Почему iPad станет последним изобретением Apple

15

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью аналитика Майка Элгана (Mike Elgan) из блога Cult of Mac, в которой автор излагает весьма оригинальный взгляд на концепцию развития продуктов компании Apple и приходит к выводу, что после появления на рынке iPad больше никаких сенсационных изобретений от этой компании ждать не стоит.

Как мы знаем, львиную доля выручки Apple обеспечивают недавно изобретенные гаджеты. Более двух третей продаж приходится на продукты, которых еще пять лет назад просто не существовало (iPhone и iPad). При этом 78% дохода компании обеспечивают продукты, которых не было десять лет назад (iPod и iTunes). Означает ли это, что для сохранения завоеванных позиций Apple придется регулярно изобретать новые категории продуктов? Едва ли.

Новые продукты являлись составной частью агрессивной стратегии, которую Apple разработала в 1997 году. Следуя этой стратегии, компания сможет продолжить доминировать и в будущем, однако это не подразумевает необходимости постоянного изобретения новых устройств.

На этой неделе Apple стала крупнейшей компанией в мире, с небольшим отрывом обойдя нефтяную империю Exxon Mobil. Однако Apple и Exxon вряд ли можно рассматривать как соперников, сражающихся в одной и той же лиге или даже в одном и том же виде спорта. Одна из компаний продает горючее топливо, выкачиваемое из земли и впоследствии загрязняющее воздух, а другая производит MacBook Air – самый совершенный компьютер, какой только видывал свет.

Когда-то Apple была лузером, причем в буквальном смысле. Год за годом убытки компании только увеличивались. И рациональный анализ ее положения мог сказать только об одном: лучшие дни этой компании уже позади. Компьютерные войны закончились, и победителем в них оказался Microsoft. Попытки изобрести новые платформы, такие как Newton, обернулись полным провалом. Никто не ждал от этой компании не то чтобы каких-то сюрпризов: от нее уже не ждали ничего. Если бы она пыталась продолжать создавать уникальные продукты, она в конечном итоге была бы низведена до статуса маргинальной компании, ничего не решающей на мировой арене. Если бы принято решение согласиться на правила игры, навязываемые противниками, и создавать традиционные продукты для широкого использования, Apple была бы очень быстро раздавлена на этом поле другими, более успешными на тот момент компаниями.

Компания была не просто лузером: ее положение казалось просто безнадежным и бесперспективным. Все, что было связано с Apple в первой половине девяностых, это ностальгические чувства по ее громким успехам восьмидесятых. Самым тяжелым годом для компании стал 1997 год. Тогда от отчаяния Apple вступила в партнерские отношения со своим заклятым врагом Microsoft, который инвестировал в нее 150 миллионов долларов. В обмен на это Apple согласилась устанавливать Internet Explorer в качестве браузера по умолчанию на Mac, а также пошла на другие компромиссы. В то время Apple нуждалась в деньгах и в помощи тех, кто более крепко стоял на ногах.

В 1997 году дела у компании шли настолько плохо, что руководство уже не имело желания разрабатывать никаких новых проектов. Тогда-то, исключительно по причине своего тотально отчаянного состояния, совет директоров и принял решение вернуть в компанию Стива Джобса: сначала в должности «советника», а затем – «временного исполнительного директора». В то время Джобс уже не был тем сумасбродным лидером-самодуром, успев трансформироваться в опытного и наученного жизнью руководителя. Опыт увольнения из собственной компании и создания нового предприятия с нуля довершили образ Джобса как визионера с диктаторскими наклонностями – того, кем ему суждено было стать.

После возвращения в компанию Джобс усадил в совет директоров исключительно лояльных представителей, бесцеремонно отправил на помойку целые линейки разрабатывавшихся продуктов и реструктуризовал компанию, которая теперь должна была реализовывать новую долгосрочную стратегию. Состояла эта стратегия в том, чтобы трансформировать Apple из простой компьютерной компании в производителя устройств для потребления и создания контента. Такую стратегию не реализовывала и не реализует ни одна из других компаний.

Такая стратегия была четко сформулирована в том самом 1997 году, когда была запущена рекламная кампания «Think Different». Эта кампания нарушила все правила позиционирования компьютерных продуктов. Вместо призывов «купите этот продукт, ведь он быстрей, мощней и дешевле», Apple выражала следующую мысль: «Стремитесь попасть в компанию этих гениальных людей, а мы подарим вам инструменты для творчества».

Поэтому в то время как Microsoft видит себя как разработчика программного обеспечения, Dell – как производителя аппаратного обеспечения, Google – как продавца рекламы, а HP – как поставщика удобных бизнес-решений, Apple испытывает вожделение к контенту, создавая продукты для его генерирования и потребления. Разумеется, продукты Apple являются многофункциональными устройствами, отлично подходящими для коммуникационных, деловых и других задач. Однако создание и потребление контента всегда находится в центре внимания Apple и ее победоносной стратегии.

Нет сомнений, что в 1997 году проницательный взор Стива Джобса узрел следующее: почти все способы потребления контента в то время не выдерживали никакой критики. Люди платили от 12 до 18 долларов за музыкальные компакт-диски для приобретения музыки, а затем должны были таскать с собой громоздкие CD-плееры, чтобы слушать ее. Телевидение всегда было ужасным. Службы кабельного телевидения всегда были (и остаются) инертными в развитии, неудобными в использовании и попросту очень дорогими. По радиоприемнику в автомобиле всегда было нечего слушать, а книги и журналы тоже были дорогими, а их чтение зачастую оказывалось пустой тратой времени.

Apple понимала, что новые цифровые технологии в сочетании с интернетом могут решить многие проблемы, связанные с потреблением контента. В то же время она понимала, что большинство отраслей, занимающихся распространением контента, будет сражаться до последнего, чтобы воспрепятствовать переменам, которые были так необходимы.

iPod, iPhone и iPad принято называть лишь новыми гаджетами, которые изобрела Apple и которые стали успешными благодаря тому, что они пришлись по душе покупателям электронных устройств. Но вы не сможете до конца понять природу их успеха, если не взглянете на них в контексте упомянутой стратегии Apple, выстроенной вокруг контента.

В то время как конкуренты сосредоточили свое внимание на создании устройств, Apple направила свои усилия на преобразование того, как люди взаимодействуют с наследием человеческой культуры. iPod был создан для потребления цифрового контента при использовании интернета, что помогло решить многие проблемы рекорд-бизнеса. Аналогичные задачи выполнили такие устройства как iPhone, iPad и Apple TV.

За последнее десятилетие главная идея новых продуктов Apple состояла в использовании цифровых технологий вместе с интернетом для решения проблем, связанных с тем, как люди потребляют контент. Аналогичное происходит с Mac и MacBook: Apple старается максимально оптимизировать эти продукты для более простого и приятного потребления и создания контента.

И в этом состоит причина, по которой Apple, скорее всего, прекратит создавать новые платформы. И в ближайшее десятилетие вряд ли стоит ожидать чего-то, что по своей новизне будет сопоставимо с iPod, iPhone или iPad. Весь модельный ряд продуктов Apple в свое время позволил исправить все ошибки, связанные с основными способами потребления контента.

При этом мы склонны верить, что в какой-то момент Apple представит телевизор собственной марки. Однако они не смогут утверждать, что изобрели телевизор. Это уже будет не настолько новой аппаратной платформой, какой смог стать iPad. Усовершенствовать телевизор это не то же самое, что и изобрести его.

И самое важное состоит в том, что для продолжения роста и сохранения своей доминирующей позиции Apple уже совершенно не нужно постоянно выходить на новые сегменты рынка, как это было с iPod, iPhone и iPad. Эти три устройства принесли Apple миллиарды долларов выручки не потому, что являлись новыми высококачественными гаджетами. Главная их заслуга состояла в том, что они позволили компании усовершенствовать процесс потребления контента в тех сферах, где это было явно необходимо.

Скорее всего, в ближайшие годы Apple сосредоточит свое внимание на продолжении усовершенствования платформ, которые она уже имеет. Например, в следующие пять лет можно ожидать продолжения перевода Mac на сенсорный интерфейс: появления iMac с тачскрин-технологией и MacBook, в которых экран будет объединен с клавиатурой. Конечно же, от инноваций Apple не откажется, но эти инновации будут связаны с улучшением имеющихся модельных рядов, а не с добавлением в свой актив новых категорий продуктов.

Рост капитализации Apple в основном будет обеспечиваться увеличением ее рыночной доли, выходом на рынки новых регионов и разработкой новых стратегий извлечения выручки. Ожидается, что весь будущий бизнес компании в основной своей массе будет базироваться на платформе iOS. В рамках этой платформы Apple сначала зарабатывает на продажах продукта, в котором воедино срослись программное и аппаратное обеспечение, затем она оставляет себе крупную долю с продаж сторонних приложений, а затем – и долю от объема реализации контента, загружаемого на устройства. Также компания зарабатывает деньги, показывая рекламу на таких гаджетах. Еще одна статья доходов, о которой нельзя не упомянуть, это лицензионные отчисления, уплачиваемые отчаянными конкурентами.

Так как сегодняшние линейки продуктов Apple предлагают максимально приятные впечатления от создания и потребления контента как в стационарных, так и мобильных условиях, вряд ли следует ожидать появления каких-то новых продуктов. Любые возможные попытки Apple изобрести некий новый тип гаджета будет предполагать выход на рынки с меньшими объемами, чего от этой компании уж точно никто не ждет. И чем она не занималась уже с 1997 года.

Источник: CultOfMac.com

15 комментариев

  1. 0

    А как-же AppleTV? хм….

    • 0
      Alexei Gerasimchik

      Parfeon, Это не изобретение яблочных. Это усовершенствование телевизора+приставка. Не более. Об этом в статье есть упоминание.

  2. 0
    Юрий Шлерин

    Превосходная точка зрения!

  3. 0

    Теперь когда для некоторых Apple как религия, потребитель будет потреблять любой продукт темболее маркетологи хорошо там работают и еще есть что улучшать для подачи контента

  4. 0

    Почему это агрессивная стратегия была изобретена в 1997 году? Еще в фильме «Форрест Гамп», вышедшем в 1994 году, лейтенант Дэн Тейлор дарит Форресту акции «какой-то фруктовой компании», на поднявшемся курсе которых они безбедно живут.

    • 0
      Мосунов Евгений

      beekay, Во-первых, эти события в фильме пришлись на начало 80-х, если я не ошибаюсь.
      Во-вторых, какое это отношение имеет к «контентной» стратегии?

  5. 0
    с юпитера

    чего-то с телевизором намутить должны. Вот мне iMac не нужен. Мне бы телевизор большой — там интернет и всякие приблуды, было удобно…

  6. 0

    Я бы высказал другую точку зрения. Apple действительно может вскоре перестать ошеломлять мир новинками. Но не потому, что «…Apple уже совершенно не нужно постоянно выходить на новые сегменты рынка…». Скорее это может случиться из-за ухода Стива Джобса от дел яблочных. Все знают о его неизменном перфекционизме во всём, благодаря которому и стали такими макбук, аймак, айпод, айфон, айпад. Без Джобса компания может уйти от творчества к грубому бизнесу и просто делать деньги на том, что есть, минимально улучшая характеристики/дизайн. Хотя я и вижу этот путь маловероятным, он не нереален.

  7. 0

    >MacBook Air – самый совершенный компьютер, какой только видывал свет.

    Ценю хорошую шутку! Улыбнуло;)))

  8. 0

    Еще раз улыбнуло;)))
    Жаркий, но веселый сегодня денек…

  9. 0

    Наверняка были люди, которые до выхода iPhone и iPad утверждали, что от Apple ничего нового ждать не стоит. Ох уж мне эти аналитики-нострадамусы…. Если будет так, как он написал — хороший аналитик, не сбудется — никто и не вспомнит, что нёс такой бред 🙂 Пусть лучше свои блоги пишет дальше.

    • 0

      Юрий, Точно 🙂 Аналитики просто завидуют гениям, а сами ничего не могут придумать.

      Вот что действительно стоит делать компании Apple — это развивать дилерскую сеть в России! Какого хрена у нас их гаджеты так дорого стоят, когда Китай совсем рядом!

  10. 0

    Хоть бери и до гадалки иди))

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий