Apple активно продвигает обновление iOS 5 для пользователей

Apple старается, чтобы максимальное количество ее клиентов обновили свою мобильную платформу iOS до самой свежей и самой продвинутой версии 5.0 – так будет удобнее разработчикам создавать и тестировать свои приложения, а пользователям – успевать за появлением новых функций и возможностей.

ios5

В отличие от других мобильных платформ, Apple сохранила контроль над цикличностью обновления своей iOS, не позволяя мобильным операторам влиять на этот процесс и обновлять своих абонентов «по воздуху». Операторы, а также производители мобильного оборудования часто задерживают обновление ПО собственными настройками и адаптацией, и случается, что до пользователей апгрейд доходит лишь через месяц (или больше) после его выхода.

Последняя версия Apple iOS 5 дает возможность обновиться «по воздуху», причем непосредственно с телефона пользователь получает доступ на серверы Apple, не завися от мобильных операторов и их условий обновления. Изначально компания привязала обновление до версии iOS 5 к iTunes, так как существующие версии мобильной ОС от Apple не могут обновляться беспроводным способом.

Как и с предыдущими апгрейдами, относительная простота прямого процесса обновления Apple и доступность новой iOS 5 для моделей смартфонов двухгодичной давности сделали свое дело – новую операционную систему установили уже 20% клиентской базы рекламной сети Chitika всего за 5 первых дней ее релиза (об этом вчера сообщили представители Chitika).

iOS5_Graph-chitika

Совсем по-другому ситуация складывается у Google – тем же 20% активных пользователей Android понадобилось 7 месяцев, чтобы обновиться до самой свежей версии ОС Android 2.3 Gingerbread, которая вышла прошлой зимой. Отчасти эти цифры и сроки можно объяснить тем, что некоторые даже самые популярные смартфоны на базе Android не имели доступа к обновлению Gingerbread в течение месяца и более после ее релиза.

Важность своевременного обновления

Способность компании Apple быстро разворачивать процесс программного обновления в больших масштабах, причем на добровольной основе и для большинства своих клиентов, для разработчиков означает, что они могут смело прекращать тратить силы и время на предыдущую версию ОС, и начинать осваивать и развивать последнюю версию iOS.

Также для разработчиков упрощается поддержка новых функций, iCloud к примеру (в дополнение к тому факту, что аккаунты в iCloud создаются бесплатно) – разработчики отмечают, что большинство пользователей не просто будут иметь возможность пользоваться преимуществами нового облачного хранилища и функциями управления документами, но будут требовать подобной поддержки. Другие функции – интеграцию с Twitter, например, также можно уверенно разворачивать.

Кроме того, без какой-либо значительной фрагментации платформы разработчики могут быстро внедрять новые инструменты и технологии, которые Apple выпустила как часть iOS 5, включая UI Storyboards для планирования приложений в Xcode, UIKit customization (для создания приложений с визуальным отображением пользователя) и Automatic Reference Counting (автоматический подсчет ссылок) для более эффективного полуавтоматического управления распределения памяти. Разработчики также могут пользоваться последними API, зная, что практически вся их аудитория уже установила новую iOS 5.

Если разработчики Apple будут подобным образом разгружены, то больше сил и времени они смогут тратить на создание лучших, более совершенных приложений с расширенными возможностями для своих клиентов. Выгода Apple при этом – усиление библиотеки ее App Store, выгода клиентов – широкий ассортимент и быстрый доступ к новым программным продуктам.

Важность фактора свободы

Apple максимально постаралась, чтобы существующие пользователи легко и просто обновили iOS до последней версии, и для запуска некоторых приложений сделала апгрейд обязательным условием — для Find My Friend, в частности. Попытка установить приложение без обновления до iOS 5 приводит к появлению предупреждения, о чем в своем блоге пишет разработчик Appcubby и приводит скриншот:

ios5-required

После дебюта оригинального iPhone в 2007 году Apple каждый новый релиз мобильной операционной системы делала максимально доступным, даже придумала специальный метод учета абонентов iPhone, чтобы проверять, не нарушают ли запланированные серии регулярных программных обновлений норм американского законодательства – оно предусматривает, что продукты, которые совершенствуются с течением времени, не должны приносить дохода раньше сроков запланированного выхода.

Введенный Apple способ учета iPhone, который «растянул» большую часть доходов iPhone на весь срок службы телефона, вначале вызвал побочный эффект в виде «приглушения» коммерческого успеха нового устройства, которое показали первые квартальные отчеты Apple. Но этот же метод позволил Apple регулярно и быстро внедрять обновления с новыми функциями и возможностями, привлекать новых пользователей и разработчиков, и постепенно построить динамическую экосистему вокруг продуктов компании.

Если говорить о плеере iPod touch, то компания не применяла подобной стратегии в его отношении, а просто взимала номинальную плату за обновление iOS в нем. В результате, если пользователи iPhone обновляли ОС в своих устройствах регулярно и оперативно, то о большинстве владельцев iPod touch этого сказать нельзя – даже незначительная сумма в $10 (плата за обновление) оказалась серьезным барьером для принятия новых, быстро развивающихся технологий.

Преимущества закрытости и открытости

Параллельно с выпуском собственных бесплатных обновлений Apple iOS ее конкуренты, Google и Microsoft, разработали собственные стратегии управления обновлений своих мобильных платформ. Главная «фишка» Google – открытый исходный код платформы Android, который любой может получить и самостоятельно с ним работать; Microsoft изначально пытался продавать апгрейды своей мобильной платформы Windows Mobile аналогично модели продажи релизов Windows OS для PC – пользователей.

Ни Microsoft, ни Google ничего не зарабатывают от продажи оборудования, в отличие от Apple. У Microsoft получается зарабатывать на лицензировании своих партнеров – производителей мобильного оборудования, в то время, как Google (предположительно) субсидирует некоторых своих лицензиатов, чтобы заставить их принять Android – такую модель назвали «менее, чем бесплатной», когда она появилась и стала «прорывной» в 2009 году

Модель розничных продаж Microsoft в отношении обновлений Windows Mobile не стала успешной, так как купить апгрейд согласились единицы пользователей. Во многих случаях каждый крупный релиз Windows Mobile усложнен рядом требований, из-за которых новая мобильная платформа не может работать на всех устройствах. Со своей стороны, платформе Google Android удалось быстро заменить собой бесплатные, или очень недорогие альтернативы (к примеру, Linux вместе с Java) в среде производителей смартфонов.

Однако к третьему поколению Android ее создатель Google понял, что бесплатные и открытые обновления трудно контролировать (с точки зрения маркетинга и оперативности их продвижения), в результате компания решила закрыть свободное развитие Android 3.0 Honeycomb и отказаться от доступности исходного кода для владельцев смартфонов, которые хотели бы испробовать на своих устройствах новую ОС, ориентированную на планшеты.

Развитие Android 4.0 Ice Cream Sandwich пошло аналогичным способом – Google решил работать только с ограниченным количеством партнеров, чтобы сделать новые модели устройств (включая Samsung Galaxy Nexus) выделяющимися на фоне остальных.

Обновления Android 4.0

Тут стоит отметить, что новая закрытая модель развития Google Android привела к тому, что лицензиаты и мобильные операторы получили еще меньше времени на подготовку к развертыванию обновлений Android 4.0. Так что, если даже Google будет распространять свой Android бесплатно, пользователи Android, желающие обновить свои смартфоны до Android 4.0, вряд ли получат к обновлению доступ раньше 3-6 месяцев с момента его выхода (эти сроки – привычный период ожидания для предыдущих релизов, аналогично было с выходом Froyo и Gingerbread).

Google и его партнеры продемонстрировали меньший, по сравнению с Apple, интерес к поддержке обновления большинства пользователей с уже установленной базой ОС. И если iOS 5 в первый же день ее выхода стала доступна для владельцев «яблочных» смартфонов 2009 или более позднего года выпуска, то Google дал понять, что только владельцы новых устройств могут надеяться на обновление до Android 4.0 – пока под вопросом даже возможность обновления прошлогоднего Google Nexus One.

Представитель Google Гэйб Коэн (Gabe Cohen) сообщил Engadget, что компания «в настоящее время работает над возможностью установки Ice Cream Sandwich в Nexus S», который вышел прошлой зимой, и отметил, что «теоретически [Android 4.0] должен работать на любом [Android Gingerbread] 2.3 устройстве». В любом случае, речь идет о поддержке смартфонов, которые продавались на протяжении прошлого года, при этом обновление некоторых моделей этого года остается под вопросом.

Таким образом, пока Apple добивается максимально быстрой модернизации всей существующей базы мобильного оборудования до iOS 5, Google еще даже не сформулировал четкого плана поддержки своими смартфонами «эпохи iPhone 4» новой версии Android 4.0, и большинство телефонов с Android, которые продавались этой зимой, или не смогут совсем, или смогут значительно позже обновиться до последней версии операционной системы Google.

Нельзя назвать эти выводы неожиданными, так как многие лицензиаты Android только недавно начали разворачивать продвижение прошлогодних апдейтов Android, даже в отношении самых популярных моделей на базе Android. К примеру, HTC и Verizon не обновляли очень популярный Droid Incredible (который в апреле Engadget назвал «лучшим Android – девайсом, который можно купить сейчас в Америке») до версии Android 2.2 Froyo вплоть до августа (когда этой версии ОС было уже больше года), а релиз Android 2.3 Gingerbread для этой модели до сентября даже не начинался. Многие пользователи ждут этого апдейта в октябре – а в октябре релиз будет почти годичной давности.

Если бы Apple следовала подобной стратегии обновлений, то пользователи iPhone 4 и iPad только сейчас бы получили доступ к функциям iOS 4, включая Folders и Game Center.

IOS5

Обновления Windows Phone, BlackBerry, webOS

Создатели других мобильных платформ ненамного быстрее Android обеспечивают поддержку новых функций своих последних программных релизов. Этим летом RIM объявил, что последняя версия BlackBerry OS 7 не будет доступна для установки ни на одно из существующих устройств – даже на новые модели, которые вышли за несколько недель до релиза новой операционной системы.

В феврале этого года компания HP объявила, что не будет обеспечивать поддержку последней версии webOS 2.0 (как обещала вначале) телефонам на базе webOS прошлого года выпуска, которые вышли параллельно iPhone 4.

Microsoft отказался от поддержки совместимости Windows Phone 7 устройствами, выпущенными с Windows Mobile 6.x прошлой зимой. Начиная с релиза WP7, Microsoft применил стратегию Apple, отказавшись от участия операторов мобильной связи в развертывании обновления ОС, занявшись этим лично. Однако достичь скорости и эффективности Apple софтверному гиганту при этом не удалось. На днях он объявил, что три недели «наблюдал за качеством отправки уведомлений об апдейте» Windows Phone 7.5 Mango (первом действительно крупном обновлении) растущему количеству пользователей.

Microsoft начал релиз обновления в конце сентября, но только сейчас сообщил, что начал распространять апдейт в полную силу. В США есть еще несколько моделей телефонов, находящихся «в стадии тестирования» (например, Samsung Focus 1.4) или «планирования» (Dell Venue Pro). На международном уровне модель Samsung Omnia 7 до сих пор «тестируется» двумя мобильными операторами.

Это означает, что система внедрения обновлений Microsoft не такая простая, как у Apple, которая первой придумала использовать десктопы для обновления iPhone, так же просто, как и в случае с обновлением iPods. Еще один сильный плюс в пользу бизнес — модели Apple – это отсутствие большого ассортимента различных моделей оборудования, поддержку которого нужно каждый раз обеспечивать. Этот вопрос Microsoft пытался решить выпуском строгих правил, определяющих минимальные стандарты для устройств на базе Windows Phone 7.

Источник: appleinsider.com