Издержки стратегии субсидирования Apple iPhone в Европе

В прошлом году iPhone был самым продаваемым смартфоном в мире, и Apple в прошлом квартале вновь надела на себя корону лидера американского рынка смартфонов, захватив его пятую часть. Оригинальный «яблочный» смартфон появился на рынке по цене 499 долларов (реакция Балмера тогда запомнилась миру: «У iPhone нет шансов получить значительную часть рынка. Абсолютно никаких. Пусть, прося за телефон 500 долларов, Apple делает неплохие деньги, но взгляните на 1,3 миллиарда мобильников, проданных по всему миру. Лучше наше ПО будет установлено на 60%, 70% или 80% из них, а не на тех двух-трех процентах, которые придутся на Apple»). Большая степень успеха Apple принадлежит достижению договоренностей с мобильными операторами о субсидировании. На сегодня субсидия американских мобильных операторов в цене iPhone составляет около 400 долларов с устройства, так что абоненты, которые не против заключения двухлетнего контракта на обслуживание, могут купить iPhone всего за 199 долларов.

iphone-4s

Стратегия заработала, iPhone стал мега-популярным и знаковым устройством, но цифры его продаж в некоторых европейских странах остались незначительными – из-за того, что местные мобильные операторы отказались от уплаты миллиардов долларов в качестве субсидии. В результате бесконтрактные Android-телефоны с предоплаченной связью сейчас подрывают популярность смартфона Apple и набирают обороты. Возьмите Португалию или Грецию – там iPhone в прошедшем декабрьском квартале 2011 досталось всего 9% и 5% соответственно местного рынка смартфонов.

Вот выдержка из статьи в Wall Street Journal:

«По данным аналитиков IDС, в США, где преобладают контрактные пользователи и субсидированные абонентами телефоны, около 90% смартфонов, отгруженных в течение четырех последних лет составили устройства стоимостью свыше 300 долларов (несмотря на общий кризис и снижение покупательной способности). В Италии, где доминируют предоплаченные тарифные планы, в прошлом году этот процент составил 67%. В Греции и Португалии, в которых кризис сейчас в разгаре, только 40% отгруженных в 2011 году смартфонов стоили более 300 долларов».

Автор статьи Антон Трояновски (Anton Troianovski) говорит, что некоторые европейские мобильные операторы рассматривают возможность отмены субсидий в пользу более доступных предоплаченных планов. Об этом думают такие крупные компании, как Telefónica SA (Испания) и Telenor ASA (Дания).

iphone-4s

Все знают, что стоимость разлоченного iPhone 4S начинается с 649 долларов и заканчивается 849 долларами за модель с 64 ГБ памяти. Ее предшественник,iPhone 4, стоит 549 долларов без субсидий. А теперь можно сравнивать – к примеру, с 70-долларовым бесконтрактным ZTE X500, или Samsung Galaxy Mini стоимостью 188 долларов. Конечно, эти устройства нельзя назвать телефонами премиум-класса, однако подобный им iPhone 3GS с 8 ГБ памяти стоит в США 375 долларов (без субсидий). Согласитесь, выглядит довольно дорого – старая модель, выпущенная 32 месяца назад, на фоне все более дешевеющих Android-устройств без контракта, ассортимент которых продолжает расти. Для сравнения – столько же стоит смартфон ZTE с 3,5-дюймовым дисплеем, 3,2-мегапиксельной камерой, 4 ГБ памяти и под управлением Android 2.3 Gingerbread.

Все вышесказанное не значит, что Apple стоит волноваться по поводу конкурентов в лице 100-долларовых Android-телефонов с ограниченным набором функций. Но налицо разрыв между объемами субсидируемого и не-субсидируемого рынков. Apple – крупный игрок высшего класса, однако плотная «бомбардировка» со стороны производителей недорогих Android-устройств отражается на количестве активаций устройств. С учетов всего сказанного для Apple было бы разумно дисконтировать хотя бы «младшие» модели бесконтрактных iPhone. Безусловно одно – высокий процент заложенной в цене рентабельности оставляет компании достаточно возможностей для маневрирования и для того, чтобы iPhone оставался в пределах доступности широкому кругу пользователей.

Источник: 9to5mac.com