Почему в том, что мы занимаемся пиратством, виноваты не мы?

34

Данная статья является не только моим мнением, но и своеобразным ответом на статью «[CamRip] Воровал, ворую и воровать буду!», опубликованную на интернет-ресурсе AppleInsider.ru, за авторством Рената Гришина.

Пираты ХХ века

Довольно часто в спорах о пиратском контенте от защитников легального контента слышишь довод о том, что вместо того, чтобы оправдывать свои пиратские действия и нехватку денег на легальный контент, нам лучше бы перестать заниматься ерундой в Интернете и идти зарабатывать деньги на приобретение контента в легальном его виде, ну или заняться саморазвитием, а именно: учить иностранные языки, ведь не знать английский сегодня, по их мнению, ну просто непростительно.

Начну статью немного рассказав о себе, чтобы моя точка зрения на данную проблему вам была более понятной.

Я являюсь студентом факультета иностранных языков и изучаю английский и немецкий языки. Изучение иностранного языка имеет много граней. Какие-то грани скучные, какие-то интересные, но по мере того, как изучаешь язык, начинаешь изучать и культуру стран, для которых данный язык является родным. По-другому просто невозможно. Так я открыл для себя зарубежные сериалы и кино без дубляжа.

Еще до этого я, можно так сказать, увлекался «коллекционированием музыки». Долгое время я искал для себя так называемый «виртуальный шкаф», в котором смогу хранить в удобном виде свою музыкальную коллекцию. Этим «шкафом», на удивление всех моих знакомых, стал так ненавистный некоторыми iTunes, хотя на то время ни одним устройством компании Apple я не обладал, а коллекционирование заключалось в том, что пиратская музыка добавлялась в библиотеку iTunes и к ней моими руками прописывались все теги и подбиралась обложка. Мое окружение смотрело на меня, как на дурачка: мол, зачем страдать этой дурью, в плеере все равно этого не увидишь, и наслаждаться музыкой это никак не поможет, а времени ты убиваешь уйму. Есть в этом доля правды, но после всех моих операций я мог в считанные секунды найти нужную мне песню, составить genius плей-лист и получить рекомендации, да и вся моя музыка была собрана в одном месте, а не валялась по всему компьютеру в бесчисленном количестве папок.

В общем, уровень культуры потребления контента у меня уже тогда был выше. Да и я всегда верил в то, что обложка является такой же частью альбома, как и песня, ведь на ее оформление и подбор музыканты тратят уйму времени, сил и вдохновения.

В общем, всю жизнь я предпочитал легальный контент, но меня всегда не устраивал один момент: чтобы его получить, нужно совершить уйму лишних действий. Плюс ко всему, на тот момент я был подростком. И как объяснить родителям, знакомым только с Word, что я хочу использовать их кредитную карту для оплаты контента, который мне нужен? Деньги у меня были, но не в том «формате»: мне нужна была «цифра», а я обладал наличкой. Со временем, конечно, все стало лучше, и появились всякие подарочные карты и купоны, которые можно приобрести за наличные деньги. В 2012-ом наконец-то заработал iTunes. Тогда мне показалось, что счастливое и светлое будущее наступило. Однако спустя некоторое время я понял, что это не так: многих фильмов в каталоге не оказалось, музыки тоже было заметно меньше, чем в американском каталоге, но сейчас не о ней.

И вот, уже на сегодняшний день, наслышанный об очень крутом сервисе Netflix и о том, что он приходит в Россию, я вновь воодушевился, ведь я очень часто читал новости в стиле «выходит суперкрутой сериал, и он доступен в этом Netflix» или «для PlayStation 4 вышел клиент Spotify, но для нас все мимо, ведь мы в России живем». Мое воодушевление нарастало еще и из-за того, что ходили слухи о запуске сервиса у нас в стране не в урезанном виде, как обычно, а в полном, как он есть, например, в Америке. И вот я зашел на сайт Netflix и любезно оставил свой email, чтобы меня уведомили, когда сервис заработает. И вот в ночь с 6 на 7 января мне пришло письмо с уведомлением о том, что Netflix начал свою работу в России. «Вот это подарок на Рождество!», подумал я, оформляя свой бесплатный пробный месяц. Но уже 10 минут спустя меня ждало практически полное разочарование. А теперь подробно и по пунктам разберем, почему же именно для меня Netflix в России, как и для многих других пользователей в других странах, Netflix, в его нынешнем положении, является далеко не удовлетворительным сервисом.

Разбирать данную ситуацию будем по пунктам и доводам, которые люди часто приводят в спорах. Будем пытаться переложить данный опыт на легальные сервисы.

«Саморазвивайся, учи иностранные языки, чтобы смотреть недоступный в нашей стране контент в оригинале»

Сразу хочу отметить, что с точкой зрения об изучении языка в свободное время и саморазвитии я категорически не согласен. Думаете, уехав всего лишь за 100 км от Мюнхена, с вами кто-то будет разговаривать на английском? Если да, то вы глубоко заблуждаетесь. Мнение о том, что английский плохо знают только в России — миф. Да, в любом крупном городе вы найдете, с кем поговорить на английском языке, но стоит выехать из мегаполиса, как шансы резко падают. Люди начинают задаваться закономерным вопросом: «Почему я должен уметь говорить на иностранном языке, живя в родной стране?». Действительно, кино и телешоу — абсолютно рядовой контент, и предъявлять повышенные требования к потреблению абсолютно рядового контента — значит терять огромную аудиторию. Да и вообще, если хочешь, чтобы твой контент потребляли, уж изволь постараться его хоть как-то адаптировать для локального потребителя, чего Netflix не сделал, не снабдив фильмы и шоу русской озвучкой и субтитрами, когда начал свою работу в России.

«Зачем мне тратить деньги и получать контент, для потребления которого придется ломать языковой барьер, когда я могу посмотреть уже адаптированное для меня кино совершенно бесплатно?». Я довольно часто слышу такой довод, и с ним очень сложно хоть не согласиться. Раз контентообладатель пришел на российский рынок, он обязан подготовить свой контент под местного потребителя.

Существует и другая точка зрения на данный вопрос. Представим, что читатель, как и я, имеет достаточный уровень знаний в английском языке, который позволяет ему смотреть фильмы без дубляжа, что он и предпочитает делать, ведь мы постоянно развиваемся и занимаемся самообразованием. И вот мы открываем наши легальные сервисы iTunes Store и Google Play. И что же мы видим?

Давайте возьмем несколько конкретных примеров. Недавно прошла церемония награждения премии «Оскар». Отлично. В номинантах 2016 года у нас, среди прочих, «Марсианин» и «Голос улиц».

Смотрим, что у нас с ценами и доступными языками:

  • iTunes «Марсианин» — 349 рублей, языки: озвучка-русский, английский, украинский; субтитры: приличный список языков, от испанского до тайского.
  • Google Play «Марсианин» — 300 рублей, языки: доступен только на русском.
  • iTunes «Голос Улиц» — 349 рублей, языки: только русский.
  • Google Play «Голос Улиц» — 230 рублей, языки: только русский.

Выводы: если вы находитесь в экосистеме Google и собирались изучать язык, чтобы смотреть фильмы на иностранных языках — забудьте. Кино в данном сервисе доступно только на русском и никаком больше, благо и цена там дешевле.

А вот с iTunes Store все гораздо интереснее. В данном сервисе как раз и раскрывается весь маразм сложившейся ситуации. Если мы хотим посмотреть «Марсианин» на английском, то проблем нет. Оплачиваем 350 рублей и наслаждаемся просмотром. А потом мы хотим посмотреть «Голос Улиц», и тут наши знания английского уже совсем ни к чему. «Ну, наверное, кино дешевле будет», думаем мы, но нет, нас также просят оплатить 350 рублей.

Возникает два резонных вопроса:

  • «Смысл в таком «саморазвитии», если я не могу применить приобретенные навыки?»;
  • «Почему я должен платить одинаковые деньги за фильмы, которые дают мне разные возможности для просмотра?».

