Розничный бизнес Apple: десять лет спустя, часть 2

Часть 1

Разработка розничной стратегии

Через неполных два года Джобс нанял на работу в Apple Милларда Дрекслера (Millard ‘Mickey’ Drexler), генерального директора компаний Gap и, позднее, J. Crew, так как Apple начала набирать команду для развития собственного розничного бизнеса. Также в штате появились эксперты по недвижимости, так как компания планировала строительство собственных магазинов. Вскоре сотрудником Apple стал Рон Джонсон (Ron Johnson), который работал вице-президентом в Target по мерчендайзингу и стал в Apple старшим вице-президентом по розничным операциям. Вице-президентом по недвижимости стал Джордж Блэнкеншип (George Blankenship) из Gap; вице-президентом по розничным операциям стала Кэти Кэлсидайз (Kathie Calcidise), а вице-президентом по развитию – Аллен Мойер (Allen Moyer) из Sony.

Appledecade

В период между 1997 и 2000 годами Apple закрывала точки розничных продаж Mac «на стороне» и сократила их количество с 20,000 до 11,000. В 1998 году главный операционный директор Apple Тим Кук пояснил, что компании необходимо прекратить сотрудничать с некоторыми партнерами, которые не могут обеспечить необходимый Apple уровень продаж.

На фоне общего экономического спада 2000 года, который коснулся большинства розничных торговцев, Apple решила убрать свою продукцию из магазинов Sears, Best Buy, Circuit City, Computer City и Office Max и сосредоточиться на фирменных розничных точках внутри магазинов CompUSA. Немного позднее Apple вернулась в Sears – как оказалось, только для того, чтобы вновь уйти в 2001. Также в 2001 Apple окончательно разорвала партнерство с Circuit City.

Apple начинает розничную торговлю

В мае 2001 года Apple открыла свой первый розничный магазин, отказавшись от модели продаж в больших супермаркетах. Вместо этого было решено сотрудничать с архитекторами и дизайнерами интерьеров и строить небольшие магазины – фирменные бутики с паркетными полами, стеклянными лестницами, презентационными отделами и сервисами технической поддержки Genius Bar. Также в новых магазинах пользователь получил возможность подержать в руках и испробовать разные модели Mac и iPod, прежде чем решиться на покупку.

Однако многие сомневались в успешности подобных нововведений Apple. В мае 2001 года в MacWorld появилась статья под названием

«Магазины Apple Store: Продажи века?»

от Дэвида Гольдштейна (David Goldstein) из Channel Marketing Corp., который уверял в бессмысленности открытия собственных розничных магазинов Apple. Он писал, что стратегия розничных продаж, предложенная Apple, не может работать эффективно, так как потребители вообще до этого не жаловались, что им трудно находить точку покупки Mac:

«Это еще один случай, когда Apple идет на поводу у Джобса, а не у потребителя».

Также Гольдштейн написал еще одну статью под названием

«Извини, Стив: вот почему магазины Apple не будут работать», в которой отметил: «Я думаю, двух лет им будет достаточно, чтобы понять, что они совершили большую и болезненную ошибку. Это будет периодом отчаяния для Купертино».

Apple начала розничный бизнес как раз тогда, когда компания Gateway убедилась в ошибочности перехода из сферы продаж по почте в сферу обычных розничных продаж. Наиболее успешными производителями ПК на тот момент были компании Dell и HP, которые продавали свои товары напрямую или через сторонних реселлеров, и не предпринимали никаких попыток по открытию собственных магазинов. И нововведения Apple подвергались критике не только со стороны Гольдштейна.

К открытию магазинов Apple и отказу от традиционной модели дилерских продаж отнеслись критически еще и потому, что теперь компания получала полный контроль над розничными операциями, и могла по собственной воле изменять что-либо в зависимости от реакции потребителей и полученных результатов.

Источник: appleinsider.com