WebObjects в смертельном пике

Если вам интересно кто убил WebObjects, я готов ответить на этот вопрос. И на вопрос, задаваемый после разоблачения убийцы: было ли убийство умышленным. Кто запустил эти “жернова истории”? Убил WebObjects, как ни неприятно это признавать, Стив Джобс. Скорее всего, просчитав ситуацию, он пришел к выводу что продажа им NeXT Software гибнущей Apple Computer не будет иметь серьезных последствий. Говорят что он собирался посвятить остаток жизни студии Pixar и анимационным фильмам. Компьютерной индустрией он наелся досыта.

WebObjects в смертельном пике. Фото.

Он знал, что убедить “этих болванов” купить у него, за очень дорого, благополучную (как ни странно) NeXT Software он сможет. Если не получится с первого раза, попытку можно будет повторить. Если не согласятся на предлагаемую им цену, можно и поторговаться.

Дальше события могли развиваться только так: Apple приобретает NeXT и расплачивается с ним, он уходит в мир волшебных компьютерных картинок и волнующих сюжетов. Apple, через несколько месяцев, максимум через год, врезается в дно пропасти, и разлетается на кучу фрагментов, один из которых (бывшая NeXT Software, особенно отдел занимавшийся разработкой самого востребованного продукта компании, WebObjects) при этом попадает в хорошие руки, и с ней все будет хорошо.

А когда-нибудь, в речи по поводу получения Оскара или Грэмми, можно будет напомнить что именно он стоял у истоков самого востребованного инструмента для создания веб-приложений… Или даже ничего не говорить про это, журналисты все узнают сами, и они не станут молчать.

Зачем так сложно? А, трезво оценивая ситуацию, он понимал что никто не заплатит ему столько, сколько может заплатить Гил Амелио. А на эти деньги можно было превратить Pixar Studio в…

Он не учел один момент: он даже представить себе не мог, что не сможет безучастно наблюдать за крушением Apple, что он ввяжется во все это… И естественно, о развитии ситуации в этом невероятном варианте реальности он не задумывался.

Продолжение, предыдущая часть здесь.

Последняя презентация NeXT Software

WebObjects в смертельном пике. Последняя презентация NeXT Software. Фото.

На встрече в Купертино, помимо Стива Джобса и Гила Амелио, присутствовал Жан-Луи Гассé и высшие должностные лица Apple. Жан-Луи, переговоры с которым у Apple зашли в тупик (он отказывался продавать Be за 200 с чем-то миллионов долларов), был уверен что ему готовы пойти на встречу, и презентовать свою компанию он не готовился

Стив, подобно ударной танковой колонне, после мощной артподготовки, обрушил на Гила Амелио и всех присутствующих несокрушимый удар. Это был шок. Борясь с собой, Гил из последних сил проявил благоразумие, пообещав объявить свое решение позже.

Выступавший после Джобса Жан-Луи был неубедителен.

Через несколько дней Гил Амелио и Стив Джобс подписались под протоколом о принятом ими решении продать (со стороны Стива) и купить (со стороны Гила) NeXT Software.

После подписания, Гил предложил Стиву пост советника главы компании, ни к чему не обязывающую, и даже не предполагающую никакой финансовой компенсации. Этот пост давал Стиву право входить в кампус (и в другие помещения Apple) в любое время. Стив, не долго думая, согласился.

Жернова истории были приведены в предбоевое положение. Судьба, с ехидной усмешкой и с удовольствием, ждала продолжения.

Первая реакция

Новость о превращении NeXT в автономный район Apple Computer шокировала всех, кто успел о чем-либо договориться с NeXT. Оценивая ситуацию примерно также, как Стив, они не стали делать резких движений, всего лишь поставив совместные проекты на паузу. До прояснения ситуации.

На всякий случай, заинтересованные в разработке веб-приложений компании объявили о поиске альтернативных инструментальных средств, и Microsoft пообещала создать что-то лучшее, чем WebObjects.

В любом случае, ни о каких переговорах, консультациях, а тем более о договоренностях с Apple речь не могла даже идти. Предсмертный бред компании никого не интересовал. Тем более, никто не собирался вкладываться в проекты обреченного монстра: ненадежно.

Никакой нелюбви к Apple все эти благополучные компании не испытывали. Некоторые из них не отказались бы прихватить её самые вкусные кусочки, когда Apple разлетится на мелкие осколки, например, группу портативных компьютеров: все таки, даже несмотря на неудачи последнего времени, это была самая сильная команда в индустрии.