Итог: если мы все же хотим посмотреть «Голос Улиц» на английском языке, мы обязаны обратиться к пиратским сервисам. В этом нет нашей вины, виноваты правообладатели, которых мы затронем позднее.

Удобство. «Нет хорошего сервиса с подпиской? Покупай фильмы в iTunes Store!»

«Амедиатека», Ivy.ru и Netflix уже доказали нам свою несостоятельность, продемонстрировав скудную библиотеку фильмов. И в таких случаях очень часто слышны призывы использовать iTunes Store. Подобное всегда вызывает у меня улыбку.

Чем так удобен Netflix? Он есть везде: в вашем компьютере, телефоне, планшете, смарт-телевизоре, в игровой приставке, в Apple TV, Chromecast, медиацентре, кабельном телевидении.

Для просмотра фильмов из iTunes Store требуются устройства Apple. Если у вас нет Apple TV — забудьте о просмотре фильма на большом телевизоре всей семьей, ну или придется искать компьютер, который можно будет подключить к телевизору с помощью кабеля. Удобно, правда? Мы ведь постоянно носим с собой ноутбук, да еще и с кабелем HDMI и зарядкой для самого ноутбука.

Чем еще так удобен Netflix? Тем, что нам надо знать лишь логин и пароль своего аккаунта. Мы приходим к друзьям, вводим данные своего аккаунта на том устройстве, на котором хотим посмотреть кино или телешоу, и все. По завершении просмотра просто выходим из аккаунта. Наши данные в безопасности. Но даже если мы забудем выйти из своего аккаунта, мы рискуем лишь представить в свет информацию о том, какие фильмы и телешоу мы смотрим.

В случае с iTunes Store и ноутбуком, при условии, что мы в гостях, нам требуется попросить хозяина ноутбука разрешить нам установить программу iTunes на его ноутбук, что довольно часто вызывает вот такую реакцию: «Программу ради кино? А что, по-другому нельзя? Нет, давай как-нибудь без установок всяких программ». Но даже если разрешение получено, нам нужно еще ввести данные своего аккаунта на чужое устройство. Ну и что? Netflix ведь тоже этого требует. Разница лишь в том, что, вводя данные Apple ID, мы еще привязываем это устройство к своему аккаунту (что нам не требуется) и открываем доступ к такой информации, как данные нашей кредитной карты, члены так называемой «семьи», адрес, по которому выставляются счета за покупки, устройства, которые привязаны к данному аккаунту, история покупок, подписки на музыкальные сервисы, различные ограничения и позволения по аккаунту. Более того, эта информация не только доступна, но также может подвергаться редактированию. Обычно людям не хочется оставлять или вносить подобную информацию, пусть и на короткий срок, но на чужие персональные устройства.

И опять же, в данном случае зайти в Интернет и «спиратить» фильм будет гораздо проще, чем устанавливать на чужие компьютеры лишние программы и вносить свои персональные данные и после всего этого еще заморачиваться с подключением компьютера к телевизору через провода.

«Закон сохранения энергии» «мои деньги — только мне ими распоряжаться». «Как правообладатели сами лишают себя дохода?»

Сейчас я сразу выдвину мысль, которая, на мой взгляд, неоспорима. В мире, где есть что-то платное и бесплатное — критиковать бесплатное нельзя. Оно ведь достается даром, и никаких затрат, кроме как затрат по удобству потребления такого контента, потребитель не несет. Если что-то не нравится — приходится либо мириться, либо пользоваться легальным контентом, где потребитель уже имеет полное право выдвигать претензии, ведь он заплатил деньги.

Итак, разберемся. Наш мир, так устроен, что мы всегда и везде пытаемся сэкономить. Получить что-то, затратив минимум усилий. Конечно, приоритеты бывают разные. Для кого-то это деньги, для кого-то комфорт. И я могу с уверенностью сказать, что сегодня комфорт потребления контента достиг такой величины, что уже перевешивает желание сэкономить деньги для большинства на земном шаре. Тогда почему же в мире процветает пиратство? Особенно в сфере кино и телешоу? Говорю именно в мире, а не в России, потому что мысль о том, что это только у нас повальное пиратство, а там за морями-океанами все всё приобретают легально, — глупость.

Причина существования пиратства — правообладатели.

Почему, как думаете, в ближайшее время, а может, и никогда, Netflix в России «не взлетит»? Из-за того, что каталог фильмов и ТВ-шоу ничтожно мал. И виноват в этом не сам Netflix, а правообладатели контента. Почему в США доступны 3 сезона сериала «Arrow», а в России только 2? Почему в США и России посмотреть фильм «Мстители» нельзя, а в Великобритании можно? Ответ: правообладатели. Они сами отнимают у себя деньги, которые могли бы заработать, для кого-то наличие нескольких фильмов и сериалов по комиксам крайне важны, и если они отсутствуют — подписка на сервис оформлена не будет. И получается замкнутый круг: подписчиков мало, соответственно, главы Netflix в дальнейшем развитии сервиса в данном регионе не заинтересованны, сервис приходит в упадок, не развивается или вообще закрывается. Действительно, зачем мне оформлять подписку, если там нет фильмов и телешоу, которые я смотрю, и мне все равно придется их скачивать нелегально? И мы сейчас говорим не о том, чтобы посмотреть фильм раньше премьеры, а о том, чтобы посмотреть его в тот момент, когда он уже доступен на DVD. Мысль о том что «ну и что, что ты посмотришь на пару недель позже?» к сериалам не применима вообще. Мое знание английского языка дает мне еще и преимущество в том, что я могу жить практически в одном ритме с его носителями. Я могу смотреть сериал одновременно с ними, если имею доступ к каналу, который ведет трансляцию, или спустя всего лишь 1-2 часа: примерно столько времени уходит, чтобы слить вышедшую серию в Интернет, после ее выхода на ТВ. Не знай я английского — время ожидания увеличилось бы как минимум на 8-9 часов, через такой промежуток времени обычно появляется серия с субтитрами, а профессионального перевода порой приходится ждать 1-2 дня.

В случае, если я пользуюсь легальным сервисом, я не приемлю задержек. Я плачу деньги и имею полное право требовать минимальных задержек, а именно: я хочу, чтобы серия появлялась в сервисе практически сразу после эфира, а профессиональная озвучка выходила не позднее, чем серия с профессиональной озвучкой на пиратских сайтах. Если это будет не так, то смысл в платном сервисе отпадает, ведь он не дает никаких преимуществ. Платить деньги и получать то же самое, что и на пиратских сайтах, только позднее? НЕТ, спасибо. А ведь многие сервисы, в том числе и Netflix, этого не понимают и очень сильно затягивают с выпуском нового материала.

Более того, Netflix отличился в худшую сторону от остальных. У него есть региональные ограничения, но не в том смысле, в котором мы привыкли их понимать. Обычно ведь как: я завел российскую учетную запись, уехал по делам в другую страну и продолжаю пользоваться своей учетной записью. Но Netflix даже тут умудрился сделать еще хуже. Каталог, который вам доступен, напрямую зависит от того, в какой стране вы находитесь. То есть уехав из России в Великобританию, вы можете попрощаться с русской озвучкой, фильмами и телешоу, которые доступны в нашей стране. Или возьмем кино «Невероятный Халк». Допустим, что вы немец, живете в Германии, и вам пришлось уехать по работе в Новую Зеландию. То, что и в той и в другой стране этот фильм доступен для просмотра, — уже счастье, вот только вас, как человека, говорящего на немецком, доступность этого фильма в Новой Зеландии только на английском никак не обрадует.

Я бы назвал такой подход со стороны Netflix или правообладателей геодискриминацией.

Знаете, ведь мы сейчас говорим о сервисе, который транслирует свой контент онлайн. И отговорки вроде «мы заботимся о том, чтобы размер файла, который вы скачиваете, не был слишком большим, тем самым мы экономим ваши ресурсы» тут уже не подойдет, ведь указывая аудиодорожку, мы лишь указываем, какой аудиопоток нам транслировать. Так зачем нужно ограничивать выбор языка по странам? Почему нельзя создать действительно единый каталог фильмов и телешоу со всеми имеющимися аудиодорожками и субтитрами? Вопрос остается открытым. Если такой сервис появится на свет — количество его подписчиков будет расти с каждым днем, ведь это очень удобно.

Существует мнение, что этого не произойдет, так как наш мир мультикультурный, и то, что нормально для одного, неприемлемо для другого. И все эти региональные ограничения — это наше благо. Что же, практика показывает обратное, более того, можно просто скрыть «спорный» контент, но если пользователь захочет открыть к нему контент, у него должна быть такая возможность. Более того, если какой-то контент против моих убеждений, то, скорее всего, я просто сам не буду его смотреть. Мы ведь не смотрим в Интернете, как топят котят и мучают животных, хотя я уверен, что такого контента на просторах Глобальной сети предостаточно.

Кроме того, правообладатели сами рубят сук, на котором сидят. Пользователи годами использовали VPN-сервера, прикидывались жителями других стран, получали доступ к каталогам других стран и исправно платили деньги. Оказалось, это практически единственный сценарий использования сервиса Netfix. Но правообладатели требуют от компании перестать закрывать глаза на данное упущение и предоставлять пользователям доступ только к библиотеке страны, в которой они находятся. Помимо прочего, существуют ситуации, когда пользователям из других стран, которые платили деньги, перекрывали доступ к сервису совсем, не ограничиваясь лишь возвращением в рамки «родной» библиотеки. Согласитесь, не хочется отдавать деньги и потом остаться ни с чем.

Уж не знаю, на что они надеются, но мы живем в мире рыночных отношений, и мы, как пользователи, голосуем рублем, наши деньги — и нам решать, как мы их будем тратить. И как показывает мнение общественности, если невозможно будет получить доступ к библиотекам других стран — сервис Netflix потеряет значительную долю подписчиков. И эти самые подписчики обратятся к пиратству вновь, что также доказывает, что проблема пиратства в такой же степени существует и в других странах.

Подтверждением моих слов является статья автора Rich McCormic «First Click: Clamping down on VPNs will turn Netflix subscribers into pirates», который на себе испытал отключение от библиотек других стран.

Также очень показательны коментарии (111) к новости о том, что Netflix начинает борьбу с VPN-серверами. Данные комментарии и статья автора Rich McComic доказывает, что удобство просмотра и огромная библиотека фильмов и сериалов уже превосходит желание сэкономить деньги.
screen
Статья и отзывы были намеренно взяты с иностранных сайтов, чтобы показать, что при худшем развитии событий пиратство расцветет с такой же силой за рубежом, что и в России.

В заключение хочется вспомнить о правиле положительного настроя. Его суть заключается в том, что общество не примет в свои ряды нового человека до тех пор, пока человек этого не захочет, как и человек не сможет войти в общество, если общество его отвергает. И тот и другой должны быть позитивно настроены на контакт. С легальным контентом и потребителями та же ситуация: в тот момент, когда правообладатели повернутся к потребителям лицом, уберут непонятные региональные ограничения и перестанут дискредитировать нас по месту нахождения — именно в тот момент начнется закат эпохи пиратства.

До тех пор правообладатели должны понимать, что у нас уже есть эта огромная библиотека, только не такая удобная, но зато бесплатная. И это их задача, а не наша — показать, что их предложение лучше. Их задача — сделать так, чтобы нужные нам фильмы и сериалы были на их сервисах. Это их задача — договариваться с правообладателями — нам на это плевать, нас их внутренние перипетии не волнуют. Нам важен результат. Результат, правообладатели, слышите? Результат!

С уважением, ваш
Ястребцов Андрей.

P. S. Мнение редакции может не совпадать с мнением Андрея.

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий