[1] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Школьные годы

Как говорится в легенде, район Чингфорд — это родина антрекота. После банкета в местном особняке в конце семнадцатого века король Чарльз II получил такое огромное удовольствие от ужина, что поручил наградить кусок говядины рыцарским титулом и наречь его Сэр Филей (Sir Loin, в переводе с английского «sirloin» означает «антрекот»).

Джони Айв

Еще один подарок Чингфорда этому миру, Джонатан Пол Айв, появился на свет гораздо позже — 27 февраля 1967 года. Как и его знаменитое дитя, округ этот очень тих и скромен. Чингфорд — это благополучный спальный район на северо-востоке Лондона, который граничит с сельской окраиной Эссекса, южнее от Леса Эппинг. Чингфорд голосует за консерваторов, поскольку является избирательным округом Иэна Дункана Смита — бывшего лидера Консервативной партии, который сменил на этом посту знаменитого Сэра Уинстона Черчилля.

Условия, в которых Джони Айв провел свое детство, были комфортными, хотя и скромными. Его отец Майкл Джон Айв был ювелиром по серебру, а мать Памела Мэри Айв — психотерапевтом. Спустя два года после появления на свет сына у них также родилась дочь по имени Элисон.

Джони посещал Школу фонда Чингфорда, которая спустя восемь лет прославилась как альма-матер легендарного футболиста Дэвида Бэкхема. Когда Джони учился в школе, у него диагностировали дислексию — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Аналогичная особенность присутствовала и у его коллеги Стива Джобса, у которого левое полушарие мозга тоже явно доминировало в мыслительном процессе.

Будучи еще маленьким мальчиком, Джони демонстрировал интерес к тому, чтобы создавать что-то своими руками. Его очаровывало то, как предметы складываются друг с другом. Он осторожно разбирал радиоприемники и кассетные магнитофоны, заинтригованный тем, из каких деталей они состоят и как эти детали крепятся друг к другу. Потом он пытался снова собрать все воедино, но получалось у него это не всегда.

«Сколько я себя помню, меня всегда интересовало то, из чего состоят созданные человеком предметы, — говорит он в своем интервью 2003 года, которое дал в Лондонском музее дизайна. — Я помню, что когда был ребенком, меня постоянно тянуло разбирать все, к чему ни прикоснутся мои руки. Поздней меня стало интересовать то, как эти предметы создаются, как работают и из каких материалов состоят»

Майк Айв поддерживал заинтересованность сына и постоянно проводил с молодым человеком дискуссии о дизайне. Хотя Джони не всегда мог смотреть на свои игрушки в более широком контексте, его отец стимулировал интерес Джони к дизайну с самого раннего детства.

Разрушение старой школы

Влияние Майка Айва не ограничивалось лишь первенцем его семейства. В течение долгих лет он работал в Эссексе ювелиром по серебру и преподавателем. Майка, которого называли «добродушным великаном», многие очень любили и восхищались его мастерством.

Его навыки в области рукоделия привели к тому, что он принял решение начать обучение ремеслу как профессии, однако последовавшее за этим продвижение по карьерной лестнице обеспечило его еще более обширным влиянием. Майк входил в число выдающихся преподавателей, которых по велению Министерства образования отстранили от повседневной работы в школах и наградили помпезным титулом «Инспектор Ее Величества». Обязанности Майка состояли в мониторинге качества преподавания в учебных заведениях ее округа, а объектом его пристального внимания стали технологии и дизайн.

В те времена британские вузы активно пытались повысить качество профессионального образования. Непрерывно росла пропасть между академическими предметами и такими практическими предметами, как дизайн (а в старших классах — работа по дереву, металлу и кулинария). Последние, требовавшие работы в мастерской в пределах учебного заведения, либо были недооценены, либо обладали ограниченными ресурсами. Усугубляло ситуацию то, что не существовало каких-либо общепринятых стандартов преподавания, и как сказал один бывший преподаватель, «школы фактически могут преподавать все, что им заблагорассудится».

Майк Айв перенес на новый уровень то, что впоследствии будет названо «технологией дизайна», включив эту дисциплину в основной учебный курс британских школ. В рамках курса дизайна и технологий, который Майк помог преобразовать, основное внимание было переключено с ремесленных навыков на интегрированный курс, в котором академические знания соединялись с практикой.

«Как преподаватель он обогнал свое время», — сказал бывший школьный учитель Ральф Табберер, который в новом веке стал генеральным директором управления по учебным заведениям в правительстве Тони Блэра. Майк помог подготовить обязательный учебный курс, который был включен в учебный год всех британских школ. Англия и Уэльс стали первыми регионами, где обучение технологии дизайна стало доступно для всех детей от пяти до шестнадцати лет.

«Под его влиянием технология дизайна из маргинального предмета превратилась в дисциплину, которая занимает от семи до десяти процентов времени учащихся», — говорит Табберер. Еще один бывший коллега Айва Малколм Мосс так описал вклад Майка в преподавание технологии дизайна: «Майк заработал репутацию человека, активно продвигающего технологию дизайна». На практике это означало, что Майк помог из некогда проходного предмета сделать полезный курс, который стал основой для выявления и совершенствования талантов молодых британцев. Так получилось, что среди них оказался его сын.

Табберер вспоминает, как Майк рассказывал о прогрессе, которого Джони добился в школе, а также о его увлечении дизайном. Однако его отец не был настойчив в стремлении навязать своему сыну определенную карьеру, как это было в случае звезд тенниса Винус и Серены Уильямс.

«Влияние Майка на талант его сына было очень щепетильным, — заявляет Табберер. — Он постоянно разговаривал с Джонатаном о дизайне. Когда они вместе прогуливались по улице, Майк мог указать на разные типы уличных фонарей в разных районах города и спросить Джонатана о том, почему, на его взгляд, они отличались друг от друга. Например, речь шла о том, как должен был падать свет и какие погодные условия могли повлиять на выбор конструкции фонаря. Они непрерывно вели разговоры о предметах рукотворной среды и об окружающих их вещах…. Ну и конечно, о том, как их можно было бы сделать лучше»

«Майк был человеком, который имел над ним незримую власть и с успехом мог ее реализовывать, добавляет Табберер. — Он имел очень кроткий характер и был очень образованным, очень щедрым и обходительным. Английский джентльмен в классическом понимании»

Безусловно, эти черты перешли по наследству и к Джони.

Лиэндер Кэни. «Джони Айв»

Предисловие
Глава 1. Школьные годы
Часть первая
Часть вторая

[1] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Школьные годы. Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Фото.

Джонатан АйвКниги на iPad