Упущенные аналитиками яркие штрихи полотна фортуны Apple

История любой компании пишется сладким сиропом побед и прогоркшим маслом разочарований. Не стала исключением из этого общего правила и Apple, которая пройдя по цветущей долине удач, преодолела засушливую пустыню провалов и вновь, подобно легендарной птице Фениксу, возродилась и стала флагманом технологий, такой компанией, которую мы знаем сейчас. Полсотни знаменитых аналитиков пристально наблюдают за каждой мельчайшей деталью, имеющей отношение к феноменальной компании Apple. Ее совокупная ценность вторая в мире и это обязывает маркетинговых экспертов постоянно держать Яблочную Корпорацию в центре своего внимания. Казалось бы, как при таких обстоятельствах можно что-либо упустить из виду? В этом попытался разобраться на страницах блогов Форбс обозреватель Эрик Джексон (Eric Jackson).

Факторы успеха Apple
Аналитики большие мастера смотреть в «зеркало заднего вида» и давать глубокомысленные пояснения тому, что уже произошло. Если Apple удалось в прошлом году продать 50 млн iPhone, несложно предположить, что в текущем году компания продаст на 10% больше телефонов. Так рассуждают аналитики и их можно понять.

Что аналитики упускают из виду, так это умение Apple предлагать такие новые продукты, реакция общественности на которые становится совершенно неожиданной. Здесь нужны не знания, а интуиция, которая довольно редко входит в набор навыков аналитика, привыкшего работать с сухими фактами. А тем временем основные достижения Купертино лежат в плоскости творческой, проанализировать которую достаточно трудно, если вообще возможно.

Аналитики рады восхититься очередными финансовыми результатами Apple, которые озвучивает ее финансовый директор Питер Оппенхаймер (Peter Oppenheimer). Рыночные эксперты привыкли полагаться на проверенные методики расчета роста финансовых показателей компании, но в случае с Apple методики дают сбой, поэтому прогнозы аналитиков последние два года стабильно оказываются «консервативными», то есть не дотягивают до реальных итогов, демонстрируемых компанией. К примеру, озвученная целевая цена акций Apple в $424 на ближайшие 12 месяцев, по мнению Эрика Джексона, смехотворно низка. Куда реальнее говорить о $550.

Это было что-то вроде предисловия, а теперь посмотрим на те шесть факторов, которые не учитывают аналитики в своих рассуждениях о перспективах роста техногиганта из Купертино.

Фактор первый. Позиции Apple в Китае прочнее, чем полагают в Америке

В Северной Америке до сих пор не осознают, насколько сильны позиции Apple в Китае. В настоящее время в Поднебесной располгаются четыре розничных магазина компании. Согласно исходящей из недр Apple информации, эти магазины принимают больше посетителей и приносят большую выручку, чем другие магазины компании.

Что и говорить, всем известно, что Apple Store в Соединенных Штатах собирают порою толпы людей. Так вот, китайские магазины компании подчас собирают куда больше людей одновременно. Доходит до того, что у магазинов околачиваются спекулянты, предлагающие приобрести iPhone 4, которых уже нет на магазинных полках. Нет по известной причине, покупатели разобрали эти недешевые телефоны, как свежую пиццу. Теперь остается дождаться прихода iPad 2 в Китай, чтобы посмотреть, какой ошеломительный эффект он произведет на самом большом рынке планеты.

В 2011 году Apple собирается открыть 25 розничных торговых точек. Таковы были прежние планы компании, в которые внесены некоторые коррективы. Вице-президент Apple по розничной торговле Рон Джонсон (Ron Johnson) недавно поделился информацией о том, что это число может быть сокращено, поскольку компания собирается сосредоточиться на открытии больших магазинов. В китайском городе Шанхае будет построен огромнейший эппловский магазин.

Недавно Apple заключила с фоксконновской Cybermart International соглашение об открытии пятисот лицензированных магазинов «первичных дистрибьюторов» на китайской земле. Надо полагать, магазинчики эти будут невелики, но вдумайтесь только в цифру и станет понятно, Apple видит на китайском рынке неисчерпаемые перспективы и не собирается от них отказываться. Наоборот, компания будет использовать все возможности для расширения своего присутствия на необъятном рынке Китая.

В январе 2011 года Apple отчиталась о том, что китайский рынок принес компании за последний квартал прошлого года $2,6 млрд. По сравнению с четвертым кварталом 2009 года эта цифра возросла четырехкратно.

Этот рост продолжается. Эрик Джексон ожидает, что «китайская выручка» Apple в следующем году вырастет в целых десять раз и даже больше. Звучит как сюжет фантастического романа. Но, что для Apple фантастика, а что реальность?

Фактор второй. Восходящая звезда техногоризонта iPad 2

Как это случилось и в прошлом году, аналитики проглядели, насколько велика численность желающих обзавестись новеньким iPad. Прошлой весной большинство аналитиков прогнозировало продажи iPad в 2010 году на уровне от одного до четырех миллионов устройств. А Apple не просто превзошла все ожидания, она сделала невозможное и продала 15 млн iPad’ов.

В этом году, полюбовавшись вволю на неожиданный успех, большинство экспертов прогнозируют, что будет продано 30 млн iPad. Невероятная цифра? Но некоторые специалисты почти шепотом называют другой прогноз — 60 млн планшетников. Тем временем Эрик Джексон намного щедрее в своих предположениях. По его мнению за 2011 год будет продано 100 млн iPad. Насколько это невероятно звучит, хотя с прежними показателями, которые Apple демонстрировала, если этот прогноз осуществиться, то сильно удивляться не придется.