Время шло, события развивались по самому вероятному сценарию: Apple шла ко дну, уже никто и ничто не могли помешать свершиться неизбежному, WebObjects использовалась небольшими независимыми компаниями, для интересных – но небольших и не слишком заметных проектов, Microsoft работала над захватом еще одного рынка, а Стив Джобс…

Благородные порывы трогательны и… разрушительны

Стив Джобс принял роковое историческое решение, и начал действовать. Поначалу не выходя за рамки официального положения. Советники не принимают решения, они дают советы. Гил Амелио, к удивлению Джобса, не считал положение Apple катастрофическим, а принимаемый им меры по выходу из кризиса наоборот, считал эффективными, и ждал когда они принесут результат.

WebObjects в смертельном пике. Благородные порывы трогательны и… разрушительны. Фото.

В конце концов, Стив совершил переворот, возглавил компанию, и совершил чудо. В этом чуде было задействовано и самое перспективное (как минимум, не менее перспективное чем операционная система) творение NeXT – WebObjects.

Разработка онлайн-магазина была поручена Эдди Кью. Поначалу, Эдди отнесся к задаче без особого уважения. Какие тут могут вообще быть сложности? Через пару дней после получения задачи, недоумевая зачем Стив советовал ему проконсультироваться у группы разработчиков WebObjects, Эдди представил Стиву “техническое задание”…

Оригиналы этого задания не сохранились, но случайные свидетели разразившейся бури, через много лет, рассказали некоторые подробности.

Проект представлял из себя несколько таблиц в Экселе, которые следовало опубликовать в Интернете. Столбики: название продукта (или детали), код продукта, цена… То есть, если кому-то взбредет в голову дурацкая мысль купить, например, PowerMac 4400, с жестким диском определенной ёмкости, монитором производства Apple и прочими причиндалами, нужно будет просто скачать каталог, в виде файла Эксел, и…

Это был тектонически интенсивный процесс, чудом не вызвавший симметричный ответ в природе. Больше Эдди Кью (в наши дни – старший вице-президент Apple по интернет-приложениям и сервисам) не пытался умничать.

За основу онлайн-магазина был взят самый лучший на тот момент онлайн-магазин, проект разработанный инженерами NeXT в спокойные времена, с фирменной тщательностью и нестандартными решениями (все разработчики тоже были в Apple), теперь его еще раз тщательно проработали, а в случаях когда WebObjects пыталась противиться принятым решениям, дорабатывали WebObjects.

В ноябре 1997 года онлайн-магазин был объявлен, и вскоре открыт для публики. Это было что-то фантастическое. Я помню момент знакомства с этим веб-приложением…

А у Dell Computer уже был другой магазин, разработанный совместно с Microsoft, а те кто еще год назад были готовы использовать WebObjects, теперь следовали по безопасному маршруту.

“WebObjects лучше, но зато Microsoft точно никуда не денется” – говорили бывшие клиенты NeXT, и те кто не успел ими стать.

OPENSTEP и PDO начали исчезать с некогда захваченных NeXT Software платформ, а язык, на котором на единственном можно было писать веб-приложения в WebObjects, Objective-C, опять становился экзотикой.

Главная беда была не в Objective-C самом по себе: это простая надстройка над обычным неиспорченным C, очень логичная и внятная по конструкции, человек владеющий C легко осваивал этот язык за одну или две недели (Swift сложнее!).

Беда в среде времени исполнения (Runtime), без неё код, исходники которого написаны на Obective-C, работать не мог.

Попытки возврата

Титаническими усилиями Стива Джобса, и всей компании, положение Apple изменилось, став “очень тяжелым” вместо “катастрофического”.

Команда WebObjects работала над музыкальным онлайн-магазином, попутно находя и исправляя баги и реализуя новые идеи. Apple, впервые после первых недель после слияния Apple с NeXT, стала рекламировать WebObjects на страницах компьютерной прессы и даже на телевидении. На полках онлайн-магазина, написанного на WebObjects появился продукт WebObjects, который можно было настроить под свои нужды и приобрести. Помню смутно, но уровней и в самом продукте, и в лицензиях на публикацию, было штук по десять.

Его покупали, любили, в сети создавались группы поклонников этого продукта, на которых за так обменивались важной и очень полезной информацией.

Но время было упущено. Большие разработчики, занимающиеся крупными престижными проектами, теперь работали с Microsoft. И, постоянно сталкиваясь с проблемами и багами, не спешили менять шило на мыло (известные проблемы с известными решениями и путями обхода на неизбежные и неизвестные проблемы другого инструментария).

В то, что проблем в WebObjects меньше, никто не верил… И, вообще то, правильно делал. Проблемы есть в любом программном обеспечении, если оно реально существует.

Вместо лидирующего положения на рынке средств разработки и публикации веб-сервисов и веб-приложений, в лучшие свои годы пол властью Apple, WebObjects занимала процентов 5-7 рынка.

Продолжение, когда-нибудь, последует.

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

История AppleРазработка приложений для iOSСтив Джобс