После iPhone – значит, по причине iPhone

67

«Post hoc ergo propter hoc» - латинский афоризм, в переводе означающий: «после этого, следовательно, по причине этого». Не всегда временная последовательность событий является причинной зависимостью, однако в случае с iPhone утверждение справедливо.

samsung-galaxy-s-iii

После того, как Apple выпустила свой первый iPhone в 2007 году, с ним стали сравнивать каждый из выпускаемых позже смартфонов, независимо от производителя и мобильного оператора. Каждый раз, телефон за телефоном, технические характеристики и программное обеспечение являлись или производными iPhone, или реакцией на выход очередного iPhone.

Современный рынок смартфонов – это настоящее поле боя, где каждый боец, чтобы выжить и победить, должен знать характер противника и уметь реагировать на любые атаки. В 2007 году Apple не стала делать устройство, похожее на Treo или BlackBerry – она сделала нечто совсем другое. Это не был маленький шаг вдогонку конкурентам-старожилам отрасли – это был прыжок по диагонали, которого большинство просто не успело понять. Apple изменила правила игры. Она атаковала.

Не имело значения, что в 2007 оригинальному iPhone не хватало приложений, возможности копировать/вставлять, отправлять MMS и делать еще десяток типичных для телефона функций. Тогда значение имел только мультитач и новый пользовательский интерфейс iPhone – это было настолько убедительно, что отсутствие некоторых функций никого не волновало. Это была настоящая атака.
steve_jobs_iphone
Переход оказался настолько радикальным, что в течение нескольких лет после этого любой новый флагманский смартфон конкурентов для привлечения к нему внимания называли не иначе, как «убийца iPhone» (среди них одним из первых был и Samsung Instinct). Получалось, что название iPhone стало присутствовать во всех новостных заголовках, а каждое из устройств не доказывало свою уникальность, а пыталось показать свою силу и возможность противостоять iPhone. Все конкуренты просто защищались.

На самом деле, никто с тех пор не предпринял настоящей попытки атаковать. Большинство конкурентов Apple либо проигнорировали, либо высмеивали iPhone на самом старте. А вот в Google не стали этого делать – они быстро отреагировали и «развернули» свое недавнее приобретение Android от соперничества с BlackBerry и Windows Phone Standard в направлении конкуренции с iPhone. Это случилось очень быстро.

Но реакции Apple не последовало. Купертиновцы не стали гнаться за повторением функций Android в своем iPhone – вместо этого они изменили правила игры еще раз. Они снова атаковали и объявили об открытии App Store.

В Palm отреагировали быстрее, чем в других компаниях-производителях традиционных смартфонов. Их скачок от Palm OS до webOS оказался более смелым, чем Android (вообще удивительно, как крошечной и небогатой Palm удалось обойти могущественную Google и сделать более «гугловский» продукт, чем сделала сама Google).

Безусловно, некоторые элементы Palm Pre появились под впечатлением от iPhone – бывший вице-президент Apple, Джон Рубинштейн (Jon Rubenstein) стал генеральным директором Palm и собрал команду из бывших инженеров Apple, и это была умная стратегия. Вместо копирования функций iPhone, они решили «ударить» по слабому месту Apple – это была многозадачность, уведомления и единая система обмена сообщениями. И, в отличие от Android, им удалось это сделать – элегантно и со вкусом.
iphone-4-nexus
А RIM тогда пыталась продвинуть свой Storm, потом появился Storm 2. Потом был Torch. У Microsoft появился Windows Mobile 6, затем – Windows Mobile 6.5. И потихоньку другие платформы начали представлять свои собственные централизованные магазины программного обеспечения. Так появились Android Market (который сейчас называется Google Play), Nokia Ovi Store (да, был и такой), webOS App Catalog BlackBerry App World. По большому счету, они, как и Palm со своим Pre, пытались дифференцировать себя за счет того, чего не было у Apple – они считали отсутствие открытости ее слабостью. Однако в итоге оказалось, что пользователям открытость сыграла не очень хорошую службу. Гораздо более важным оказался широкий ассортимент приложений и возможность пользоваться кредитными картами для осуществления разноплановых покупок (это стало преимуществом iTunes).

К сожалению, Palm не удалось довести свою webOS «до ума» достаточно быстро – в конце концов, платформу купила HP и фактически погубила ее своим корпоративными интригами и некомпетентностью. А вот Android удалось воплотиться в некоторых удачных продуктах. К примеру, Nexus One очень хорошо «выстрелил» в самой середине типичного для Apple годового производственного цикла. Его отличные технические характеристики, улучшенная операционная система, функции типа голосового управления привлекли внимание в самый подходящий для этого момент. Был еще Droid, который заполнил большую пустоту на полках мобильного оператора Verizon (которую Apple оставила без внимания, будучи привязанной в течение целых четырех лет только к AT&T в США). Тоже самое сделал Evo в сети Sprint, и наверняка у T-Mobile тоже было подобное успешное устройство.
iphone-4-nexus-one
Ограниченная доступность Apple (исходя из привязки к мобильным операторам) помогла Android продвигаться и захватывать рынок за пределами сети AT&T, но iPhone оказался достаточно сильным устройством, чтобы не только сохранить позиции (будучи привязанным только к одному провайдеру), но и наращивать их в течение последующих лет.

И тогда Apple изменила правила еще раз. Она снова атаковала, выпустив iPad. Релиз планшета состоялся в 2010 году, и это было тогда (и остается сейчас) единственным устройством без десктоповой или «оконной» системы с ограничением доступа для сторонних приложений. Как и в случае с iPhone в 2007 году, было неважно, сколько десятков планшетных компьютеров было выпущено до iPad, который полностью уничтожил своих предшественников и сделал их устаревшими.
Steve-Jobs-iPad
И снова отреагировала Google. Она снова «развернула оглобли» и выпустила планшетную версию Android с закрытым исходным кодом под названием Honeycomb, чтобы конкурировать с Apple на планшетном рынке. Однако при отсутствии привязки к мобильным операторам Android-планшеты не прижились. Равно как и очень похожие на iPad планшеты Palm TouchPad – даже со своей элегантной многозадачностью, уведомлениями и программным обеспечением для обмена сообщениями. Равно как и планшеты BlackBerry PlayBook, которые поспешили выскочить на рынок даже без собственной электронной почты.

Между тем Microsoft продолжала развивать свою Windows Phone. Однако, в отличие от Palm, компания не стала нацеливаться на слабые места iPhone. Наоборот, она скопировала те слабости, которые были у iPhone на старте. У нее тоже не было многозадачности, возможности копирования и вставки, а магазин приложений нужно было заполнять с нуля. Microsoft удалось разработать свой узнаваемый дизайн, но этого оказалось недостаточно, чтобы замедлить импульс популярности iPhone. Тот же гамбит с пользовательским интерфейсом, которым воспользовалась Apple в 2007 году для завоевания рынка смартфонов, не мог сработать в 2011 году. По крайней мере, не в случае с Windows Phone (помочь могли разве что такие футуристические прозрачные устройства, как в «Аватаре» или «Железном человеке»).

Теперь и BlackBerry пытается вернуться в игру, потеряв пять лет. Компания готовит к релизу BlackBerry 10. Используя QNX, платформа будет предлагать возможности выполнения действий в реальном масштабе времени, и станет примером, пожалуй, наиболее беспорядочного развития на рынке смартфонов. Планшеты PlayBook, как и с Honeycomb, не нашли на рынке свою нишу, и теперь RIM надеется наверстать упущенное при помощи BlackBerry 10. Посмотрим, что из этого получится.

На сегодня одна истина остается бесспорной – компания Apple, которая даже не появлялась на рынке смартфонов и планшетов до 2006 года, продолжает контролировать обе эти индустрии. Иногда ей приходилось делать один или два шага назад, приходилось справляться с разными проблемами, но в любом случае ей удается стоять в самом центре ринга, срезать углы и заставлять соперников ходить по кругу, борясь с Apple вот уже в течение пяти раундов-лет.

И даже если выход Galaxy S III привлечет к себе внимание, вряд ли большая новая «плита» Samsung с функциями голосового управления и распознавания музыкальных треков сможет стать победителем следующего, шестого раунда.
samsung-galaxy-s-iii
Неважно, любите вы Apple с ее продукцией или хотите увидеть ее гибель, факт остается фактом – все, что произошло в мобильной индустрии, начиная с 2007 года, в любом случае или связано с Apple и iPhone, или является реакцией на Apple и iPhone.

Источник: imore.com

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий