iPad, Mac или PC: кто кого съест?

Неожиданная откровенность Тима Кука

На этой неделе руководитель административной службы (COO) Apple Тим Кук (Tim Cook) признал существующую вероятность того, что продажи iPad поглощают продажи Mac. Планшеты покупают вместо недорогих ноутбуков и это общая тенденция, доказать существование которой пока не удается, но зато это явление вполне можно наблюдать. Так считают некоторые. Другие же полагают, что ноутбуки и планшеты настолько различны по своим функциям, что ожидать поглощения продаж одной категории портативных устройств другой не приходится. По крайней мере, на прошедшей в минувший вторник отчетной квартальной конференции Apple стало очевидно: планшетники внесли немалый вклад в общую копилку финансового успеха компании.

iPad c физической клавиатурой
Для аналитиков стало сюрпризом заявление Тима Кука о том, что некоторые потребители тратят свои деньги на iPad, вместо того, чтобы приобрести новый Mac. Впрочем, подозрение iPad в «откусывании» доли продаж ноутбуков и стационарных настольных компьютеров существует давно и глава административной службы техногиганта из Купертино лишь подтвердил его. Примечательно, что Apple впервые признала поглошение продажами планшетов продаж компьютеров компании. Это может означать только одно, в Купертино осознают важность проекта iPad.

Согласно отчету компании во втором календарном квартале (соответствующем третьему или финансовому кварталу в США, называемому также «июньским» по своему последнему месяцу) было продано 9,25 млн iPad. За этот же период компании удалось сбыть 3,95 млн компьютеров Mac, прирост продаж которых в сравнении со вторым кварталом прошлого года составил 14%. Аналитики Уолл-Стрит прогнозировали несколько более внушительный прирост на уровне 15%. Об этом сообщается со ссылкой на Barclays Capital. По мнению экспертов Barclays Capital на не слишком уверенный рост продаж Макинтошей повлиял целый ряд факторов.

Прежде всего, речь идет об ожидании Mac OS X Lion. Пользователи не спешили обзаводиться новым Макинтошем, не дождавшись новой операционной системы, которая увидела свет в минувшую среду. Кроме того, в этом году к периоду «школьного базара» («back-to-school») Apple подготовила подарочные карточки на $100 для совершения покупок в Mac App Store, в то время, как прошлогодним поощрением была скидка в $200 на iPod 8 Гб. Как бы то ни было, но продажи Mac все-таки растут, хотя и не такими темпами, как хотелось бы некоторым особо преданным почитателям Яблочной Компании.

Пора ли настольным компьютерам покидать арену?

Глава ITIC Лора Ди Дио (Laura DiDio) сообщает сетевому изданию TechNewsWorld:

На [очередной] ступени iPad поглощает [продажи] Mac and PC среди определенных групп [потребителей], включая детей и пенсионеров, чьи интересы концентрируются вокруг развлекательных приложений и фотоальбомов; [iPad позволяет] им пользоваться электронной почтой, сайтами социальных сетей и Интернетом с помощью браузера Safari.

Если вдуматься в слова Лоры, то получается, что, хотя планшетник и не может заменить компьютер, но бывают все же ситуации, когда ему это удается. Существуют многочисленные категории пользователей, которые не имеют ни малейшего желания (и возможности) разбираться с компьютером. Им просто необходимо постоянно оставаться на связи с родными и близкими, играть в игры, смотреть фильмы, слушать музыку и хранить где-то свою фотогалерею. Именно для таких пользователей нет разницы между компьютером и iPad, более того, iPad даже предпочтительнее, благодаря своей необычайной простоте.

По словам Лоры Ди Дио, 7% из 500 опрошенных ITIC потребителей предпочли приобрести iPad вместо Mac или PC. Еще 30% говорят, что приобрели iPad в дополнение к своему компьютеру (от Apple или другого разработчика). Как она уверяет, поглощение все же имеет место:

В известной степени это можно рассматривать в качестве некой формы поглощения продаж; если бы iPad не существовало, потребители и корпорации вероятно приобрели бы дополнительный Mac или PC.

Аналитик Yankee Group Дмитрий Молчанов (Dmitriy Molchanov) поведал об интереснейших результатах проведенного исследовательской фирмой опроса. Около половины опрошенных владельцев планшетных устройств отмечают, что стали использовать свои настольные компьютеры реже и возложили часть «компьютерных» задач на свои планшетники. Здесь следует отметить, что счастливые обладатели планшетов охарактеризовали свои пользовательские предпочтения на момент проведения опроса.

Когда Стив Джобс (Steve Jobs) представлял изумленной аудитории iPad 2, он порассуждал о наступлении «посткомпьютерной эры» («the post-PC era»). Признаком новой технологической эпохи становится доминирование мобильных устройств подобных iPad. В то же время Apple не прекращает совершенствование поддержки Mac-инфраструктуры в духе требований эпохи. Компания работает над тем, чтобы приложения для Mac были доступны для загрузки из Интернета. Для этого в январе 2011 года был запущен Mac App Store, аналог App Store для iOS. На сей раз анонс Mac OS X Lion обошелся без фирменных компакт-дисков. Ее можно получить только одним способом, загрузив из Mac App Store.

Apple несомненно выигрывает от наступления «посткомпьютерной эры». Но, никакая бочка меда не бывает без ложки дегтя. Обратным следствием изменения пользовательских предпочтений является снижение интереса к ее компьютерам. Свое горькое заявление о поглощении Макинтошей iPad’ами Тим Кук подсластил сообщением о том, что рынок Windows PC поглощается планшетниками техногиганта из Купертино еще в большей степени. Тем временем эксперты Barclays Capital убеждены в грядущем подъеме продаж Mac, за который Apple сможет поблагодарить Mac OS X. Ряд других аналитиков присоединились к этому мнению.

IDC: Нехватка денег заставляет выбирать

Руководитель проекта (program director) из IDC Уилл Стофега (Will Stofega) считает причиной создавшейся ситуации не столь поглощение как таковое, сколько экономию. Трудные в экономическом плане времена оставляют людям меньше средств на плановые покупки и они просто вынуждены принимать наиболее целесообразные решения. Отсюда аналитик делает вывод о том, что люди покупают iPad просто потому, что он дешевле компьютера, неважно даже, идет речь о Mac или PC:

Дело в том, сколько долларов вокруг обращаются и откладывают на потом приобретение людьми новых настольных компьютеров и Mac. iPad дешевле Mac или PC.

Главный аналитик Enderle Group Роб Эндерле (Rob Enderle) мыслит и высказывается в том же русле:

Это напоминает движение по кругу. Очевидно, что часть дохода, которую можно потратить, не возросла и есть вероятность, что iPad «откусит» от «потребительского трафика». Да, iPad создают в магазинах Apple большой трафик и люди выбирают iPad, вовсе не обращая внимания на Mac.

Эта точка зрения весьма резонна. В любом случае, покупатель располагает ограниченной суммой денег, которую он готов потратить на ту или иную технику. Если он видит, что более дешевое устройство будет справляться со своми задачами не хуже более дорогого, то, скорее всего, предпочтет не переплачивать.

Страдания нетбуков в планшетных тисках

Самыми очевидными конкурентами планшетов являются нетбуки и уже становится очевидным, этой категории устройств приходится потесниться в новых условиях. Как следует из результатов опроса Yankee Group, около половины пользователей, имеющих и нетбук и планшет, используют нетбук реже, предпочитая ему планшетное устройство. Этой информацией Дмитрий Молчанов поделился с TechNewsWorld. Аналитика такое положение вещей совсем не удивляет:

В этом нет сюрприза. Планшеты и нетбуки предназначены для примерно одинаковых задач.

Когда говорят о планшетниках, как категории, не следует забывать, что в этой категории есть бесспорный лидер — iPad, который и создает львиную долю проблем настольным компьютерам, ноутбукам и нетбукам. Другим планшетникам пока не удалось и близко подобраться к изделию Купертино по степени влияния на предпочтения покупателей. Ведущий аналитик ABI Research Майкл Морган (Michael Morgan) считает, что многоликая «толпа» «андроидных планшетов» и других их собратьев не может всерьез противостоять одному-единственному iPad:

Никто не делает планшеты правильно.

Он отмечает, что несмотря на сотню планшетов от различных производителей, работающих на базе Android и других операционных ситем, iPad все еще удерживает 80% рынка планшетных устройств. Apple играючи удается удерживать в своих руках не просто целую категорию устройств, но и совершенно новое направление в области мобильных вычислений.

Будет ли вечной мобильная весна?

Несмотря на «планшетное нашествие», определенный спрос на более традиционные устройства (настольные компьютеры, ноутбуки и нетбуки) будет сохраняться. Аналитик IDC Уилл Стофега полагает, что многим пользователям не хватает в новомодных планшетах полноценной клавиатуры и нормальной многозадачности:

Множеству людей необходима полноценная клавиатура (QWERTY keyboard) и многозадачность, которая есть в компьютерах, ноутбуках и нетбуках. Многие наши бизнес-приложения разработаны для больших экранов и полноценных клавиатур.

Планшетники, по мнению Уилла Стофеги, слишком уж потребительские устройства, которые людям затруднительно для работы. Лора Ди Дио считает, что вернуть интерес потребителей к нетбукам, ноутбукам и настольным системам способно снижение цен на них:

В ближайшее время им не придется отправляться на высокотехнологическую свалку, но им следует найти путь вернуть себе привлекательность.

Иными словами, разработчикам компьютеров предстоят трудные дни поиска новых идей, которые вновь заставят потребителей обратить внимание на компьютеры. Действительно ли наступает «посткомпьютерная эра» или же сейчас на дворе просто кратковременная мода на iPad. Что думаете, дорогие читатели?

Источник: Macnewsworld.com, Technewsworld.com