Фактор третий. Пользователи Android перейдут на iPhone, как только тот подешевеет

За последний квартал Apple продала 15 млн iPhone, а в течение соответствующего периода годичной давности всего 7,4 млн. Если заглянуть немного вперед, то в 2011 году появится iPhone 5. Этот новый смартфон станет для многих нынешних пользователей устройств Google Android и Research in Motion сменить свой телефон. Привлечет он и новых пользователей и обладателей предшествующих моделей iPhone.

Наиболее радужные перспективы роста курсовой стоимости акций Apple сулит проникновение компании на бюджетный рынок. За последнее время Apple запустила в США серию рекламных телевизионных роликов, ориентированных на потребителей бюджетных устройств, которые ранее никогда не приобретали iPhone.

В роликах появляется, как использовать iPhone в качестве музыкального плеера iPod. Кроме того, в сети AT&T продается iPhone 3GS по смехотворной цене в $49. Тем временем вовсю циркулируют слухи о планах Купертино уже в текущем году представить бюджетный телефон. Apple предстает в новом и совершенно неожиданном амплуа создателя недорогих устройств. В этом качестве компанию ранее не знали.

И, хотя скептики полагают, что проникновение на рынок недорогой продукции может негативно сказаться на репутации компании среди ее постоянных поклонников, можно не сомневаться в том, что Apple сумеет не только приобрести новых ценителей, но и сохранить старых и преданных, сумев заинтересовать их чем-нибудь новеньким.

Недорогие решения родом из Купертино представляют существенную угрозу для платформы Android, которая последние два года осваивает сегмент рынка, заброшенный Nokia. Эрик Джексон побеседовал с пользователями устройств на базе Android. Своими телефонами они довольны, но никакой лояльности к платформе не проявляют и готовы перейти на iPhone, как только смогут позволить себе телефон с яблочным логотипом.

Фактор четвертый. Компьютерный дата-центр в Северной Каролине откроет дорогу потоковому телевидению

Уже известно, что грандиозный дата-центр компании почти готов к вводу в эксплуатацию. В настоящее время пока неясно, как Apple собирается его использовать и каким образом будет на нем зарабатывать. Как вариант на уровне слухов рассматривается возможность его использования для удаленного хранения пользовательского iTunes-контента и приложений из App Store. Иными словами, дата-центр может стать центром облачных вычислений.

Это самая первая мысль, которая приходит в голову сразу же. Но ведь возможны и более интересные варианты грядущего применения дата-комплекса. Например, для прямой конкуренции с Netflix и Amazon путем организации потокового вещания через Apple TV. Apple предпочитает формировать готовые решения перед их запуском, поэтому неясно, как именно это будет работать. Очевидно только одно, если компания представит сервис потокового вещания, он будет расти как свежие булочки на дрожжах. Самым большим преимуществом Apple перед Netflix является способность компании заключать эксклюзивные соглашения с поставщиками контента.

Фактор пятый. Новое поколение предпочитает Mac со школьной скамьи

Нам хорошо известно, что Apple сосредоточила свое основное внимание на образовательном рынке. Это не только рынок сбыта, но и огромная перспектива. Сегодняшние учащиеся, привыкшие работать с Mac, завтра займут места в офисах и на предприятиях, куда постараются перенести привычную инфраструктуру, включая компьютеры Apple.

Такая тонкая стратегия требует от компании умения терпеливо ждать. На этом фоне набирается также критическая масса эппловских продуктов в руках юных пользователей (iPhone, iPad и Apple TV). Привычка имеет свойство рано или поздно становиться второй натурой. Если пользователь буквально с детства привык к телефону и планшетнику от Apple, то велика вероятность, что со временем он задумается и о компьютере той же компании.

За последний квартал продажи Mac установили очередной рекорд, их было продано 3,47 млн. Погодичный прирост по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом составил 33% и в ближайшие несколько лет рост продаж эппловских компьютеров будет только ускоряться.

Фактор шестой. Платежи новой эпохи грядут на смену пластиковым картам

Об этом буквально гудит весь Интернет. Пока нет никакой конкретики, но уже становится очевидным, что Apple собирается интегрировать в свои устройства технологию Near Field Communication (NFC), позволяющую пользователям осуществлять платежи. Эрик Джексон нисколько не сомневается в том, что Apple приложит все усилия для того. чтобы эта технология сыграла значительную роль на рынке цифровых платежей:

Это негативно скажется на eBay, PayPal, а таже на традиционных пластиковых картах, таких как Visa и Mastercard. Apple пожелает окупить свои затраты. Это вряд ли произойдет до 2012 года, но, если Apple даже слегка откусит от восьмидесятитриллионного (в долларах США) рынка, это будет существенн. Итак, если вы полагаете, что $350 это высокая цена за акцию, просто подождите до следующего года.

Следует отметить, что любые прогнозы в отношении изменения курса акций могут натолкнуться на реальность, в которой различные факторы могут повлиять на стоимость ценных бумаг самым неожиданным образом. Фондовый рынок непредсказуем, поэтому любые рекомендации аналитиков не отменяют для инвестора необходимости обдумывать свои инвестиции.

Источник: Blogs.forbes.com