Кто может стоять за иском ФАС к «МТС» и «Вымпелкому»?

Как мы уже знаем из сообщений прессы, вчера Федеральная антимонопольная служба России направила исковое заявление против операторов связи «МТС» и «Вымпелком» (владелец торговой марки «Билайн») по обвинению в ценовом сговоре при реализации смартфона iPhone 4. В этом материале мы попробуем разобраться, в чем могут состоять истинные мотивы регулирующего органа, и кто на самом деле за всем этим может стоять.

fas

Для начала вкратце напомним об истории вопроса для тех, кто может быть не в курсе. Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компаний «Мобильные ТелеСистемы» и «Вымпелком» по факту согласованных действий, заподозрив их в ценовом сговоре при продаже iPhone 4. Компании официально импортируют смартфоны iPhone 4 производства Apple на территорию РФ. Антимонопольная служба получила сведения, что американский производитель не менял отпускные цены на смартфоны с сентября 2010 года, не давал рекомендаций в отношении розничных цен на смартфоны в России и не контролировал ценовую политику «Вымпелкома» и «МТС». Тем не менее, цены на эти мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. В случае признания «Вымпелкома» и МТС нарушившими закон им грозит оборотный штраф до 15% выручки от продаж iPhone 4.

В настоящий момент «Вымпелком» в своем интернет-магазине предлагает Apple iPhone 4 черного цвета с памятью 16 ГБ по цене 31900 рублей. Версия с объемом памяти 32 ГБ стоит 36 900 рублей. «МТС» же на своем сайте продает аппараты с 16 ГБ по цене 31 900 рублей, а 32 ГБ – за 36 900 рублей. Третий участник «большой тройки» операторов, «Мегафон», вообще на этот праздник жизни не допущен, что также заинтересовало органы. В связи с этим обстоятельством ФАС заподозрила «МТС» и «Билайн» в картельном сговоре, направленном на искусственное поддержание цен на смартфон на высоком уровне, который стал возможным благодаря исключительному положению двух операторов на рынке «белых» смартфонов Apple в России.

В то же время антимонопольный орган как будто упускает из внимания тот факт, что решение о выборе партнеров для сбыта своей продукции на территории нашей страны принимала компания Apple, и почему на нашем рынке сложилась такая ситуация, спрашивать нужно исключительно у нее. Что же касается завышенных цен на смартфон, то многие аналитики сходятся во мнении, что те цены, которые предлагают сегодня «МТС» и «Вымпелком», просто являются минимальными возможными ценами для официального сбыта смартфонов, привязанными к оптовым ценам Apple (изначально идентичным для обоих операторов) и включающими в себя другие необходимые расходы. Если бы у операторов была возможность сделать эти цены ниже этой минимальной отметки, они бы наверняка так и поступили, поскольку с нынешними ценниками конкурировать с «серыми» импортерами им наверняка очень тяжело, даже невзирая на все очевидные преимущества «белых» продаж.

Кто может стоять за иском ФАС к «МТС» и «Вымпелкому»?

Кроме того, представляется странным, что интересоваться этой проблемой ФАС стала только сейчас, то есть спустя более года после прихода iPhone 4 в Россию и в преддверии начала продаж следующего поколения смартфона. В этой связи у некоторых наблюдателей возникли подозрения в том, что действия службы носят исключительно показушно-политический характер. Как мы знаем, приближаются парламентские и президентские выборы, и в такие периоды времени органы, связанные с исполнительной властью, обычно демонстрируют повышенную активность и пытаются доказать эффективность своей работы. А такой знатный «клиент» как Apple, да еще и после всех шумных событий, связанных с компанией, мог бы помочь привлечь внимание к активной работе наших доблестных органов. И даже если эта затея провалится, ФАС может хотя бы доложить, что в поле ее неусыпного внимания попадают даже такие не всегда различимые для глаза явления как продажи модных гаджетов в России.

Другая версия носит сугубо конспирологический характер и принадлежит нашему коллеге и другу Эльдару Муртазину. В своем твиттере он пишет:

Все-таки красиво Эпл партнеров сливает перед открытием магазина. Пиар строят правильно. «Плохие» операторы, «завышенные» цены и потом бах…

Изложим позицию ведущего аналитика Mobile Research Group более развернуто. По мнению Муртазина, вся эта кампания связана с желанием Apple избавиться от бремени контрактов с российскими дилерами в рамках подготовки к открытию собственного магазина в Москве. Иными словами, Apple сама «натравила» ФАС на «МТС» и «Билайн», чтобы расторгнуть с ними контракты и впоследствии изменить правила игры. А правила эти, как предполагается, могут быть разными: либо iPhone будет продаваться в Apple Store в разблокированном виде, и пользователи смогут самостоятельно выбрать любого оператора, либо будут заключены новые контракты с поставщиками услуг связи, в рамках которых Apple обеспечит себе более широкую свободу действий, которая будет необходима после того как компания «породнится» с Россией.

Такая версия, бесспорно, тоже имеет право на существование, однако в рамках этого предположения действия компании Apple выглядят слишком уж нечистоплотными и беспардонными. Если у производителя есть желание расторгнуть контракты с дилерами, то почему бы не сделать это полюбовно и по договоренности? Ведь наверняка соответствующее положение в договорах присутствует, поскольку Apple вряд ли стала сковывать себя какими-то кабальными контрактными условиями. А теперь получается, что, желая разорвать связи с операторами, американская компания не только наносит ущерб деловой репутации своих партнеров, но и обрекает их на потенциальные убытки, которые могут оказаться весьма немаленькими.

В любом случае, к чему бы ни привела эта история, главным победителем в конечном итоге должен будет остаться потребитель. Если дело будет спущено на тормозах или иск провалится, мы как минимум ничего не потеряем (в то время как репутации операторов будет нанесен ущерб), а если факт сговора между «МТС» и «Билайном» будет подтвержден, нас ждет солидный подарок в виде снижения цен на iPhone. Ну а самым главным подарком, конечно же, обещает стать открытие московского Apple Store, информация о котором получает все новые и новые подтверждения.

По материалам «Маркер.Ру»