Зачем Apple $70 млрд в копилке?

Большие денежные запасы — часть стратегии Apple

В последние несколько лет Apple создает настолько гигантские запасы свободных денежных средств, что это вызывает у инвесторов вопрос о том, для чего нужна такая копилочка. Когда этот вопрос задают Стиву Джобсу (Steve Jobs) и его команде, ответ остается неизменным: рынок нестабилен, поэтому у компании всегда должно быть достаточно свободных денег, чтобы достойно встретить не только хорошие времена, но и плохие. Свободные средства позволяют компании в нужный момент делать значительные приобретения и это важнейшая составляющая всей стратегии Купертино. Этот ответ приводит инвесторов в ступор и, тем не менее, компания продолжает создавать денежные резервы, которые в настоящее время составляют порядка $70 млрд. Инвесторы и пресса в это время отмечают, что деньги следовало бы пустить на выплату дивидендов держателям акций, но Apple твердо стоит на занятой позиции. На сайте Quora появился интересный краткий обзор от анонимного автора, в котором делается попытка объяснить, зачем компании-создателю iPad понадобились такие большие средства.

Копилка в форме яблочка
Эти накопления дают компании существенные преимущества перед ее конкурентами. Когда появляются новые технологии производства комплектующих (сенсорных экранов, чипов, LED-дисплеев), производственные затраты на их изготовление очень высоки, а строительство дополнительного завода по их производству обходится еще дороже. Нередко бывает так, что капиталовложения в подобный проект огромны, а рентабельность низка. И так может продолжаться весь период, пока эти комплектующие не станут широко распространенными. В итоге компании, которые хотели бы построить завод для производства инновационных компонентов попросту не располагают достаточными для покрытия затрат средствами.

В таких случаях на сцену выходит Apple и широким жестом оплачивает расходы на строительство завода или, по крайней мере, их значительную часть. В обмен компания получает эксклюзивные права на приобретение продукции завода на первоначальном этапе его эксплуатации (примерно 6 — 36 месяцев). Кроме того, Apple получает возможность закупать продукцию по выгодным ценам. Таким образом, в Купертино получают сразу два преимущества, обеспечивающие компании лидирующее положение на рынке:

Преимущества Apple от гигантских накоплений

Преимущество техническое. Apple получает доступ к новым компонентам на месяцы, а то и на годы раньше своих соперников. Это позволяет компании предлагать потребителю инновационные продукты, которые просто невозможно повторить на конкретном временном отрезке. Вернемся к тому времени, когда был представлен iPhone. Примерно в течение года никто не мог предложить сопоставимый продукт или, как минимум, смартфон с сенсорным экраном, работающим столь же хорошо. Хотя некоторые и полагают, что дело тут в правильно «подогнанном» программном обеспечении, но это не совсем так. Apple просто удалось получить доступ к ультрасовременным комплектующим в то время, когда еще никто в мире не мог закупить их в объемах, достаточных для серийного производства устройств. Одним из ярких примеров является алюминиевое покрытие ноутбуков Apple. Эта технология остается для конкурентов недоступной и позволяет компании создавать MacBook непревзойденной прочности и легкости, несмотря на металлическую оболочку.

Преимущество экономическое. Рано или поздно конкурентам удается постигнуть тонкости производственных технологий новых компонентов, но здесь они сталкиваются с новой трудностью, на сей раз не технологического, а экономического характера. Ведь Apple имеет возможность закупать эти комплектующие по более выгодной цене, поскольку принимала участие в строительстве завода и заранее оговорила условия. В результате конкуренты получают возможность закупать эти же компоненты и даже у того же поставщика, с которым работает Apple, но по другим, более высоким, ценам. Но для соперников уже утрачен тот момент, когда продукция на базе этих компонентов была действительно выдающейся и не имела себе аналогов.

В дизайне своих продуктов Apple стабильно опережает конкурентов. Продукты Apple действительно футуристичны, поскольку Apple использует при их разработке те технологии, которые станут доступны ее соперникам только в будущем. А к тому моменту, когда эти технологии становятся общедоступными, Apple получает возможность включиться во второй виток конкуренции, на сей раз ценовой. Существует расхожий миф, что Apple создает продукты премиального ценового сегмента. Но это не совсем так. В тот период, когда тот или иной продукт компании базируется на технологиях будущего, его цена сравнительно высока. Но, как только эти технологии становятся доступными соперникам, Apple начинает предлагать свои решения по более низкой, чем у конкурентов цене. При этом рентабельность компании остается сравнительно высокой, поскольку Apple закупает комплектующие по специальным ценам. И все это благодаря заботе руководства техногиганта из Купертино о том, что копилочка свободных средств была всегда полна.

Источник: Quora.com, Pcmag.com