Заводы Foxconn: причины и следствия споров и обвинений

Джон Биггс (John Biggs) на сайте TechCranch делится своими мыслями по поводу громких дебатов вокруг Foxconn и условий труда на заводах компании, о «безразличии» Apple и его причинах, и предлагает задуматься о том, что лежит внутри этих споров. Он сравнивает ситуацию с каруселью, которая запущена и вертится на полном ходу – остановить ее невозможно, привлечь к себе внимание катающихся на ней – тоже. Это тот же замкнутый круг – аттракцион, главная задача которого – развлекать, кружиться и отвлекать внимание участников от насущных проблем. Остается успокоиться и подождать, пока карусель замедлит ход.

scaledwm-img_3792

Началось все (по крайней мере, в этом году) со скандальной статьи в The New York Times, на которую поспешил отреагировать Тим Кук. После этого Стивен Фрай (Stephen Fry) – телеведущий, актер и писатель, «по совместительству» большой поклонник продукции Apple, в Twitter разместил в цифрах наглядную статистику в защиту купертиновской компании. В ответ на это «завелся» Майк Дэйзи (Mike Daisey), автор скандально известного спектакля «Агония и экстаз Стива Джобса» — он, на правах человека, якобы лично побывавшего на заводах производственных партнеров Apple в Китае, опровергает представленные Фраем цифры и делится своими впечатлениями об условиях работы на заводах Foxconn. Его выступление на радио-шоу This American Life было эмоциональным, драматическим, наполненным ужасающими подробностями. Но не стоит забывать, что Дейзи – актер, от этого его рассказ становится только более эффектным, но намного менее объективным и правдивым.

Многие предположения Дейзи правильны, но его обвинения не имеют законной силы и не могут стать поводом для начала судебных разбирательств. И никаких аргументов против Дейзи не приемлет: все, кто не согласен – фанаты Apple, чуть ли не сектанты. Как, например, Пол Кругман (Paul Krugman), который пишет:

«Такое возмущение характерно для противников глобализации – с передачей технологий и капитала из стран с высоким уровнем заработной платы в страны с низкими зарплатами, в результате чего растет экспорт продукции из стран третьего мира. Подобные критики назовут любого защитника данной тенденции либо наивным, либо коррумпированным, а того, кто отправляет за границу капиталы – угнетателем зарубежного рабочего класса. Дебаты об этом ведутся уже давно. Чаще всего в них звучат три главных аргумента: Foxconn – это злой работодатель, использующий каторжный труд и выплачивающий низкие зарплаты; Apple – важнейший клиент Foxconn; они должны изменить положение вещей. Две из трех этих фраз – истина, третья – ложь».

Позиция Биггса такова: он считает, что Apple, в лучшем случае, не знает о проблемах Foxconn, и в худшем – игнорирует их. Он согласен, что ситуацию нужно менять, и сделать это Apple под силу. Но с первым аргументом он в корне не согласен – он лично посещал заводы Foxconn (в частности, тот, который делал продукцию для Ford), и видел, что на ГУЛАГ они не похожи.

Его личные наблюдения не согласуются с историями Дейзи о Foxconn. Его утверждения о том, что поголовно все работники заводов заболевают или получают производственные травмы, наивны – сколько человек он опрашивал, и как именно формировал выборку, неизвестно. Любой, кто придет на производство Foxconn, увидит персонал, состоящий из молодых рабочих и инженеров студенческого возраста, около 10 часов в день «создающих электронику». Это не будет похоже ни на исправительную колонию, ни на цех с несчастными рабами с грустными глазами, которые весь день прикованы к паяльнику. Это не обитель зла, это просто обыденность, производственная рутина.

Биггс не говорит, что респонденты Дейзи – все сплошь симулянты, преследующие свои мелкие корыстные цели. Наверняка, их жизнь – не сахар, она стала значительно тяжелее благодаря Foxconn. Заслуга Дейзи в том, что эти люди заявили о себе там, где их раньше не слышали. В принципе, он делает то, что делают художники – отражает реальность через собственное восприятие.

Мнение Биггса следующее: Apple необходимо делать больше для людей на предприятиях из производственной цепочки компании. Конечно, Apple не может взмахом волшебной палочки сделать всех работников Foxconn богатыми и счастливыми, но у нее достаточно средств и возможностей, чтобы изменить положение дел на производстве китайских партнеров и улучшить условия труда на заводах Foxconn в частности. И, с другой стороны, Биггс абсолютно согласен со словами одного из наблюдателей за той самой каруселью из обвинений и оправданий – Тим Кук может сделать (и делает) для китайских рабочих больше, чем сам Дейзи сможет сделать когда-либо.

Естественно, Apple не может и не должна заботиться о существовании каждого из нас, и безмерное восхищение компанией, мягко говоря, необъективно. Безусловно, внутри компании есть люди, которые занимаются вопросами условий и охраны труда на определенных китайских производствах, но тут речь идет о цепочке поставщиков и регулировании цен в целом. Apple делает отличные инструменты для нашего цифрового века, это факт. Защищать или критиковать эту компанию – все равно, что кричать против ветра. Тем не менее, благодаря их постоянным усовершенствованиям и инновациям, сейчас создалась целая система заводских условий и стандартов внутри корпоративной культуры, благодаря которой лучшую работу получают лучшие, а за бортом остаются отстающие или ленивые.

Заслуга Дейзи в том, что он заставил многих задуматься. Пошел ли он правильным путем, используя правильные методы для привлечения внимания к вопросу? Вряд ли. Улучшил ли он жизнь рабочих, у которых взял интервью? Тоже вряд ли. Но помогут ли его усилия и усилия тех, кто был до него, в борьбе против нищеты китайского рабочего класса? Определенно, да. И это в интересах компании Foxconn, к которой сейчас привлечено столько внимания.

Источник: techcrunch.com

Foxconn и Apple