Издательства против Apple: бунт на корабле iTunes

13

В последнее время в издательском бизнесе наблюдаются большие перемены. Кажется, еще несколько месяцев назад у владельцев газет и журналов вызывала панику одна мысль о том, что Большой и Ужасный Интернет позволяет людям бесплатно прочитывать их свежие номера. Идея о платной подписке была реализована немногими и обернулась провалом. Но вот на сцену вышла Apple со своим iPad, который, как представляется, может стать панацеей для издателей, судорожно ищущих способы монетизации онлайн-доступа к контенту.

Вместо выкладывания материалов на сайт издательствам в рамках этой схемы предлагается поставлять пользователям контент через специальные приложения для iPad. И благодаря появлению этого шикарного девайса газеты и журналы не только смогут представать перед нашим взором во всей своей мультимедийной красе, но и заставят даже самых неисправимых любителей халявы выложить пару зеленых бумажек за возможность получать доступ к этому контенту. Это стало возможно, поскольку в iPad ничего не происходит без вездесущего iTunes store, а Стив Джобс располагает данными о кредитках всех своих пользователей. Поэтому халява, ранее являвшаяся в интернете общим местом, по идее, должна будет уйти в прошлое.

Как и ожидалось, издатели набросились на iPad как голодные волки, вкладывая большие объемы средств и усилий в разработку приложений для этого устройства. Пожалуй, больше всего преуспел в этом отношении журнал The Economist, создавший приложение, которое, по мнению многих наблюдателей, читать куда приятней и интересней, чем бумажную версию журнала. После этого Руперт Мердок начал издавать в Нью-Йорке ежедневный журнал The Daily, который стал первым изданием, предназначенным специально для iPad. И даже издательство Condé Nast, которое всегда скептически относилось ко всяким электронным затеям, обзавелось своим журнальным киоском в iTunes, где продает несколько своих популярных изданий (в числе которых журнал New Yorker).

И хотя для большинства издателей это был весьма впечатляющий старт, все же не обошлось без нескольких раздражающих моментов. Если имеешь дело со Стивом Джобсом сотоварищи, то без таких моментов вообще крайне редко получается обойтись. Во-первых, каждое продаваемое приложение Apple обложила 30-процентной данью. Во-вторых, запросив данные о своих читателях, издательства встретили решительный отказ Apple. Как известно, редакции газет и журналов часто стремятся получать различную информацию о своей аудитории для маркетинговых и других целей. Тем не менее, Apple встала горой и категорически отказалась предоставлять информацию о читателях, оформивших подписку через iPad. Вся эта информация по распоряжению мистера Джобса должна принадлежать только Apple и никому более.

Таким образом, издатели некоторое время поскрипели зубами, но впоследствии успокоились, теша себя мыслью о том, что им хотя бы платят 70% за контент. А это уже было значительным преимуществом перед простой публикацией своих материалов в ненавистном вебе. И вот в феврале этого года Apple сбросила очередную бомбу.

Связано это было с функцией подписки внутри приложений. Для подписки на поступающую на iPad периодику пользователь мог выбрать продолжительность подписки: неделя, месяц, квартал или год. Пользователь выбирает срок подписки, нажимает на соответствующую кнопку – и iTunes списывает с его кредитной карты соответствующую сумму. И бомба заключалась в том, что издательства, которые предлагали пользователям подписаться на свои продукты внутри приложений, должны выплачивать Apple по 30% с каждой такой подписки.

«Наша философия очень проста, – объяснил Джобс. – Когда Apple подписывает на приложение нового пользователя, она должна получать 30%. Если издатель сам подписывает на свое приложение имеющегося или нового пользователя, он забирает себе 100% выручки, а Apple ничего не зарабатывает»

Однако, как показывает история, Первое правило из Книги правил Стива Джобса гласит: Чтобы Apple не смогла ничего заработать – так просто не бывает. В связи с этим издателей обязали удалить из своих приложений все ссылки на любые службы подписки за пределами iTunes. А если они предлагают возможности подписки и приобретения какого-либо цифрового контента за пределами App Store (то есть в обход правила о 30-процентном вычете), то Apple обязывает это издательство также включить в свое приложение возможность подписки через iTunes.

Назвать это наглостью это то же самое, что заявить о том, что у Гитлера не хватало такта. Но таков характер работы Apple, и таким он был всегда. И вот в недрах издательств начали созревать планы того, как можно щелкнуть по носу скаредов из Купертино и оставить их без барыша, не нарушая установленных правил. Считается, что больше всех от последней инициативы Apple пострадала компания Amazon, разработавшая бесплатное приложение Kindle, в котором можно читать электронные книги для Kindle на устройствах Apple. Внутри приложения имеется ссылка «Купить в Kindle Store», при нажатии на которую в браузере гаджета открывается домашняя страница Amazon. До оглашения резолюции Джобса 100% от выручки, получаемой с продаж за пределами приложения, забирала себе Amazon. Но в соответствии с решением Apple, отныне Amazon теперь должна либо удалить эту ссылку, либо выплачивать Джобсу и компании всю ту же 30-процентную дань.

Amazon прореагировала на эту дерзость многоходовой комбинацией. Как представляется, платить Apple за покупки в приложении она все же согласилась, поскольку ссылка в программе осталась. В то же время компания также запустила веб-сервис под названием Kindle Cloud Reader, который позволяет пользователю заходить в онлайн-библиотеку Kindle за пределами приложения для iPad, при этом давая возможность Amazon оставлять себе 100% выручки со всех покупок, сделанных в Cloud Reader.

До недавнего времени оставалось неизвестно, последуют ли примеру Amazon другие издатели, поставляющие контент для iPad. И вот последовал очередной выстрел из лагеря всемирно известной газеты Financial Times. Сначала она запустила аналогичный облачный сервис, а в прошлую среду нанесла еще более мощный удар, объявив об отзыве из App Store своих приложений для iPad и iPhone. Таким образом, издательства отправляют Apple отчетливое сообщение: либо правило подписки приобретают благопристойные формы, либо купертинцам придется искать партнеров в издательском бизнесе на какой-нибудь другой планете. Следующий ход за Apple, делаем ставки.

Источник: The Guardian

13 комментариев

  1. 0
    Лизунов Евгений

    Все правильно и справедливо. Это право Apple брать тот процент себе, который они хотят, насильно издателей не тянут сотрудничать и предъявы с их стороны — это чушь.
    Есть множество сторонних способов для продажи своего товара, iTunes — самый эффективный, издатели это понимают, иначе бы и в сторону Apple не посмотрели, идя по другой дороге.

  2. 0

    Писавший это автор (из The Guardian, если конечно переводчик ничего не добавил личного) либо троль, либо ничерта не смыслит в издательском бизнесе. 30% это вообще подарок, стандартно — авторам в лучшем случае перепадает 50-30% от продаж и то если повезет, это еще мы упускаем комисии платежных систем и банков.

    • 0

      Kopbruce, Ну вобще то никоо об авторах не говорит, а издатели должны отдавать кровные 30%

      • 0

        Олег, Авторы=издатели=контент провайдеры и.т.д.
        Это многоступенчастый рынок дистрибуции контента и на каждом этапе нужно делиться процентом

  3. 0

    Вспоминается такая русская поговорка — «Много хочешь — мало получишь». Эх, жадность, жадность…

  4. 0
    Kostya Shevchenko

    токо мудаки читают за бабло амирикосы дибилы

  5. 0

    Не знаю, для издетельств можно было бы и снизить процент. Ибо это не прямая продажа конкрнтной проги, а постоянная, из года в год, подписка большого количества читателей.

  6. 0
    Kostya Shevchenko

    все вы мудаки

    • 0

      Kostya, А Константин то отжигает. Псоледнее сообщение видимо должно стать таким своеобразным финальным аргументом, каков однако дартаньян.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий