппаратного обеспечения до розничной сети и имеет возможность влиять на цены производителей компонентов.

То есть, мысль Питера Яреда сводится к тому, что другие компании тоже могли бы добиться успеха на рынке ультрабуков, но им мешал в этом ряд обстоятельств, а именно, необходимость интегрировать оборудование и программное обеспечение от различных разработчиков, а также отсутствие у них своих розничных сетей. В этом нет ничего удивительного, умение предусмотреть все до мельчайших деталей давно считается отличительным качеством Apple, обеспечивающим ей успех. Кстати, обзор Asus Zenbook публиковался Анандом Лалом Шимпи (Anand Lal Shimpi). 22 октября 2011 года он появился на страницах ресурса AnandTech под заголовком «ASUS Zenbook (UX21) Review» («Обзор ASUS Zenbook (UX21)»). О том, каким образом Intel помогает маленьким компаниям проникнуть на рынок ультрабуков повествуется в статье «Intel to help more companies build ultrabooks» («Intel помогает большему числу компаний конструировать ультрабуки»). Эта статья Брука Кротерса (Brooke Crothers) была опубликована ресурсом CNET 5 декабря 2011 года.

Питер Яред не находит различий между Mac OS и Windows 7

Впрочем, вернемся к размышлениям Питера Яреда, который на сей раз коснулся интересующей многих темы сравнения операционных систем Apple и Microsoft. Сравнение тем более интересно, поскольку оно исходит от пользователя, постоянно применяющего в своей работе обе операционные системы:

Я ежедневно использую Windows 7 и Mac OS и уже не наблюдаю отличий между этими двумя системами, в основному потому, что большую часть своего времени я провожу в Google Chrome и Microsoft Office. Как ни странно, управление рабочим столом лучше реализовано в Windows 7 — когда я открываю выбранный документ, система просто помещает поверх других его, а не какой-либо другой документ, уже открытый в этом же приложении. Да, Mac OS проста в использовании и стабильна, но постойте в очереди к представителям поддержки «genius bar» в магазине, торгующем Макинтошами, и вы сможете убедиться, что с этой системой люди испытывают не меньше проблем, чем с Windows 7.

Сопоставление весьма интересно, впрочем, поскольку Питер Яред работает преимущественно в офисном пакете и браузере, ему достаточно трудно делать всесторонние выводы о различиях операционных систем. С теми или иными сложностями сталкиваются все пользователи и не всегда эти сложности связаны с недостатками операционных систем. Нередко они бывают порождены отсутствием знаний у самого пользователя или некоторыми его привычками, мешающими ему ознакомиться с особенностями новой операционной системы. Причин недовольства операционной системой может быть огромное множество и на для того, чтобы просто кратко перечислить и описать их, потребовалось бы написать много толстых томов.

Из вышесказанного Питер Яред делает вывод о том, что большинство ноутбуков вскоре будут выпускаться в форм-факторе ультрабука, а, поскольку, Windows сейчас обладает львиной долей рынка операционных систем для ноутбуков, она автоматически сохранит ее даже после изменения мейнстримного форм-фактора этой категории компьютеров:

Большинство ноутбуков будут выпускаться в этом новом форм-факторе, а компьютеры на базе Windows сохранят свою долю рынка и даже, может быть, начнут ослаблять долю рынка Mac.

iPad рискует потесниться под решительным напором соперников

Как известно, планшеты — именно та категория продуктов, в которой Apple обладает несомненным преимуществом, охватывая 80-процентную долю рынка. Пока что конкурирующие устройства на базе Android терпят поражение. Но с выходом Amazon Kindle Fire ситуация обещает измениться и измения эти не будут для техногиганта из Купертино приятными. По мнению Питера Яреда, продажи новинки от книготоргового гиганта в 2012 году превзойдут продажи iPad. Основной причиной станет низкая цена Kindle Fire, составляющая всего $199. Свое новое устройство Amazon позиционирует в качестве дешевого планшета с ограниченным набором поддерживаемого контента в противовес полноценным (и, соответственно, более дорогим) устройствам этой перспективнейшей категории. Стоимость новинки субсидируется для покупателей товаров Amazon.

В нижнем ценовом сегменте iPad’у угрожает Kindle Fire, казалось бы у эппловского планшета есть все предпосылки для того, чтобы сохранить свои позиции среди относительно дорогих устройств. Однако и здесь положение Apple достаточно непростое. В ценовом сегменте с iPad начнут конкурировать компьютеры в форм-факторах «ультрабук» и «нетбук» на базе Windows 8 Metro. Свою роль в этой схватке устройств сыграют гибридные компьютеры, обладающие и сенсорным экраном и съемной привычной клавиатурой. Надо сказать, что такие устройства весьма перспективны и имеют все шансы начать поглощать продажи ультралегких ноутбуков и планшетов, поскольку традиционный для планшетов сенсорный интерфейс удобен не всем пользователям и не при всех обстоятельствах.

Из этого не следует, что iPad сразу утратит свои позиции, по крайней мере Питер Яред полагает, что наступление новых устройств негативно скажется на доминирующем положении iPad только со временем:

В течение 2012 года iPad будет доминировать, но после в нижнем сегменте его подожмет Kindle, а в верхнем полноценные персональные компьютеры с сенсорным экраном.

Оставленный Стивом Джобсом план выпуска продуктов расписан на годы вперед

Следует ли из этого, что Apple станет с философским спокойствием наблюдать за тем, как конкуренты вытесняют ее с занятых позиций? Вряд ли! Пройдет очень много времени до той поры, когда конкурентам удастся всерьез испытать прочность положения компании на технологическом рынке. Как следует из циркулирующих в сетевом пространстве слухов, Стив Джобс оставил компании план выпуска продуктов на годы вперед. Все те же слухи уверяют, что Apple планирует представить телевизор, который перевернет все привычные представления пользователей о бытовой электронике. Широкие возможности Apple в сфере производства комплектующих дадут компании возможность раньше своих соперников получить доступ к новому поколению компонентов, от экранов до процессоров. Подробнее об оставленном Стивом Джобсом плане выпуска продуктов рассказывалось в статье «Jobs left future plans for next-generation Apple products» («Джобс оставил план на несколько поколений грядущих продуктов Apple»). Эта статья была опубликована ресурсом ZDNet 10 октября 2011 года.

Поможет ли Apple ее преимущество в дизайне? Питер Яред несколько пессимистически относится к этому:

Сейчас, однако, технологии развиваются с немыслимой когда бы то ни было ранее скоростью и у конкурентов не займет много времени догнать Apple. Отличительным признаком Apple является [внимание оказываемое] дизайну и ощущениям [пользователей], это в определенной степени напоминает моду. Но быть первым в моде не означает господствовать на рынке; это означает, что тебе начнут подражать. Вспомним, что H&M продает больше Prada-подобных дизайнов, чем Prada.

Главное преимущество Apple, о котором часто забывают

Прогноз, несомненно, интересен и детально обоснован, но хотелось бы сказать несколько слов о том основном преимуществе Apple, которое было упомянуто Питером Яредом лишь вскользь. Компания Apple не следует проложенными дорогами. Она создает новые категории продуктов. Именно она создала массовые персональные компьютеры, сделала массовыми компьютерные мыши, разработала массовые MP3-плееры, массовые смартфоны с сенсорным экраном и удобным выходом в Интернет, массовые планшеты.

Многие читатели сейчас возразят и отметят, что все эти категории продуктов существовали и до того, как за их освоение всерьез принялся техногигант из Купертино. И они будут правы! Это действительно так. И сами продукты существовали и «огромные наработки». Однако, дорогие читатели, многие ли из вас сейчас читают этот длинный текст с помощью «идеи компьютера», «потенциального смартфона» или «наработок в области планшетных устройств» или, хотя бы, с помощью нестандартного нишевого устройства? Ответ понятен всем и сразу, важно не только создать некую категорию продуктов, как идею. Нужно довести ее до такого состояния, в котором она будет интересна широким массам, а не только специалистам в неких узких областях.

У Apple это до сих пор получалось блестяще. Она указывала технологическому миру направление и пока конкуренты это направление осваивали, компания уже готовилась представить что-то новенькое. Трудно сказать, как будет на сей раз, но исторический опыт указывает на то, что Apple есть что показать общественности и чем ее в очередной раз удивить.

В какой именно области готовится сейчас очередной прорыв? Этот вопрос занимает не только аналитиков и репортеров, но и обычных пользователей. Многие указывают на то, что на сей раз Apple решила «переработать» телевизор. Действительно, трудно представить себе более консервативное устройство. На протяжении многих лет технические характеристики телевизора постоянно совершенствовались, но основная идея телевидения оставалась неизменной. Есть множество телевизионных каналов и у каждого из них есть программа. Посмотреть определенный фильм или передачу можно только тогда, когда ее транслируют.

Тем временем цифровые технологии шагнули далеко вперед и уже сегодня очевидно, что зритель предпочтет смотреть передачу в удобное для него время. Возможно очередным новшеством, которое пошатнет сложившиеся техностереотипы, станет «телевидение по запросу». Комплексное решение, позволяющее зрителю самому составлять свою индивидуальную телепрограмму. Можно не сомневаться в том, что наступающий вскоре 2012 год готовит истинным ценителям высоких технологий немало приятных сюрпризов. Какая часть этих сюрпризов будет исходить от Apple способно показать только время.

Источник: News.cnet.com, Venturebeat.com, Zdnet.com, Anandtech.com

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий